Согласно законодательным изменениям в правила дорожного движения все водители на территории Таможенного союза обязаны будут в период с первого месяца зимы (декабрь) по первый месяц весны (март) 2015 года применять исключительно специализированные обязательные зимние шины. В случае невыполнения требования точное наказание пока неизвестно, так как проект находится на стадии разработки.
Технический регламент Таможенного союза регулирует применение специализированных зимних шин в холодное время года. Цель запрета шин состоит в снижении количества дорожно-транспортных столкновений в холодный период. Соответствующий запрет также будет функционировать на территории Беларуси и Казахстана, которые являются членами ТС. Такой технический норматив уже официально принят, поэтому вступит в силу уже в 2015 году.
Содержание
Новый закон о сезонных шинах
В течение трёх месяцев зимы каждый владелец легкового автомобиля обязан будет с собой иметь в дороге документ, который подтверждает, что его шины имеют зимнюю сертификацию. И это далеко не всё: будет существовать не только зимний, но и летний период шин. В период с первого числа июня по последнее число августа во всех странах Таможенного союза водитель обязан будет предъявить соответствующий сертификат о летней сертификации шин. Хоть и в законе не предусмотрен сертификат для универсальных шин, однако производители нашли лазейку в законодательстве. Производители шин будут сертифицировать одну и ту же комплектацию, как летние и зимние шины. На практике автовладелец просто будет от производителя получать два соответствующих сертификата. Не так всё плохо, поскольку у водителя существует практическая возможность ездить на универсальной комплектации шин.
На видео рассказывается о законопроекте про обязательное использование зимней резины в зимнее время:
Все зимние шины для Российской Федерации заимеют специальное обозначение в виде особой маркировки, которая будет выполнена в виде трёх горных хребтов. Такое обозначение является международным, и им производитель обозначает то, что шины выполнены из арктической резины, которая предназначается для сверхсложных погодных условий.
Уже давно удалось указать, что использование зимнего комплекта шин позволяет существенным образом уменьшить количество ДТП на дорогах в холодный период года. Многие страны Европейского союза уже давно приняли и успешно ввели в действие аналогичный законопроект.
Штраф — не для всех
Национальные законодатели в очередной раз продемонстрировали насколько широкий у них спектр виденья, забыв прописать в соответствующем техническом регламенте множество значимых деталей. Изменения в техническом регламенте не касаются автобусов и грузовых автомобилей, что является крайне негативным фактором. Поскольку степень безопасности пассажирского транспорта в зимний период останется в лучшем случае на прежнем уровне и уж точно не повысится. Эстакады и мосты, как всегда, будут в пробке благодаря застрявшим грузовикам, которые будут с целью экономии использовать летнюю комплектацию шин.
Вдобавок ко всему прочему на текущий момент времени даже теоретического наказания нет за использование несезонной комплектации шин. На практике всё крайне плохо выходит: запретный закон есть, а соответствующего наказания за его несоблюдение нет. Вопрос практической актуальности закона остаётся открытым. Безусловно, существует вероятность принятия каких-либо штрафов до 1 января 2015 года, однако Государственная дума отклонила все предложенные варианты взыскания касательно закона о запрете несезонных шин.
На видео показаны опасные ситуации, возникающие при езде зимой на летних шинах:
До сих пор остаётся ещё один важный вопрос: кто будет осуществлять сертификацию шин и каким именно образом она будет происходить? Поскольку простой постовой инспектор ДПС не обладает соответствующими законодательными полномочиями. Прохождение технического осмотра является на текущий момент времени единственной правовой нормой определения качества и, соответственно, сезонности шин. Однако законодательство в очередной раз идёт само себе вразрез, так как новые автомобили имеют полное законное право не проходить технический осмотр. Даже со старыми автомобилями ситуация выглядит практически аналогичным образом, поскольку они обязаны лишь один раз в год проходить технический осмотр. Выходит, летнюю резину можно использовать даже в зимнее время.
И если до конца текущего года не будет принят закон, что регулировал бы новый технический регламент соответствующим образом в КоАП, то он затронет лишь тех автовладельцев, которые по непонятным причинам решат пройти летом технический осмотр автомобиля на зимней комплектации шин и наоборот.
Использование зимних шипов находится под угрозой запрета
Про сезонный запрет резины слышали практически все автовладельцы, однако о существовании нормативов Таможенного союза касательно применения и эксплуатации шипованной резины практически никто не знает. Этот нормативно-технический акт также был частично скопирован у европейского законодательства. В странах Европейского союза асфальт является высокотехнологичным и его производство регламентируется соответствующими нормативными актами. Суть заключена в том, что шипы, счёсывая асфальт (канцерогенный фактор), допускают его попадание в воздух, тем самым увеличивая частоту раковых заболеваний среди водителей.
Страны Скандинавии нашли рациональное решение: на одном погонном метре не должно быть больше чем 50 шипов. В России будет введён аналогичный запрет и начнёт функционировать уже начиная с 2016 года, а различие заключено в количестве шипов. Автовладельцам легковых автомобилей России ещё крупно повезло, так как им можно будет использовать на 10 шипов больше.
Количество на колесе шипов существенно не увеличивает сцепления с трассой, поэтому производители получают ещё одну дополнительную законодательную лазейку. На территории Российской Федерации производители будут иметь возможность реализовать шины, которые превышают нормативы шипованной резины. Однако прежде производителю нужно будет доказать безопасность эксплуатации таких шин для асфальта.
Страны Европейского союза давно изобрели эффективные методы, которые позволяют определить степень урона асфальту от шипованной резины. Всё предельно просто: тестовый автомобиль на шипованной резины проезжает 100 раз со скоростью 100 км/час строго отведённый участок асфальта. После чего взвешивают две равные доли асфальта: до и после теста. Если вес не соответствует специальным нормативам, то такие шины признаются непригодными для эксплуатации.
На видео показаны последствия использования лысой или летней резины в зимнее время:
Национальные законодатели описанную выше методику решили также скопировать. Шипованные шины должны будут проходить представленный выше европейский тест в строго учреждённой лаборатории. Звучит хорошо, но до текущего момента времени ни одной подобной лаборатории создано не было.
Конечно, сохранение экологии всегда хорошо, но не тогда, когда приходится платить со своего кармана. Лишь только шипованные шины повышенного качества смогут пройти подобный тест, однако их стоимость довольно-таки высока и далеко не каждому автовладельцу по карману.
Краткий объективный итог таков. Новая поправка в технический регламент, если смотреть с теоретической точки зрения, очень хороша. Прекрасна и её перспектива, и даже способность снизить количество ДТП на трассах, благо всё скопировано с европейских аналогов. Однако у нас в России нужно основательно доработать множество нормативных актов и в первую очередь чётко определить контролирующую структуру и размер взыскания за несоблюдение сезонности резины.