Несмотря на то что для всех выпускаемых с конвейера автомобилей прописаны установленные нормы расхода топлива, в реальной жизни автовладельцы сталкиваются с постоянным превышением прописанных показателей.
Топливный расход является важнейшей характеристикой для оценки работы любого транспортного средства. Он рассчитывается по специальной формуле и зависит от расстояния, которое авто преодолело на дизеле или бензине. За эталон берётся 100 км пройденного пути. Например, расход топлива на 100 км для ВАЗ-2104 составляет 8,5 л. Этот показатель гораздо меньше при движении по трассе.
Однако из-за ряда объективных и субъективных причин количество расходуемого топлива при непосредственной эксплуатации транспортного средства практически никогда не совпадает с цифрами, указанными в паспорте.
Большой расход топлива объясняется следующими техническими неисправностями:
- плохо срабатывающее зажигание;
- несоответствующая температура охлаждающих жидкостей;
- зазоры в свечах зажигания;
- выход из строя цилиндропоршневой группы;
- нарушения в системе сцепления;
- изнашивание кривошипно-шатунного устройства;
- ухудшение работы газораспределительной системы;
- отсутствие регулировки схода-развала;
- недостаточное давление в шинах;
- неисправности термостата;
- несоблюдение периодики замены воздушного фильтра;
- грязевые отложения на инжекторе;
- дестабилизация работы датчиков электронного функционирования силового агрегата.
Отдельно следует рассматривать проблемы, которые связаны с нарушениями в системе питания автомобиля.
Дополнительно к топливному расходу могут привести:
- движение машины при открытых окнах;
- перегрузка транспортного средства;
- резкие манипуляции во время езды (торможение, ускорение);
- нарушение аэродинамических характеристик за счёт внедрения дополнительного оснащения;
- беспрерывная работа дополнительных функциональных устройств (кондиционер, магнитола);
- фары, находящиеся в рабочем режиме;
- применение технических средств, не соответствующих параметрам определённой трансмиссии и двигателя.
Содержание
Нарушения в системе питания
Система питания автомобиля представляет собой взаимодействие таких устройств, как карбюратор и бензонасос.
Карбюратор — основное устройство в транспортном средстве, что регулирует подачу топлива. Изначально, особенности этого процесса корректируются и контролируются заводом-изготовителем, но очень часто в процессе непосредственной работы указанные в документах параметры не совпадают с действительностью. Поэтому в большинстве карбюраторов снизить расход топлива можно самостоятельно. Такая работа подразумевает под собой регулировку всех дозирующих систем. Все этапы этого мероприятия необходимо выполнять в определённой последовательности. Обычно, начинают с обеднения основной дозирующей системы камеры первичного значения и только потом поправляют систему холостого хода. В итоге работа карбюратора тестируется при больших нагрузках с обязательным открытием камеры вторичного назначения.
Функциональные нарушения бензонасоса также могут привести к резкому скачку расхода топлива. Это объясняется некорректной дозировкой впрыскиваемого топлива. В случае такой неполадки, скорее всего, этот механизм придётся заменить.
Технические неисправности, увеличивающие топливный расход
Довольно часто в автомобилях встречается проблема, связанная с зажиганием. В ситуации, когда угол опережения зажигания смещён хотя бы на один градус, расход топлива сразу же увеличивается не менее чем на 1%. Соответственно, топливный расход тем выше, чем больше угол смещения этого угла и как следствие — вы становитесь частым гостем на автозаправках.
Если расстояние между электродами свечей превышает предельно допустимую норму — возникают перебои в функционировании свечей зажигания. Расход топлива при их некорректной работе увеличивается аж на 4%.
Дополнительные силы требуются и на прогрев чрезвычайно холодной охлаждающей жидкости. Он производится только при дополнительном использовании дизеля или бензина, непредвиденная утрата которого составит 10%.
Очень важно также следить за качеством заправляемого топлива. Это не то, на чём можно экономить. В противном случае могут пострадать узлы цилиндропоршневой группы, а это обязательно приведёт к увеличению топливного расхода.
