Заходя на специализированный форум автомехаников, обычный автомобилист может потеряться в обилии непонятных терминов, каждый из которых скрывает сложное техническое понятие. Аналогичным образом запутаться можно, пообщавшись со специалистом на СТО. Чтобы понимать, о чём идёт речь в каждом случае, вам стоит изучить специальный автомобильный словарь. Это поможет вам экономить немало времени при решении определённой проблемы, а также точнее формулировать вопросы. Кроме того, вы сможете понять, когда вас собираются обмануть, и избежать подобным образом лишних затрат либо некачественного выполнения работы.
Главные термины
Чтобы понимать суть разговора, не всегда нужно углубляться в дебри технической терминологии — в большинстве случаев достаточно изучить базовые понятия. Вам нужно знать, как называются основные компоненты транспортного средства, и какую функцию они выполняют. Благодаря этому вы сможете объяснить автомеханику суть возникшей проблемы или найти решение проблемы на форуме.
Поскольку определить местонахождение крыла, дверцы, капота и крыши автомобиля сможет каждый человек, лучше сосредоточиться на технических подробностях. Стоит понимать, что авторы статей нередко используют синонимы, чтобы сделать чтение текста более интересным, поэтому некоторые термины могут иметь одинаковые значения. Наиболее распространёнными автомобильными терминами являются:
- Силовой агрегат — синоним двигателя или мотора;
- Трансмиссия — все агрегаты, передающие энергию от мотора к колёсам. Под ней обычно понимают сцепление либо гидротрансформатор, коробку передач, приводные валы и редукторы осей. Если речь идёт о количестве ступеней в трансмиссии, под ней подразумевается только коробка передач;
- Силовая линия — двигатель и трансмиссия;
- Коленвал — важнейший компонент двигателя. Благодаря особой форме он преобразовывает поступательное движение поршня во вращение. За счёт этого удаётся передавать крутящий момент на колёса и обеспечивать прямолинейное движение;
- Картер — также называют поддоном автомобильного двигателя. Он предназначен для накопления смазочного материала, опоры некоторых деталей и защиты автомобильного мотора от дорожной грязи;
- Ходовая часть — синоним подвески;
- Главная передача — шестерня, которая повышает тяговые характеристики автомобиля и устанавливает оптимальную скорость вращения колёс;
- Дифференциал — зубчатый механизм, который перераспределяет тягу между колёсами, обеспечивая вращение с различной скоростью при прохождении автомобилем поворотов дороги;
- Редуктор — чаще всего имеются в виду главная передача с дифференциалом, объединённые общим корпусом;
- Карбюратор — узел, в котором осуществляется предварительная подготовка топливовоздушной смеси для автомобиля. Проходя сквозь узкое отверстие (жиклёр), бензин распыляется в воздухе, образуя относительно однородный состав;
- Инжектор — синоним электронного впрыска топлива. Система подачи топлива в автомобильный двигатель через форсунки, управляемые миниатюрным компьютерным блоком;
- Стартер — устройство, запускающее автомобильный двигатель. Представляет собой компактный электромотор, приводящий в движение поршни;
- Кардан — механизм, позволяющий синхронизировать скорость вращения двух валов, соединённых с ним под различными углами;
- Полуось — приводной вал, соединяющий колесо автомобиля и главную передачу либо иной элемент трансмиссии;
- Раздаточная коробка — механизм, перераспределяющий крутящий момент между осями. В некоторых случаях он может иметь понижающую передачу, которая увеличивает тяговые возможности автомобиля, уменьшая максимальную скорость;
- Сцепление — автомобильный узел, позволяющий кратковременно разъединять коробку передач и двигатель. За счёт этого водитель может менять передачи, не повреждая внутренних компонентов автомобиля.
