Как известно, правила обгона зимой действуют иначе. Зимняя дорога представляет собой опасность для водителей, так как гололёд и ограниченная видимость говорят сами за себя. Особенно опасным становится обгон на узких участках заснеженной дороги, когда необходимо выезжать на встречку. И следствием неправильного манёвра зимой становится дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями. Следственно, применять манёвр нужно очень осторожно и обдуманно. Правила обгона на зимней дороге подразумевают в первую очередь правильную оценку ситуации и умение проводить манёвр быстро, когда колёса с одной стороны находятся на асфальте, а с другой — на заснеженном участке дороги.
Содержание
Обгон зимой — это не шутки!
Обгон сам по себе представляет собой опасный манёвр. А вот на зимней дороге эта опасность увеличивается втрое. Умение проводить обгон за короткий промежуток времени зимой является большим преимуществом.
Сегодня наши трассы постоянно загружены. И зима в этом случае — не исключение. Быстрый обгон совершить несложно, только нужно знать, что скорость обгоняющего автомобиля должна быть выше скорости обгоняемого транспортного средства.
Стоит помнить, что при манёвре летом, когда чувствуешь, что обгон не получается, так как навстречу неожиданно выезжает другой автомобиль, можно бывает легко притормозить и заново встать на свою полосу. Зимой это сделать в три раза сложнее.
В это время года дорожное покрытие часто неоднородно. Другими словами, асфальт чередуется с заснеженными полосами, что превращает такую дорогу в проблемный участок пути. Такая вот дорога может скрывать много опасностей. Она коварна и с первого взгляда это не поймёшь. И часто причиной страшной аварии становится обгон на таком участке, когда правые колёса транспортного средства оказываются на заснеженной полосе, а левые колёсные шины на асфальте. Что происходит? Автомобиль заносит и удержать управление становится очень сложно, тем более если скорость немаленькая.
Как нужно обгонять на трассе зимой
Правила обгона на трассе зимой подразумевают следующее: убедитесь в том, что путь для обгона свободен, и плавно набирайте ход. Важно помнить, что резко зимой ничего делать нельзя: ни тормозить, ни дёргать рулём, ни нажимать на педаль газа! Всё должно проходить плавно и постепенно. Кроме того, пересекать заснеженную полосу нужно под максимально острым углом, направляя автомобиль наискосок, по диагонали. Эти правила должны знать как опытные водители, так и новички.
Что касается тяги на ведущих колёсах, то она должна быть минимальной. Ускоряться можно только в том случае, если оба колеса вашего транспортного средства попадут на чистый асфальт. И помните, что разгоняться намного безопаснее по прямому участку дороги, чем по кривой.
После завершения обгона важно на педаль газа не нажимать, а просто по пологой траектории скатиться на свою полосу. И рулевым колесом нужно в таком случае правильно управлять. Держать баранку надо прямо, тем самым снижая риск возникновения заноса.
Опять же, стоит напомнить, что резкие манёвры при перестроении через снежные валы чреваты заносом. А отловить заскользившую заднюю ось способен не каждый водитель.
Если на трассе летом нужно оценивать ситуацию, прежде чем совершать обгон, то зимой это следует делать в десять раз больше. Перестраховаться зимой, значит, спастись от неминуемой аварии.
На видео рассказано, как нужно правильно производить обгон на скользкой дороге:
В новых ПДД обгон означает опережение одного или нескольких автомашин, совершаемое выездом на встречную полосу и последующим возвращением на занимаемую часть дороги. Нарушение правил обгона, особенно зимой, не то что приводит к правонарушению и штрафам, а часто к тяжёлому ДТП. Помните это!
Чтобы полностью обезопасить обгон зимой, следует:
- не совершать манёвра сразу за обгоняющим транспортным средством, а сначала понять намерение водителя;
- не начинать обгон ни в коем случае, если вас самих начали обгонять;
- перед совершением манёвра тщательно убедиться, что путь впереди и сзади свободен (это помогают сделать зеркала бокового и заднего вида);
- обязательно включать поворотник и тем самым предупреждать других участников дорожного движения о манёвре;
- после совершения обгона необходимо взглянуть вправо, чтобы убедиться, что путь на свою полосу свободен, включить правый поворотник и перестроиться в свою полосу;
- быть особенно внимательным, обгоняя грузовики, фуры или другие длинные транспортные средства;
- не превышать разрешённую на каждом участке пути скорость при обгоне.
Занести зимой может и на средней скорости
Особенности езды в зимний период связаны не только с неоднородностью дороги, когда на трассе чередуются полосы из снега и сухого асфальта. Часто ранней зимой или с началом весны на дорогах наблюдается гололёд — самое опасное покрытие!
Ехать по гололедице можно, но только так, чтобы все четыре колеса находились на однородном покрытии. Другими словами, нельзя допускать, чтобы одна часть колёс ехала по сухому асфальту, а другая по гололедице. Это создаёт разный коэффициент трения и как следствие — происходит полная потеря управления транспортным средством.
Оно даст понять, чем опасны особенности зимнего обгона и почему нельзя набирать максимальную скорость на такой дороге.
Как видим, водитель набрал опасную скорость, а состояние дороги этому не способствовало. Участки пути неоднородны и чередуются заснеженные полосы, гололедица и сухой асфальт. Всё это привело к неуправляемому заносу влево и тяжёлой аварии. Хорошо ещё, что по встречке не ехало другое транспортное средство.
На видео водитель слишком резко нажал на педаль тормоза, что и привело к заносу:
Сразу становится ясно, что совершать обгон в таком случае было очень рискованно.
Прежде чем совершать обгон на дороге зимней, следует думать так: а нужен ли он и так необходим? До места назначения можно доехать и несколькими минутами позже, зато убережёшь себя от непредвиденной ситуации. И если есть какие-либо сомнения относительно качества дороги, времени прохождения пути и т. п., от манёвра нужно сразу же отказаться.
Если всё-таки вы хотите научиться обгону в зимнее время, нужно потренироваться. Таким образом, можно будет проверить свои умения к зимнему обгону. Конечно же, проводить обгон-имитацию нужно на пустынной дороге. Заходим в левый ряд, ускоряемся на 20–30 км/ч и едем так метров 500, после чего перестраиваемся в правый ряд. Если вы сумели удержать автомобиль в нужном положении и он не дёргал влево или вправо, значит, совершить такой манёвр в реальной ситуации вы сумеете.
На видео показано, как легко потерять управление на скользкой дороге:
Видите, что вроде не такая высокая скорость, а Мерседес занесло и закрутило, как сумасшедшего. В этом случае водителю и другим участникам просто повезло, а могло быть намного хуже. Обратили внимание на скорость, которую записал видеорегистратор (в правом нижнем углу) при обгоне? Она была равна 42 км/ч, а это означает, что обгоняющий ехал на скорости 60 км/ч. Скорость вроде невысокая, но как занесло!
И в заключение хотелось бы дать совет: не спешите, наслаждайтесь каждым мгновением жизни, предназначенным для учения вас чему-то новому! Не превышайте скорость и не идите на обгон зимой, если на это нет особых причин!