Видео — основные причины повышенного расхода топлива:
Мощность двигателя может значительно уменьшиться в результате износа поршневых колец и цилиндров, что означает значительное снижение компрессионного показателя. Чтобы компенсировать недостаток мощности, акселератор используется всё чаще, а топливо заканчивается раньше предполагаемого времени.
Сцепление — одно из основных устройств автомобиля. Неисправности его узлов приводят к многочисленным пробуксовкам. Всё чаще выжимая педаль газа, бензин или дизель неизбежно тратиться гораздо заметнее.
В газораспределяющем секторе присутствует множество механизмов, выход из строя которых приводит к нарушению герметичности всех цилиндров. Таким образом, конец такта сжатия и начало такта расширения недополучают необходимого давления. Мощность двигателя падает в несколько раз, а топливный расход возрастает.
Проверка и контроль развала-схождения должны проводиться в обязательном порядке после прохождения автомобилем определённого расстояния. Известно, что множество проблем с транспортным средством, в частности потеря его управляемости, связаны с неверно отрегулированными углами установки колёс.
Недостаточное давление хотя бы в одной шине увеличивает потребление топлива на 3%. Следует вовремя подкачивать колёса при помощи насоса.
Расход горючего также увеличивается при работе загрязнённого воздушного фильтра. Он оказывает препятствующее воздействие на воздух, который должен поступить в двигатель и обеспечить стопроцентное сгорание топливной смеси.
Нарушения в работе термостата замедляют процесс прогрева мотора. Это особо заметно в зимний период. Понятно, что топливо при этом буквально «тает на глазах».
Видео — как уменьшить расход топлива:
Загрязнённый инжектор двигателя совершенно точно самая частая причина большого расхода горючего. Смесеобразование происходит гораздо медленнее в результате плохого качества распыления топлива и изменения формы факела распыления. Коэффициент полезного действия при таком темпе значительно уменьшается. Неполадки такого рода, прежде всего, проявляются в «троении» силового агрегата и затруднённом переключении передач. Мотор работает на износ, что, конечно, свидетельствует о бесполезном использовании дизеля или бензина.
Дополнительные факторы, влияющие на расход топлива
Каждый автомобиль имеет грузовой лимит. Однако это мало кто учитывает. Значительные перегрузки приводят к неконтролируемому расходу горючего. Даже пустой багажник на крыше приводит к потере 5% дизеля или бензина.
О том, почему большой расход топлива связан с открытыми окнами, понимают далеко не все. Дело в том, что при быстрой езде с открытыми окнами нарушается подразумевающаяся аэродинамика, что приводит к топливным утратам.
Дополнительное оборудование в виде спойлеров и обвесов также приводит к ухудшению аэродинамических характеристик.
Инновационная электроника, присутствующая в большинстве современных моделей, работает исключительно благодаря горючему. На эти прелести его расходуется не менее 15%.
Для каждого типа двигателя разработаны определённые виды жидкостей и масел. Они различаются своей вязкостью. Использовать следует только подходящие варианты, иначе потребление топливной жидкости может возрасти до 10%.
Расход любого горючего тесно связан буквально со всеми системами транспортного средства. Без него станет невозможной даже работа фар. А без них никак не обойтись в тёмное время суток.
Правила поддержания расхода топлива в пределах нормы
Однако расстраиваться заранее, никогда не стоит. Соблюдая определённые правила топливный расход можно держать под контролем.
Для этого требуется:
- Установление верных углов опережения зажигания. Такую процедуру проводят на станциях технического обслуживания.
- Проведение контроля размера зазора в свечах зажигания.
- Своевременная замена деталей во всех системах автомобиля.
- Систематическое проведение развала-схождения.
- Мониторинг давления в шинах.
- Использование только подходящих жидкостей и масел.
Из всего сказанного следует, что превышения норм топлива избежать практически невозможно. Владельцы авто могут только свести этот расход к минимуму, используя всю вышеприведённую информацию.