Постоянная смена сезонов неминуема. А вместе с ней и езда по зимней дороге. Разумеется, можно просто не пользоваться автомобилем в снежную пору, заменив его общественным транспортом. Но чаще всего автомобилисты упорно эксплуатируют заснеженные трассы, подвергая себя потенциальной опасности. На самом же деле управление автомобилем на скользкой дороге имеет свои особенности, без знания которых лучше вовсе не выезжать. А при соблюдении определенных правил можно свободно передвигаться зимой без каких-либо проблем.
Содержание
Как подготовить машину к холодам
Итак, о чем необходимо помнить в первую очередь? Разумеется, о подготовке машины к зимнему сезону. Здесь важно учитывать следующие моменты, которые включает в себя этот процесс:
- Замена масла. Оно должно быть более низкой вязкости, чем летом.
- Проверка уровня или полная замена жидкости антифризом (если, например, в систему охлаждения двигателя до этого была залита вода).
- Смена жидкости в бачке омывателя стекол на ту, которая не боится мороза («незамерзайка»).
- Проверка работы тормозной системы.
- Смена покрышек на зимний вариант.
К еще одной очень полезной рекомендации относятся сборы «зимнего набора автомобилиста». В него входят предметы, способные помочь в различных неприятных ситуациях на зимней дороге, а может даже спасти жизнь или здоровье. А именно:
- фонарик;
- теплое одеяло;
- мобильный телефон и зарядное устройство;
- лопата;
- рукавицы;
- скребок и щетка для стекол;
- провода для того чтобы можно было «прикурить» при необходимости;
- спички;
- канистра с топливом.
Некоторые из этих предметов автовладельцу придется использовать каждый день (например, щетку и скребок для стекол), а некоторые могут так и не понадобиться. Но иметь все необходимое нужно и это очень мудрое решение.
Обратить внимание
Мудрость также может проявляться и в планировании поездки наперед и оценке возможных дорожных ситуаций. Например, перед дальней поездкой специалисты рекомендуют ознакомиться с прогнозом погоды и отложить поездку до лучших времен, если существует вероятность ухудшения погодных условий. Ведь управление машиной в непогоду может нести прямую опасность для жизни. Если же отложить путь невозможно, то лучше подыскать альтернативный способ передвижения (поезд, например).
Кроме погодных условий на пути водителя могут стать пробки, а также нерасчищенные дороги. Эти нюансы тоже следует учитывать перед поездкой и подготовить себе альтернативный маршрут именно для такого случая.
Советы специалистов
Отличные советы по поведению на зимней дороге можно услышать от инструкторов по вождению, внимая которым можно избежать массы неприятностей и уверенно чувствовать себя даже на самых скользких и заснеженных участках:
- Обязательно пристегиваться ремнями безопасности! Это избитый и такой простой совет способен спасти жизнь! Причем актуален он круглый год. Но именно зимой ремни — настоящие «хранители» каждого присутствующего в машине. Ведь согласно статистике, зимой количество аварий возрастает в разы.
- Не экономить на покрышках! Некоторые автовладельцы наивно полагают, что смогут обойтись обувкой только для ведущих колес или покупкой бывших в употреблении покрышек. Специалисты настоятельно не рекомендуют так делать! Качество уже «катавшихся» шин может быть в лучшем случае средним, что не гарантирует предсказуемого поведения машины на скользкой дороге. А двумя колесами от гололеда не отделаешься.
- Не забывать о фарах и габаритах! Ездить в зимнее время со включенным ближним светом, значит, существенно повысить собственную безопасность на дороге. Габариты же помогут другим участникам дорожного движения видеть авто, припаркованное у обочины, например.
- Снижать скоростной режим! Этот совет применим именно для зимы, а не для отдельных ее ситуаций. Во-первых, торможение на скользкой дороге происходит намного медленнее. Во-вторых, в повороты вписаться труднее. Но на более низкой, чем обычно скорости, не должно возникать никаких проблем.
- Увеличить дистанцию! Этот совет, опять же, основывается на более длинном тормозном пути и возможности заноса авто.
- Практиковаться на открытых, пустых и заснеженных участках дороги! Такая езда поможет изучить поведение автомобиля в различных ситуациях, чтобы управлять ими без паники и какого-либо ущерба.
Видео о том, как управлять автомобилем зимой:
«Рулевые» маневры
А как правильно вести себя именно за рулем, когда под колесами лед? Здесь действия водителя могут иметь разную направленность в зависимости от устройства автомобиля.
Передний привод
Хотя владельцы машин с такой характеристикой и чувствуют себя на зимних дорогах увереннее остальных (передние колеса удерживают дорогу), но управление авто и в этом случае может иметь особенности. Если переднеприводную машину начало носить, помогут такие действия:
- кратковременный сброс педали акселератора, а после прибавка оборотов двигателя и выравнивание авто на дороге;
- направление колес в сторону движения автомобиля, а не в сторону заноса;
- если уйти от заноса невозможно, то нужно резко и одновременно нажать на педали газа и сцепления. Эта манипуляция стабилизирует вращение и остановит транспортное средство.
Действия, способные усугубить ситуацию с передним приводом:
- резкий сброс газа;
- резкое торможение;
- резкое выворачивание руля.
Задний привод
Машины с задним приводом склонны к заносам больше. Все потому что перед у авто загружен «начинкой» из различных агрегатов, а задняя часть авто более легкая, потому и страдает от плохого сцепления с дорогой. Управление автомобилем зимой в таком случае выглядит так:
- руль крутить следует в сторону заноса;
- включение пониженной передачи и резкий сброс сцепления помогут выйти из заноса;
- резкое короткое нажатие газа, а затем использование ручного тормоза позволяет добиться пробуксовки колес и выравнивания машины. Здесь важно не перегнуть с количеством оборотов дабы не быть развернутым в обратном направлении;
- небольшой сброс газа и направление руля в сторону заноса также может помочь выровняться.
Пункты, усугубляющие ситуацию, идентичны предыдущему варианту. Они же распространяются и на полноприводный вариант.
Полный привод
Такой тип привода намного более надежен на зимней дороге, чем предыдущие два. Ведущие четыре колеса обеспечивают максимально возможное сцепление с покрытием, чем гарантируют большую устойчивость на поворотах и различных виражах. Но все же расслабляться не стоит. По мотивам поведения такое авто ведет себя, как заднеприводное. Если при повороте педаль газа не отпустить, то заднюю часть может занести. Если же перед уносится в сторону, то нужно отпустить газ. Таким образом можно существенно помочь машине войти в поворот.
Если попытаться вывести несколько общих правил того, как ездить на машине зимой, то они будут выглядеть так:
- Никаких резких движений во время поездки (газ, тормоз, маневры).
- Выезжать с обочины следует на скорости не более 30 км/ч.
- Не пытаться сразу вернуть в колею съехавший на обочину автомобиль.
- Перед опасным участком дороги снизить скорость и отрывисто нажимать на тормоз.
- Сцепление отпускать плавно.
- Снижать скорость перед входом в поворот.
Все это максимально поможет справиться с таким нелегким процессом, как управление авто зимой без ущерба для здоровья, а также кошелька и новичку, и опытному водителю.