Ещё в 2012 году были анонсированы изменения в существующую систему техосмотров — предполагалось уменьшить в ней роль МВД и передать техническую инспекцию транспорта в частные руки. Однако тогда законопроект был заморожен на неопределённое время, и вспомнили о нём лишь в 2014 году. Вторая редакция закона существенно отличалась от первой, например, были приняты некоторые послабления для водителей, которые упрощали процедуру прохождения обследования. Реакция на новые правила осмотра была очень неоднозначной — некоторые с радостью приняли изменения, а некоторые поспешили указать, что закон не устранил коррупцию, а лишь сделал получателями выгоды частных лиц вместо государственных чиновников. Однако независимо от этого, все водители задаются вопросом — как пройти техосмотр, где сделать это и как убедиться, что всё сделано правильно?
Содержание
Куда обращаться?
Водители, получившие удостоверение раньше 2014 года, помнят, что ранее технической инспекцией занималась специальная служба при МВД. Теперь же закон устанавливает, чтоб обращаться следует не к ней, а лишь в специализированные сервисные центры, которые прошли аккредитацию союза автостраховщиков (РСА). Таковыми могут быть:
- СТО, оснащённые специализированным диагностическим оборудованием;
- Специальные пункты осмотра, не осуществляющие другую деятельность;
- Аккредитованные центры при страховых организациях.
Теперь вопрос о том, где пройти техосмотр, стоит не столь остро, к примеру, только в Москве насчитывается более 90 пунктов, и число их постоянно увеличивается.
Однако передача технической инспекции в частные руки вызвала немало вопросов — в частности, многие водители, что сервисные центры будут специально находить несуществующие поломки, чтобы вынудить человека заплатить дополнительную сумму за прохождение ТО. Кроме того, появилась и ещё одна проблема — техосмотром начали заниматься многочисленные полулегальные фирмы, «упрощающие» прохождение официальных процедур. Они предлагают доставить полностью заполненную диагностическую карту по указанному человеку адресу, не проводя осмотра авто. Пользоваться их услугами очень опасно — вы не будете знать о фактических поломках транспортного средства, а также не сможете возместить убытки при возникновении спорной ситуации в ДТП.
Когда ехать?
Прежде чем отправляться по определённому адресу, стоит выяснить, когда нужен техосмотр. Если ранее он проводился с заданной периодичностью для конкретных видов транспорта, то теперь система намного усложнилась. Так, новые автомобили, которые не будут использоваться для коммерческой перевозки грузов и пассажиров, не требуют техосмотра в течение трёх лет. Именно такое правило установлено для легковушек, лёгких грузовиков, относящихся к классу «В», а также мототехники (кроме квадроциклов и транспорта специального назначения). Через три года после момента выпуска авто его владельцу нужно будет обратиться в пункт проведения ТО, и посещать его раз в два года до достижения транспортным средством семилетнего возраста. Когда же машине исполнится семь лет, её придётся отвозить на техосмотр ежегодно.
Иные сроки установлены для грузовиков полной массой свыше 3,5 тонн, учебных автомобилей и спецтехники, оборудованной светозвуковыми предупреждающими сигналами — им нужно проходить осмотр каждый год, кроме того, в который была совершена покупка. Ещё чаще придётся приезжать на пункты ТО грузовикам и прицепам, адаптированным к перевозкам особенно опасных грузов, грузовому транспорту, переоборудованному для перевозки пассажиров, обычным автобусам, а также такси. Для них периодичность прохождения техосмотра равняется 6 месяцам. Такое требование выглядит справедливым и способствует повышению уровня безопасности на дорогах.
Водитель сам вправе приехать на внеочередной техосмотр, если он подозревает, что его автомобиль неисправен. В таком случае оформление документов происходит по обычному регламенту, и цена техосмотра не отличается от назначенной законом. Специалисты пунктов осмотра не вправе отказывать во внеочередном обследовании транспорта — такая работа входит в их компетенцию.
Что делать?
Узнать, как проходит техосмотр автомобиля, вы можете из соответствующего закона либо спросить об этом специалистов диагностического центра. Однако это вовсе не обязательно, поскольку процедура достаточно проста и включает:
- Проверку состояния технических жидкостей, их уровня и отсутствия течей;
- Проверку комплектации авто (номерные знаки, огнетушитель, набор первой помощи, аварийный комплект);
- Проверку светотехники и систем аварийного оповещения;
- Проверку прочности дверных замков и их устойчивости к повышенным нагрузкам;
- Инструментальную диагностику и визуальный осмотр важнейших компонентов;
- Анализ содержания токсических веществ в отработанных газах;
- Проверку тормозных систем (рабочей и стояночной);
- Проверку прочности соединений в рулевом управлении и подвеске, оценку величины люфтов отдельных деталей.
