Неотъемлемой частью проезжей части являются перекрестки. Правила проезда перекрестков волнуют начинающих автолюбителей с самых первых занятий в автошколе. И зачастую это связано с негативным личным опытом наблюдения заторов на перекрестках в час пик: два водителя, не разобравшись, «шаркнулись» на оживленном пересечении дорог и все, кто после тяжелого трудового дня желает лечь на удобный диван и побыть со своей семьей, вынуждены с негодованием провести час−другой в автомобильной пробке. И сколько раз мы слышали раздраженное восклицание в общественном транспорте: «Ну что ж ты так? Помеха справа!».
То есть теоретическую базу знаний проезда перекрестков имеет почти каждый, даже не проходивший долгих месяцев напряженного обучения и не имеющий водительского удостоверения? Так ли просто совершить правильный проезд перекрестка?
Содержание
Перекресток и его виды
Для безопасного пересечения любой развилки следует научиться отличать перекресток от пересечения дорог, к нему не относящегося. Перекресток − это пересеченные дороги на ОДНОМ уровне, а это значит, что многоярусные извилистые дороги, а также проезды под мостами и в туннелях не являются таковыми. А выезд со двора или другой прилегающей территории на основную дорогу в одних геометрических координатах не имеет принадлежности к перекрестку и пересечение этого участка пути обойдется без применения проезда перекрестков по ПДД.
Перекрестки подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
Первые, в свою очередь, различаются способом управления движением: со светофором или с регулировщиком.
Вторые делаться по виду пересеченных дорог: равнозначные или неравнозначные. Нерегулируемые перекрестки дорог, имеющие неравное значение, различаются по расположению главной дороги: прямая, имеет поворот, круговая.
Применение ПДД на перекрестках напрямую зависит от их вида.
Правила проезда перекрестков
Существуют общие требования к проезду перекрестков:
- при совершении маневра следует уступить путь пешеходам, велосипедистам и автомобилям, движущимся без изменения своей траектории (это требование спорно в некоторых ситуациях, например, пешеход обязан убедиться в отсутствии транспортного средства или его остановке перед пешеходом, или отсутствие пешеходного перехода на определенном участке пути);
- запрещено выезжать на пересечение дорог с затрудненным движением – затором, с целью предотвращения дальнейшего усугубления сложной дорожной обстановки не только по направлению собственного движения, но и по перпендикулярным полосам. Даже если у вас главная дорога и светит зеленый – это не повод создавать дополнительное затруднение.
- на регулируемом перекрестке следует руководствоваться световыми сигналами светофора или регулировщика, в случае их отсутствия придерживаться знаков и дорожной разметки, определяющих приоритет и очередь выезда на перекресток.
Теперь рассмотрим детально правильное поведение водителей на регулируемых перекрестках, имеющих светофоры или жестикулирующего сотрудника ГИБДД:
- рельсовый транспорт имеет преимущество перед колесным при движении на зеленый или соответствующий жест регулировщика во всех случаях, кроме разрешенного проезда дополнительной секцией светофора. В этом случае водитель трамвая обязан пропустить весь транспорт, которому загорелся основной разрешающий сигнал светофора;
- горящая стрелка в дополнительной секции светофора требует от водителя уступить дорогу автомобилям, движущимся в другом направлении на желтый свет;
- закончить движение на участке пересеченных дорог автолюбитель обязан независимо от сигнала светофора, загоревшемся на выезде с него. Исключением в этом случае будет каждое пересечение дорог со знаком «СТОП» (белый фон, черные буквы). Транспортные средства обязаны уступить заканчивающим движение автомобилям, пешеходам и другим участникам дорожного движения независимо от того, что загорелся разрешающий зеленый свет. Особенно актуально это становится при проезде по многополосным магистралям, когда дающие хороший «старт» на зеленый не замечают заканчивающих движение транспортных средств, поддающих газу чтобы максимально быстро проскочить на гаснущий желтый.