В словарь автомобильных терминов также входят обозначения мелких компонентов, которые необходимо знать каждому водителю. Такая информация будет особенно ценной, если вы собираетесь самостоятельно заниматься ремонтом, не имея очень глубоких познаний об устройстве автомобиля. Нужно запомнить следующие термины:
- Коллектор — узел, в котором соединяются несколько каналов. В автомобильной терминологии наиболее часто встречается выпускной коллектор (место присоединения выхлопной трубы к двигателю) и впускной (устройство для распределения топливовоздушной смеси между цилиндрами);
- Сальник — смазываемое уплотнение, которое препятствует выходу из автомобильных компонентов масла, газов или технических жидкостей;
- Реле — электрический автомобильный компонент. Соединяет электрические цепи при возникновении определённого сигнала извне. Реле используются для защиты электрики и электроники автомобиля от случайных повреждений;
- Ступица — центральная часть колеса автомобиля, обеспечивающая опору для обода и шины. Под ступицей автомеханики чаще всего понимают посадочное гнездо для диска в совокупности с тормозным механизмом;
- Тахометр — автомобильный прибор, отображающий скорость вращения коленвала. Позволяет выбирать оптимальный момент для переключения передач, а также предотвращает повреждение двигателя в результате превышения допустимых динамических параметров;
- Молдинг — декоративная планка, наклеенная на кузов автомобиля. Защищает лакокрасочное покрытие от повреждений при контактах с посторонними предметами;
- Иммобилайзер — основа автомобильной системы безопасности. Устройство, не позволяющее выполнить запуск мотора без оригинального ключа зажигания;
- Релинг — горизонтальная направляющая на автомобильной крыше, предназначенная для закрепления груза.
Очень многие начинающие водители также интересуются типами кузовов автомобилей. За последние годы популярность получили новые виды автомобильного транспорта, информацию о которых ранее можно было найти только в специализированной литературе. Поэтому вам стоит изучить словарь кузовов автомобилей:
- Седан — автомобиль с ярко выраженной трёхобъёмной компоновкой, то есть отдельной крышкой багажника и капотом;
- Купе — двухдверный автомобиль с возможностью доступа на второй ряд сидений и трёхобъёмной компоновкой, описанной выше;
- Хетчбэк — компактный автомобиль с дополнительной дверью на месте крышки багажника. Некоторое время велись споры относительно границы между хетчбэками и другими типами кузовов. Во время споров были установлены следующие критерии: крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом, в свесе невозможно разместить дополнительный ряд сидений;
- Универсал — грузопассажирский легковой автомобиль с длинным задним свесом и дополнительной дверью в хвостовой части. В машинах с таким кузовом может устанавливаться третий ряд сидения;
- Лифтбэк — хетчбэк, стилизованный под седан. Несмотря на наличие у такого автомобиля визуально выделенной крышки багажника, она поднимается вместе с задним стеклом;
- Фастбэк — седан с удлинённой покатой крышей. В отличие от хетчбэка или лифтбэка его крышка багажника открывается отдельно;
- Минивэн — автомобиль повышенной вместимости с высокой крышей и удлинённым свесом. Чаще всего рассчитан на 7–11 посадочных мест;
- Компактвэн — укороченный вариант минивэна, рассчитанный на 5 посадочных мест либо имеющий два дополнительных сидения для детей;
- Микровэн — хетчбэк с повышенной крышей и большой вместимостью багажного отсека;
- Комби — устаревший термин для обозначения хетчбэков и универсалов с покатой задней дверью;
- Хардтоп — автомобиль, представляющий собой седан или купе без центральной боковой стойки крыши;
- Кабриолет — двухдверный автомобиль, лишённый жёсткой крыши — чаще всего для защиты от непогоды предлагается мягкая конструкция из брезента либо пластика;
- Купе-кабриолет — отличается наличием жёсткой складной крыши, которая раскладывается автоматизированным приводом;
- Фаэтон — четырёхдверный открытый автомобиль. Очень редки, поскольку добиться нормальной прочности кузова при подобной его структуре почти невозможно;
- Ландо — автомобиль, у которого крыша складывается только над задними сидениями. Некоторые современные производители называют ландо машины с панорамными сдвижными люками в крыше;
- Брогам — автомобильный кузов с открытыми передними сидениями и высоким лобовым стеклом;
- Лимузин — любой легковой автомобиль с жёсткой перегородкой между водительской кабиной и пассажирским салоном;
- Стрейч (Стретч) — автомобильный кузов, полученный путём удлинения обычного транспортного средства;
- Родстер — двухместный спортивный автомобиль с одним рядом сидений. При наличии съёмного или укороченного лобового стекла он называется спайдер. Установка мощной дуги безопасности над головами водителя и пассажира позволяет называть машину тарга;
- Пикап — легковой коммерческий автомобиль с отдельной от кабины грузовой платформой;
- Внедорожник — полноприводное транспортное средство, рассчитанное на продолжительное использование в плохих условиях. Внедорожники обычно имеют кузов, похожий по форме на универсал, хотя существуют и исключения;
- Кроссовер — автомобиль повышенной проходимости, рассчитанный на преодоление лёгких дорожных препятствий. Возможность постоянного передвижения на кроссовере по бездорожью не предусмотрена;
- Паркетник, паркетный внедорожник — условное название любого автомобиля, стилизованного под кроссовер или внедорожник, но имеющего обычную проходимость;
- Фургон — лёгкий коммерческий транспорт, представляющий собой легковой автомобиль с грузовым отсеком, начинающимся сразу за передними сидениями;
- Микроавтобус (бус, вэн) — крупный минивэн с однообъёмной компоновкой (двигатель под кабиной) и числом мест не менее 9.
