Автотранспортное средство, кроме весомых преимуществ, которые оно приносит своему владельцу, требует довольно немалых расходов на своё содержание и эксплуатацию. Расходы на автомобиль складываются из множества составляющих, которые стоит учесть как при планировании семейного бюджета, так и при расчёте средств, списываемых на машину, используемую для предпринимательской деятельности.
Содержание
Расходы на шины
Несмотря на то что расходы на автомобильные шины не столь велики, в сравнении с большинством других, пренебрегать ими не стоит. Казалось бы, купил всесезонную «обувь» для своего авто и катайся круглый год, сэкономив на более высокой стоимости двух комплектов — зимнего и летнего. И всё-таки сезонный вариант шин имеет значительно лучшие эксплуатационные характеристики — большее сцепление в соответствующее время года, меньшую степень износа. Кроме того, хорошая управляемость авто именно с зимними шинами, особенно в гололёд, снизит и возможные расходы, которые могут возникнуть у водителя после попадания в аварию. А два таких комплекта прослужат вам в среднем вдвое дольше одного универсального, таким образом по большому счёту являясь более выгодными.
Снизить расход на шины можно более простым способом, чем покупкой «всесезонок». Например, выбором для своей машины таких деталей с оптимальным соотношением цены к качеству. Сделать это можно достаточно легко благодаря многочисленным обзорам шин в сети.
Расходы на техобслуживание
Затраты на государственный техосмотр являются периодическими. Время, через которое следует предусмотреть такой расход, для каждого транспортного средства может быть своим. Первый техосмотр в любом случае придётся пройти в течение 30 дней с момента регистрации авто. Для грузовых и легковых транспортных средств весом до 3,5 т периодичность ГТО может быть равна:
- 1 году (для машины, с года выпуска которой прошло 7 лет и более);
- 2 годам (для транспорта, возраст которого меньше 7 лет);
- 3 годам (в случае если первое ТО проводилось в первый же год после выпуска авто).
Как ни странно, но экономия в этом случае может быть достигнута большей частотой прохождения техосмотра, а не меньшей. Дело в том, что исправное состояние автомобиля уменьшает большинство ваших остальных эксплуатационных расходов, тогда как стоимость техосмотра по сравнению с ними может быть незначительной. В среднем оптимальным вариантом для поддержания своего транспортного средства в исправном состоянии будет периодичность прохождения техосмотра равная 1 году.
Расходы на автомойку
На видео показано, как моют автомобили в Германии:
Если вы заботитесь о внешнем виде своего транспортного средства, но не имеете чересчур много времени для ухода за ним, содержание автомобиля может включать в себя и такую статью, как расходы на автомойку. Их величина зависит и от того, как часто и в каких условиях вы используете машину, от места её стоянок (в гараже, во дворе или на автостоянке), а также от степени её престижности (вряд ли старенькую «копейку» будут мыть так же часто, как новый X5).
Сократить такие расходы на авто не так уж и сложно. Для этого стоит приобрести комплект для самостоятельного мытья автомобиля и уделять этому некоторую (довольно небольшую) часть своего свободного времени.
Расходы на платные автострады
Не такой уж и часто встречающийся вид затрат в нашей стране — хотя бы из-за не слишком большого числа таких дорог. В основном платить деньги за проезд приходится не на всех подобных трассах, а лишь на их участках. Поездка по платным автобанам хотя и вызывает у российского водителя отрицательную реакцию (сказывается привычка ездить по бесплатным, хотя и не отличающимся высоким качеством дорогам), но вполне может окупиться для некоторых водителей. Например, для перевозчиков доставить груз вовремя и без повреждений гораздо важнее, чем сэкономить на поездке по некачественному дорожному полотну. То же касается и водителей, использующих авто только в личных целях, — экономия времени на платном автобане (не считая отсутствия повреждений, которые могли бы быть нанесены вашей машине ямами на обычной дороге) вполне может стоить потраченных денег.
Экономить такие расходы на машину просто — не нужно ездить по платным дорогам. Если вы никуда не спешите, а особенно если вашим транспортным средством является предусмотрительно купленный внедорожник (или отечественное авто, которое просто не так жалко), вполне можно обойтись и без них. Тем более что выбор существует всегда — согласно отечественному законодательству, если в каком-то определённом направлении ведёт только одна дорога, она может быть только бесплатной. В случае же альтернативного варианта (второй дороги, параллельной первой) оплата может взиматься, если качество такой трассы значительно лучше.