Если вы подозреваете, что пункт техосмотра является полулегальной конторой, которая занимается только оформлением бумаг, попросите показать площадку и оборудование для выполнения всех работ — как вы понимаете, оно должно быть достаточно серьёзным.
По результатам технической инспекции выдаётся диагностическая карта техосмотра, причём это не зависит от того, соответствует ли автомобиль всем стандартам. В ней присутствуют все перечисленные выше пункты, и напротив каждого ставится отметка об исправности/неисправности. Если автомобиль признан непригодным к выезду на дорогу, его необходимо будет отремонтировать, устранив все замечания эксперта и вновь привезти в пункт технического осмотра. Чтобы сэкономить деньги, приезжайте в тот же диагностический центр, поскольку у вас будут проверять только системы, не прошедшие проверку. А вот при обращении к иному предприятию придётся уплачивать полную сумму и проходить осмотр по всем правилам.
Требования к прохождению техосмотра также включают наличие документов, без которых водителю не выдаётся диагностическая карта. К таковым относятся паспорт собственника, водительское удостоверение и бумаги на автомобиль (ПТС и свидетельство о регистрации). Если на техосмотр приезжает доверенное лицо, у него должно иметься подтверждение передачи собственником права распоряжения транспортом.
Для чего понадобится техосмотр?
Главная причина, по которой необходимо отправляться в пункт прохождения диагностики — без диагностической карты невозможно выезжать на дороги общего пользования. Конечно, в отличие от техталона, её не имеют права требовать у водителя инспекторы ГИБДД, но закон построен таким образом, что получать её будут все без исключения. Если не пройти техосмотр, невозможно будет заключить договор страхования ОСАГО на срок более 10 дней, следовательно — не получится поставить авто на учёт. Соответственно, в регистрации транспорта также будет отказано.
Кроем того, инспектор ГИБДД всё же может проверить, пройден ли техосмотр, если транспортное средство перевозит пассажиров либо опасные грузы. На такси требование иметь при себе диагностическую карту также распространяется. Это стоит учитывать всем сотрудникам таксопарков и предпринимателям, занятым в этой области.
Если автомобиль без пройденного техосмотра попадает в ДТП, страховая компания может выдвинуть к водителю регрессное требование, которое намного уменьшит сумму выплат. Однако это правило действует только в том случае, когда водитель этой машины виновен в создании аварийной ситуации — пострадавший не обязан предъявлять диагностическую карту. Если же авария произошла по причине технической неисправности, хотя диагностический центр подтвердил соответствие автомобиля стандартам, финансовая организация имеет право предъявить претензию к пункту ТО. По этой причине не стоит заказывать техосмотр без предъявления машины — простое оформление бумаги не выявит неисправности, а взыскать убытки с такой фирмы будет очень сложно.
Сколько платить?
В зависимости от того, на что смотрят специалисты при проведении осмотра, сумма может быть разной — однако это касается только случая, когда автомобиль приехал на повторный осмотр для устранения неисправностей. В остальных обстоятельствах назначается фиксированная сумма, которая определяется постановлением Правительства РФ. Корректировки в неё могут вносить региональные органы самоуправления, однако они не вправе устанавливать тарифы, выходящие за пределы ценового коридора, установленного специализированным федеральным агентством.
Суммы за прохождение технической инспекции относительно невелики — так, владельцу легковушки придётся заплатить 720 рублей, а мотоцикла — всего 240. Для грузовиков и автобусов, используемых в коммерческих целях, сумма будет более внушительной — 1630 и 1560 рублей соответственно. Кроме того, 1050 рублей нужно будет отдать за осмотр прицепа либо полуприцепа с полной массой более 3,5 тонн. Суммы не зависят от того, когда проходить техосмотр, а также от того, является он обязательным либо водитель приехал в сервисный центр добровольно.
Позитивные изменения?
Несмотря на то что многие люди утверждают, будто новая система техосмотров более коррумпирована, она значительно облегчает жизнь рядового водителя. В частности, нет необходимости долго искать пункт прохождения техосмотра, принадлежащий государственной инспекции, а также стоять в длительной очереди. Кроме того, отменена необходимость возить с собой техталоны, что упрощает общение с представителями ГИБДД. Наконец, законом установлена ответственность технических инспекторов при формировании неверного заключения, что позволит компенсировать убытки, полученные при авариях во многих случаях.