Список типов кузовов можно продолжать, однако дальнейшее углубление в подробности большой пользы не принесёт. Такие автомобили, как нотчбэки, таункары, вуди и прочие, получили очень малое распространение и даже не признаны многими техническими экспертами.
Важные подробности
Автомобильная база знаний очень обширна и порой может удивить даже опытного технического специалиста — особенно когда речь идёт о современной электронике. Зарубежные производители нередко используют множество сокращений, что приводит к дополнительной путанице. Чтобы помочь российским владельцам автомобилей, мы рассмотрим важнейшие аббревиатуры:
- ABS — автомобильная антиблокировочная система. Приспособление, задающее прерывистый ритм торможения, улучшающий сцепление автомобиля со скользкой поверхностью;
- AC — обычный автомобильный кондиционер, знакомый большинству водителей мира;
- ESP — электронный комплекс стабилизации. На основании данных, полученных от электронных датчиков автомобиля, распознаёт опасные ситуации и корректирует действия водителя, изменяя подачу крутящего момента на определённое колесо;
- TCS — система, регулирующая подачу топлива в зависимости от степени пробуксовки ведущих колёс. Обеспечивает ровный уверенный старт автомобиля без заносов на любом покрытии дороги;
- PCS — комплекс автомобильной безопасности, уменьшающий последствия аварии для пассажиров. В большинстве автомобилей он натягивает ремни безопасности, устанавливает оптимальное положение подголовников и отключает электропитание, если столкновения избежать невозможно;
- FSI, DFI, GDI — обозначения систем непосредственного впрыска, которые предполагают образование топливовоздушной смеси в цилиндре, а не впускной коллекторе автомобиля;
- CDI, CRDi — применение дизельного двигателя с общей топливной рампой высокого давления. Подобная система позволяет получить высокую производительность силового агрегата, минимизировать расход топлива и сократить объём выбросов вредных веществ;
- VVT, CVVT, VVTi — возможность автоматического изменения фаз газораспределения. Система оптимизирует характеристики автомобильного двигателя в различных ситуациях, снижая затраты топлива и одновременно улучшая динамику;
- 4WD, AWD, 4X4 — универсальное обозначение полноприводного автомобиля;
- 4WS, AWS, 4WAS — полноуправляемый автомобиль, в котором колёса задней оси могут отклоняться от своего первоначального положения на небольшой угол;
- EGR — система вторичной переработки выхлопных газов. Применяется в современных автомобильных моторах — она существенно снижает токсичность создаваемых выбросов;
- VIN — идентификационный номер транспорта. Он полностью уникален и не может совпадать с обозначением другого автомобиля.
Некоторые виды дополнительного оборудования автомобилей также имеют непонятные для большинства людей названия. Хотя эти термины всё чаще выходят за пределы автомобильной среды, стоит уточнить их значение, чтобы не создавать путаницы. Наиболее распространена следующая автомобильная терминология:
- Климат-контроль — система автоматического управления температурой и направлением обдува, позволяющая поддерживать неизменно комфортабельные условия в салоне либо даже его части;
- Круиз-контроль — примитивный «автопилот», поддерживающий постоянную скорость автомобиля на свободной дороге;
- Подушка безопасности — надувное приспособление, смягчающая энергию удара для человека при аварийной ситуации;
- Преднатяжители ремней безопасности — механизм, очень быстро сматывающий автомобильный ремень в катушку и прижимающий человека к сиденью;
- Датчики дождя и света — сенсоры, устанавливающиеся на лобовое стекло для определения погодных условий. Благодаря им могут автоматически включаться стеклоочистители и фары автомобиля;
- Центральный замок — устройство, автоматически запирающее все двери автомобиля. Срабатывает при нажатии кнопки либо повороте ключа в замке водительской двери.