Расходы на парковку и стоянки
В том случае, если перед вашим домом отсутствует бесплатная стоянка, к числу средств, затрачиваемых на содержание машины, смело можно добавить расходы на стоянки. Платная автостоянка обойдётся дороже, однако не потребует никаких первоначальных крупных капиталовложений, которые повлекут за собой, например, строительство или покупка гаража. К тому же гараж может располагаться достаточно далеко от дома, а платных стоянок в пределах досягаемости обычно немало. Впрочем, гараж можно и арендовать — обычно это всё равно дешевле (и даже иногда безопаснее), чем ставить авто на стоянку.
Парковать машину в центре крупных городов тоже обычно приходится не бесплатно. Правда, некоторые предприятия оборудуют специальные участки для бесплатной стоянки своих сотрудников или клиентов — в этом случае на таких расходах вы экономите.
Расходы на оплату нарушений
На видео показано, как оплатить штрафы через интернет:
Трудно предусмотреть затраты, которые зависят не только от вашего поведения на дороге, но и от бдительности сотрудников ГИБДД, и даже от их настроения. К ним могут относиться:
- оплата штрафов;
- выкуп машины со штрафстоянки;
- и даже выплата пени за несвоевременно погашенный штраф.
Хотя аккуратному и добросовестному водителю этот пункт расходов не нанесёт чересчур большого урона для бюджета и будет значительно меньшим, чем все остальные затраты.
Расходы на страхование автомобиля
На видео рассказано о видах страхования автомобиля:
Эти расходы являются обязательными, а их размер зависит от немалого числа факторов:
- марки и технических характеристик авто;
- страховой истории, а также количества аварий этого транспортного средства;
- вида страхового полиса, выбранного владельцем машины.
За последние несколько лет сумма расходов на автостраховку выросла, хотя предполагается, что и величина выплат при наступлении страхового случая стала большей, а значит, и помощь для водителя является более значительной.
Расходы на топливо и ГСМ
И вот, наконец, мы добрались до рассмотрения одной из самых (а иногда и самой — для тех, кто часто ездит) затратных для автомобилиста статей. Величина расходов на топливо и ГСМ может со временем превысить даже стоимость самого транспортного средства, а в течение месяца для среднестатистического водителя обычно достигает нескольких тысяч рублей. Конкретная сумма зависит от марки авто, литража и других параметров его двигателя, а также от технического состояния машины.
В результате каких именно факторов расходы на топливо могут превышать ожидания автовладельца? Среди них можно отметить:
- неверно указанные в паспорте нормы расхода автомобилей. Нередко «страдают» подобной недостоверностью китайские и корейские производители, занижая расход хотя бы на пару десятых литра на 100 км;
- режим движения машины. При езде на так называемой крейсерской (то есть оптимальной для расхода топлива) скорости эксплуатация авто будет обходиться дешевле. При постоянных остановках, торможениях и ускорениях (например, с целью обгона) расход будет увеличиваться. Естественно, в условиях передвижения по городу трудно придерживаться постоянных скоростей, однако в загородном режиме эта возможность вполне доступна любому водителю;
- различное время года. Как правило, зимой топлива расходуется на 10–20% больше, чем летом;
- слишком малый срок эксплуатации авто. Новая, ещё не обкатанная машина может потреблять чуть больше топлива;
- чересчур большой срок службы транспорта. Считается, что машина возрастом более 5 лет тратит на 5–10% больше горючего, чем новая. Для транспорта, эксплуатировавшегося в течение 8–10 лет, такое увеличение может составить и 15%;
- работу кондиционера или сплит-системы. Прогревание и охлаждение салона приводит к 7–10-процентному увеличению расхода топлива;
- езду по неровной местности. Если у вас не внедорожник (который и без того потребляет достаточно топлива), количество горок и ямок может значительно повлиять на потребление бензина, солярки или газа;
- массу автомобиля. Именно по этой причине в Европе сейчас больше в моде малолитражные и небольшие машины, чем тяжёлые и вместительные. Впрочем, иногда престижность и размеры машины важны для репутации её владельцев — но в этом случае на топливные расходы обращается мало внимания.
Стоит отметить среди факторов, влияющих на расходы в плане потребления машиной топлива, и такие параметры, как аэродинамика (форма кузова и открытые или закрытые форточки), езда на пониженных передачах, марка шин, загруженность авто и даже наличие на крыше багажника.
Учитывая все эти факторы и особенности увеличения расходов на топливо, вы можете постараться свести их к минимуму. Таким образом, эта достаточно значительная статья затрат станет несколько меньшей, освободив средства из вашего бюджета на более важные потребности.