С нерегулируемыми перекрестками немного сложнее не только в классификации, но и в правилах их проезда:
- на пересечении неравнозначных дорог транспорт, производящий движение по второстепенной улице, уступает проезд этого пути, согласно знакам дорожного движения. В этом случае водители, едущие по дороге, обозначенной желтым ромбом, могут свободно проезжать, убедившись в отсутствии рельсового транспорта, который имеет преимущество только перед попутным или встречным движением;
- если главная дорога извилиста, то необходимо помнить правило «помехи справа» между водителями, осуществляющими движение по главной дороге, и между участниками движения на второстепенных дорогах;
- при осуществлении поворота налево или развороте в обратное направление необходимо предоставить приоритет едущим по встречному направлению. Этого правила должны придерживаться и водители трамваев между собой;
- в любой непонятной ситуации (отсутствие разметки, знаков приоритета, светофора) следует считать себя находящимся на второстепенной дороге. Подобное поведение позволит повысить внимание и снизить вероятность возникновения аварийной ситуации.
Проезд кругового перекрестка следует начинать с определение знаков, дающих право первого выезда на перекресток: белый треугольник с красной каймой или белые буквы «STOP» на красном фоне подскажут, что право движения предоставлено тем, кто уже находится на пересечении дорог.
Но круговая организация примыкания дорог имеет ряд сложностей при ее эксплуатации. Подавляющее большинство городов России имеют круговые перекрестки с приоритетным въездом на них. Обратите внимание, что почти все они в городе имеют одно и то же приоритетное направление. Поэтому при совершении путешествия по России автолюбители создают аварийные ситуации именно на таких незамысловатых пересечениях транспортных путей, действуя согласно привычке проезда в родном городе.
Типичные ошибки
Рассмотрим несколько типичных водительских ошибок и некорректного поведения на перекрестках:
- Многие люди просто игнорируют знак «СТОП» (прямоугольный, на белом фоне черные буквы) и линию «СТОПА» на светофоре, что в дальнейшем может привести к созданию препятствий для транспорта, едущего в перпендикулярном положении, снижение видимости дорожной обстановки для совершающих маневр или вовсе может предвещать аварийную обстановку, если перед ваше авто уже находится на пересечении путей следования;
- В повседневной спешке современный человек ценит каждую минуту своего времени. Слишком интенсивное движение и нескончаемый поток автомобилей в будний день подчас просто сводят с ума. И заметив, как желтеет светофор мы давим на газ, прилагая все больше усилий, хотя известно, что желтый предписывает снизить скорость, ведь желтый свет сменит красный, командующий остановиться. И вылетев на внушительной скорости на перекресток, не возникает мысли, что такой же очень занятой и спешащий по делам автолюбитель уже давит на газ, чтобы успеть первым пересечь этот участок и перестроиться в нужный ряд. Фиаско! Больше никто не спешит и все ждут сотрудников ГИБДД, нервно нажимая кнопки мобильного для того, чтобы отменить столь важную еще пять минут назад встречу.
- Если необходимо повернуть на свободный участок дороги, например, с прилегающей территории, но пересечь придется внушительный затор, то следуют четко понимать: либо вас пропустят, либо придется запастись терпением. Лихие водители, заметив, что автомобили на ближней полосе остановились, выжимают педаль газа не убедившись, что и на остальных полосах автомобили стоят. ДТП происходит самым обидным образом, при этом вина полностью на вас. Поэтому следует помнить, что если уж вас пропускают − не спешите, медленно проезжайте метр за метром и дайте возможность водителям заметить ваше движение и проявить вежливость (и соблюсти пункт правил ПДД при въезде на перекресток при образовавшемся заторе), пропустив вас.
Причины аварийных ситуаций на перекрестках
Около 30% дорожно-транспортных происшествий происходит на разветвлении путей следования. Такой неутешительной статистики предшествует ряд причин:
- человеческий фактор (невнимательность, незнание значения дорожных знаков и разметки, умышленное несоблюдение ПДД, незнакомый путь, нервное перенапряжение, усталость и др.);
- техническая неисправность транспортного средства;
- инфраструктура (проведение дорожных работ, плотность движения и прочее);
- погодные условия (плохая видимость, гололедица и т. д.)
При этом на долю роли человеческого фактора в происшествиях приходится около 82% всех причин.
Человек − существо разумное. И только разумный способен выдумать правила игры, налогообложения, дорожного движения…но всегда найдется тот, кто возжелает обмануть…вот только цена блефа в покере, налогах или на дороге может быть невероятно различной! Будьте внимательны, соблюдайте правила дорожного движения, проявляйте взаимоуважение на дорогах и жить станет проще!
Свое мнение вы можете изложить прямо под статьей в комментариях.