Люди, которые покупают автомобиль за рубежом, очень часто сталкиваются со специализированными англоязычными терминами. Если машина официально не была представлена в России, найти переведённую инструкцию иногда бывает невозможно. Поэтому вам стоит знать значение следующих английских слов:
- Bearing — подшипник;
- Belt — ремень;
- Body — кузов автомобиля;
- Brake — тормоз;
- Clutch — сцепление (обычно имеется в виду комплект);
- Dashboard — автомобильная передняя панель. Изредка встречается сокращённое название Dash;
- Engine — мотор, двигатель автомобиля;
- Exhaust — автомобильная выхлопная система;
- Fender — крыло кузова автомобиля;
- Fuse — предохранитель;
- Hood — автомобильный капот;
- Ignition — зажигание;
- Pad — колодка;
- Piston — поршень;
- Pump — насос;
- Relay — реле.
- Seat belt — ремень безопасности;
- Shock absorber — амортизатор;
- Spark plug — свеча;
- Supercharged — автомобиль, оснащённый механическим компрессором;
- Suspension — автомобильная подвеска, ходовая часть;
- Trunk — багажник автомобиля;
- Turbocharged — автомобиль, оснащённый турбонаддувом;
- Upholstery — обивка автомобильного салона, отделка;
Глас народа
Существует также неформальный автомобильный сленг, который чаще всего используют опытные автомеханики. Значения их слов далеко не всегда понятны обывателю, чем мастера пользуются для мошенничества или сговора. Поэтому знать неофициальные автомобильные термины также полезно каждому водителю.
Сразу стоит оговориться, что речь не идёт о чересчур специфичных названиях, поскольку они могут быть известны только ограниченному кругу людей. Кроме того, не стоит популяризировать нецензурные слова, поскольку они уж точно не являются признаком культурности человека. Основными словами в автомобильном сленге можно назвать:
- Штаны — раздвоенный патрубок выпускного коллектора;
- Корыто — корпус воздушного фильтра;
- Торпеда — передняя панель автомобиля;
- Колено — коленвал автомобиля;
- Кенгурятник — мощная металлическая дуга, смонтированная перед бампером автомобиля;
- Мухобойка — пластиковый дефлектор, защищающий кромку капота автомобиля;
- Мозги — электронный блок управления;
- Галстук — трос для буксировки повреждённых автомобилей;
- Граната — ШРУС, приспособление, передающее крутящий момент на колёса переднеприводных автомобилей;
- Паук — разветвлённый впускной коллектор;
- Горшок — цилиндр двигателя либо его поршень;
- Сухарь — сальник;
- Лыжа — лонжерон либо направляющая;
- Растяжка — поперечный силовой элемент кузова либо усилитель;
- Телевизор — деталь силовой структуры, соединяющая передние лонжероны. Обычно находится за радиаторной решёткой;
- Свеча — стойка Макферсона, амортизатор, пропущенный внутри пружины;
- Кондёр — кондиционер;
- Ведро — расширитель глушителя либо каталитический нейтрализатор;
- Шоколадка — реле, отвечающее за стабилизацию напряжения генератора.
Великий и могучий
«Автомобильный язык» настолько расширился за годы существования таких транспортных средств, что его пора включать в число признанных средств международного общения. Однако в последнее время наметилась существенная проблема, способная помешать большинству водителей понимать подобную терминологию. Каждый производитель вводит свои обозначения существующих технологий, что заставляет путаться в терминах даже профессиональных механиков. Поэтому многие автомобильные журналисты и технические эксперты выступают за мировую унификацию и стандартизацию обозначений. Если такая международная терминология будет принята, это намного упростит жизнь всех автомобилистов и автомехаников.