Как стало известно, в последнее время российский авторынок терпит хаос и неразбериху. Прогнозы, сделанные экспертами в этой области, самые пессимистичные. Радует только одно: в то время, пока автопроизводители и дилеры терпят убытки, простые граждане могут приобрести автомобиль по очень выгодной цене.
Начнём с отчёта, который приводится каждый месяц Ассоциацией Европейского Бизнеса, или АЕБ, как принято сокращать это название. Так вот именно этот самый отчёт и стал неприятным сюрпризом для многих представителей автомобильного рынка, занимающихся продажей легковых автомобилей в стране. И дело не в том, что в России надеялись на расцвет автобизнеса, ведь даже самые оптимистичные прогнозы, проведённые в начале года, оценивали ситуацию, приближенную к уровню 2012-го (напомним, что этот год был самым прибыльным и рекордным за всю историю автобизнеса в России).
Но уже итоги начала 2014 года не дают никаких надежд. И это даже намного хуже самых неутешительных прогнозов.
Содержание
Падение спроса
На видео рассказано о падении спроса на новые автомобили в России:
В первую очередь речь идёт о падении прибыли с продаж автомобилей на 7,6% по сравнению с годом 2013, которым и так все были недовольны и старались ситуацию как-нибудь наладить. В прошлом году чего только не придумывали, дабы наладить бизнес и вернуть былые прибыли. Разрабатывались целые схемы и бизнес-планы, которые, к огромному сожалению, никак не реализовались, а наоборот, стало намного хуже.
Ещё один негативный момент заключается в том, что спрос на новые легковые автомобили упал на 17,3 процента в июне 2013 года. И если вспомнить пугающие и пессимистичные прогнозы аналитика Михаила Хазина, который говорил ещё зимой о сокращении 1/3 всего авторынка, то всё сходится. Хотя экономист говорил и о том, что такие убытки в сфере автомобилей будут связаны, прежде всего, со снижением цен на нефть в мире.
Сегодня абсолютно все аналитики и эксперты в этой области согласны, что самого дна наш российский авторынок ещё не достиг. Есть ещё порох в пороховницах и всё даже можно наладить и прийти к прежнему уровню. Хотя падение ещё будет продолжаться какое-то время, срок которого неизвестен никому. И прогнозы опять же самые пессимистичные.
Всё в руках государства
Как уверяют эксперты, всё зависит сегодня от нашего государства, власти, которая должна встать у руля. И дело даже не во внешнеполитических факторах. Просто нет никаких предпосылок для самостоятельного роста продаж автомобилей в условиях нынешней экономики. Что же могут сделать власти? Как уверяют знатоки, стоит только им подключить инструменты, стимулирующие рост спроса, как это было сделано несколько лет назад, всё наладится.
Вспомним, что в 2008–2009 годах были введены специальные программы под общим названием «субсидированное автокредитование и утилизация машин». И тогда всё это реально помогло автомобильному рынку. Почему же это не должно помочь сегодня?
Организация, называющаяся «РАД», то есть «Российские автомобильные дилеры», в конце июня обратилась по этому поводу к Д. Мантурову, министру промышленности и торговли. В письме к властям представители ассоциации просили вернуть программы льготного кредитования, субсидировав хотя бы часть процентной ставки. Но пока никакой реакции на этот документ не последовало и весной ещё министр говорил о том, что возобновить такое стимулирование практически невозможно. Данных о том, что власти изменили свою позицию, пока нет.
На видео рассказывается, как снижение спроса на автомобили повлияло на автоконцерны Ситроен и Пежо:
Ниже приведены заявления, сделанные некоторыми экспертами, дословно.