Расходы на ремонт автомобиля
Как бы ни старался владелец транспортного средства аккуратно ездить и беречь своё авто, время от времени машине требуется ремонт и замена отдельных запчастей. Суммы, составляющие эту статью расхода, будут тем большими, чем старше автомобиль, и со временем могут привести вас к выводу, что проще сменить транспорт, чем тратиться на его ремонт.
Для новых авто часть затрат на их ремонт могут компенсировать сервисы официальных дилеров этой марки, конечно, если у машины ещё не кончился гарантийный срок. Как правило, у большинства зарубежных моделей в течение этого срока автомобили ломаются и требуют замены запчастей не слишком часто. Отечественный же автопром нередко «радует» своих владельцев и задолго до окончания гарантии.
Попадание в аварию, независимо от возраста и марки автомобиля, потребует значительных вложений. Хотя, если качество изготовления машины находится на должном уровне, повреждения, скорее всего, появятся на меньшем числе её элементов. В любом случае сразу же после попадания авто в такую ситуацию стоит пройти техосмотр. Исключением может быть только тот случай, когда машина уже находится не на ходу и вряд ли уже будет служить транспортным средством.
Чтобы продлить срок службы установленных запчастей, желательно пользоваться оригинальными их версиями, а не дешёвыми аналогами. Экономия при этом может оказаться как раз и невыгодной. То же можно сказать и про обращение к непроверенным специалистам в сомнительные сервисы. Иногда бывает лучше решить проблему самостоятельно (пользуясь советами из интернета) или при помощи более опытных знакомых, чем отдать авто в руки обещающим сделать всё гораздо дешевле, но зачастую не отличающихся высоким (и даже средним) качеством своей работы специалистам.
Оценка затрат на автомобиль
На видео рассказывается, как посчитать затраты на содержание автомобиля:
Как именно стоит оценивать ваши расходы на авто? Слишком большие, средние или очень даже экономные? Для этого стоит провести сравнение той суммы, которую тратите на содержание своей машины вы, и сколько в среднем тратит обычный владелец машины той же марки.
Конечно, никаких специальных норм для автомобилей не существует, однако по некоторым критериям, приняв средние значения всех сравниваемых показателей, можно примерно рассчитать размер таких расходов. Примем, например, следующие параметры:
- годовой пробег каждой машины около 33 тыс. км (или же 100 тыс. км за три года);
- бензин, которым они заправляются — АИ-95 (по нынешней цене около 32 р. за литр);
- расход топлива — из паспортных данных на авто (учитывая «городской» режим движения транспортного средства);
- периодичность прохождения ТО и его стоимость — с соответствующих сайтов сервисных компаний;
- данные о страховании — как для обычного водителя без аварий и со стажем от 2 лет.
Теперь рассмотрим, сколько же потратит условно принятый водитель каждой из таких машин:
- для Форда Фокус суммарные расходы на 1 год составят больше 115 тыс. р. (четверть его стоимости);
- Рено Логан обойдётся своему владельцу за год в 120 тыс. р. или в треть от своей цены;
- продукт совместного производства корпораций Дэу и Шевроле, Шевроле Ланос, за год потребует потратить на себя до 130 тыс. р., что почти равно половине его стоимости;
- на Хендай Акцент вы потратите до 125 тыс. р. в год или же треть цены;
- Дэу Нексия обойдётся практически в те же 125 тысяч, хотя в соотношении к затратам на её покупку это составит уже 41%;
- Дэу Матиз — в 95 000 р. (38%);
- для Шевроле Нива такие цифры составят уже, соответственно, 170 тыс. р. или 42%;
- для Шевроле Лацетти — 140 000 (29%);
- для Форда Фьюжн — 115 тыс. р. и 24%;
- и, наконец, самое дорогое по содержанию авто из наиболее популярных в нашей стране машин среднего и недорогого класса — Тойота Королла — каждый год будет забирать из вашего бюджета до 175 тыс. р. или 27% от цены машины.
Примерно такими можно представить себе годовые нормы расхода финансов в среднем на авто. И если ваши расходы на машину заметно ниже, значит, вы достаточно экономный человек — или просто редко пользуетесь транспортным средством. Значительное же превышение этих сумм говорит о том, что расходы можно было бы и снизить. Например, одним из способов экономии средств, приведённых в этой статье, или по найденной самостоятельно методике из интернета.
Можно воспользоваться цифрой средних ежегодных затрат на машину и для оценки ваших финансовых возможностей — какую машину стоит приобретать при такой величине её содержания. Иногда бывает выгоднее потратить чуть больше денег на покупку автомобиля, но впоследствии экономить на расходах, чем сберечь средства при его приобретении и потерять больше всего за несколько лет эксплуатации.