В. Анохин — директор бизнес-направления компаний Мазда, Форд, Пежо:
«Такое падение авторынка в нашей стране заранее прогнозировалось, а автодилеры корректировали тактику ведения бизнеса согласно соответствующей ситуации. Всем известно, что кризис — это не только потери как таковые, но и неплохой шанс измениться. Кризисная ситуация даёт возможность улучшить коммуникацию с потребителями, пересмотреть ценности и встать на новый уровень, предлагая совершенно иные схемы. Кроме того, именно кризис дал возможность понять, что главным на любом рынке остаётся клиент, для которого козырем является снижение финансовой нагрузки на владение машиной. Опираясь на это, мы выводим соответствующие программы».
С. Целиков, директор аналитического агентства:
«Я в такой ситуации вижу два сценария развития событий. В первую очередь автомобильный рынок точно замедлит резкое падение вниз к концу года и, скорее всего, даже стабилизируется. В начале года курс валют был нестабилен и многие купили автомобили «как бы заранее». Другими словами, те, кто планировал купить автомобиль позже, сделал это в начале года и продажи к началу лета упали до 17 процентов. Сегодня же, наоборот, предвидится новая волна скидок и потенциальный клиент, если можно так выразиться, находится в стадии ожидания. Прогнозы таковы, что уже в начале сентября или к концу года автомобилей будет продаваться более двухсот тысяч в месяц, и это не просто слова. Кроме того, такой сценарий развития событий предполагает, что речь идёт о временной стагнации, тогда как с экономикой всё более или менее в порядке.
Второй сценарий развития событий менее оптимистичен. Ситуация в Украине, которая час от часу не нормализуется, ведёт к тому, что наша экономика в целом катится под уклон. Постоянные санкции европейских стран, приостановка зарубежных инвестиций, сокращение рынка, снижение доходов населения — всё это не может положительно сказаться. И такое развитие событий на авторынке будет продолжаться ещё как минимум месяцев шесть, а то и больше. Продажа автомобилей в количестве 140–160 тысяч штук в месяц будет казаться нормальной и логически вытекающей».
На видео рассказано, как благодаря снижению спроса можно купить автомобиль с большой скидкой:
Й. Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«На сегодняшний день рынок продолжает с увеличенной скоростью падать вниз. И если сравнить продажи с прошлым годом, то наблюдается упадок на целых 17,3 процента. Ослабление рынка, по нашему мнению, ещё не закончилось.
Что касается корректировки прогноза на рынке легковых автомобилей на 2014 год, то количество проданных машин составит 2,45 млн штук, что на 12 процентов меньше, чем было в 2013 году».
Чем всё это грозит? Выгодно ли покупать автомобиль сейчас?
Чем такая ситуация грозит простым людям, которым по большому счёту никаких дел до крупного бизнеса нет? Можно сказать, никаких. А вот государство потеряет или, скорее всего, недополучит около одного миллиарда рублей, если акции авторынка упадут на 5,5 процента. Кроме того, могут быть сокращены рабочие места на некоторых автозаводах.
Не исключено также, что упадёт качество обслуживания у дилеров, которые в первую очередь пострадают от сокращения спроса. Что касается крупных производителей, то они ещё как-то сумеют прикрыть прорехи рынка России своими огромными активами. К тому же ситуация авторынков Европы и Америки сегодня отличная и продажи идут только вверх.
На видео рассказывается, как выгодно купить автомобиль и какие скидки можно получить:
Опять же, наших потребителей сегодня волнуют не все эти составляющие, а то — где и когда можно будет выгодно купить автомобиль? Да и вообще стоит ли это делать? Ведь суждение о том, что приобретение машины сегодня — это самое лучшее время, вряд ли можно считать правильным.
Хотя если речь идёт о наличных, то их лучше скидывать, приобретая автомобиль. А вот насчёт кредита лучше пока подождать. И может вновь заработает программа льготного кредитования, кто знает?
С другой стороны, не факт, что наступит более удобный момент для покупки машины. Как уверил ещё зимой директор отдела региональных продаж компании Тойота, уровень дискаунта на автомобили минимален и больших скидок ожидать не следует. Такая ситуация актуальна и сейчас. Существуют, конечно же, определённые акции, но назвать их массовыми, какими они были в 2010 году, нельзя. Некоторые, правда, уверяют, что скидки станут заманчивыми к концу года, когда рынок достигнет дна, но точных гарантий по этому поводу дать никто не может.
Заманчивые предложения некоторых производителей
Речь идёт о некоторых специальных акциях, которые сегодня есть не у всех производителей. Так, касательно массового сегмента выгодное предложение можно найти у Шевроле и у Киа. Шевроле, к примеру, распродаёт автомобили прошлого года, и тот же хэтчбек Шевроле Круз можно приобрести за 476 тыс. рублей, что очень даже неплохо, если учитывать рекомендованную розничную цену в 630 тысяч.
Audi A3 | фиксированная выгодная комлектация |
KIA Picanto | скидка на комплектации 2013 г. до 25 000 р. |
Toyota Venza | ценовая скидка |
Toyota Corolla | ценовая скидка |
Toyota Rav4 | ценовая скидка |
Chevrolet Cobalt | скидка наличными — 30 тыс. р., с кредитом — 60 тыс. |
Nissan Murano | автомобили 2013 года — скидка 233 000 р. |
Nissan Tiida | с АКПП — 50 тыс., с МКПП — на 20% дешевле стоимости |
Kia ceed | гарантированная скидка в 20 000 р. |
Что касается корейцев, то они делают скидки вполовину своей производственной линейки.
Наш АвтоВаз, который ещё весной занимался продвижением дешёвых кредитов, сегодня молчит. Зато Рено продаётся по сниженным процентным ставкам.
В среднем ценовом сегменте скидок даже меньше, чем они есть в нижнем. Тот же Фольксваген предлагает покупателям исключительно специальные версии автомобилей, но прямых скидок у немцев нет. Шкода занимается рекламой дешёвых кредитов на Октавию и Рапид, одновременно снижая цену на Суперб, если клиент сдаст старую машину по системе Trade-in.
Что касается японцев, то Ниссан, к примеру, располагает прямыми скидками, но не на популярные модели. Акции будут предоставлены при покупке Ниссанов: Тиида, Навара и Мурано, причём 2013 года выпуска.
Дилеры Леон Сеат также предлагают скидки и очень даже большие. Так, при покупке пятидверной версии выгода для покупателя может достичь 125 тысяч рублей. А что касается хэтчбека Ибица, то при покупке производители совершенно бесплатно дают в подарок набор опций.
Автомобили премиум-класса из «большой тройки» просто так не продают. Примечательно, что растут продажи у Мерседес-Бенц в отличие от всего рынка. Из-за этого немцы ограничиваются лишь кредитными предложениями. То же самое наблюдается и с БМВ, а вот у Ауди дела не так уж и хороши. На автомобили этой немецкой компании есть хорошая специальная акция на Ауди A1, специальные предложения для A3 и A4 и горячая акция на купе и лифтбек Ауди A5.
Выгодно приобрести автомобиль могут и те, кто присматривается к автомобилям б/у. Вторичный рынок России до сих пор только рос, и некоторые бизнесмены даже сменили свою ориентацию, переместив большую часть своего дела сюда. На вторичном рынке позитивные тренды продолжались и кризиса здесь не наблюдалось до сих пор. Но с упадком спроса на общем авторынке такая же ситуация наблюдается в сегменте подержанных машин. Хотя цифра и не такая большая, как на новые легковые автомобили, но всё же 2 процента. Этого достаточно, чтобы продавцы изменили отношение к потребителям. Хотя клиенту придётся всё-таки постараться, чтобы найти выгодный вариант по самой сниженной цене.
В заключение выведем резюме. Ожидать огромных скидок на автомобили не стоит, хотя в ситуации и намечается такой поворот событий. С другой стороны, приобрести определённые модели по выгодной цене возможно. Кроме того, покупать автомобили сегодня желательно за наличные, а с кредитом лучше подождать, ведь ряд экспертов надеется на возобновление льготного кредитования.