Достаточно часто приходится слышать вопросы о различиях между полисами автомобильного страхования КАСКО и ОСАГО. При этом большинство автомобилистов не понимают — зачем приобретать полис ОСАГО, когда у них уже есть документ об использовании более дорогой страховки для их транспортного средства. К несчастью, не являются редкостью случаи, когда владельцы машин, не имеющие большого стажа, попадают в неприятное положение за счёт незнания особенностей упомянутых финансовых услуг. Чтобы окончательно выяснить вопрос, нужно ли ОСАГО при КАСКО, а также сферу действия полисов, мы рассмотрим основные отличия между подобными страховыми продуктами.
Немного теории
ОСАГО
Главное, что необходимо знать о подобном страховании — оно обязательно для любого собственника транспортного средства. С 2003 года выезд на дороги общего пользования без действующего полиса, подтверждающего приобретение ОСАГО, считается административным правонарушением, мерой пресечения которого является денежный штраф, накладываемый инспектором ГИБДД. К счастью, стоимость полиса, выдаваемого по этой программе, достаточно невелика, что позволяет приобрести его без лишнего ущерба для семейного бюджета.
Видео о том, что нужно знать об автостраховании ОСАГО:
При этом ОСАГО вовсе не равнозначно КАСКО ни по одному из параметров — ведь такая страховка предназначена не для транспорта, а для его собственника. Согласно действующим правилам, ему компенсируется сумма ущерба, причинённого владельцу другого транспортного средства в результате ДТП. При этом размер выплат по ОСАГО ограничен в размере 120 тыс. рублей при причинении вреда материальному имуществу, и 160 тыс. рублей — здоровью иных участников происшествия. Конкретная сумма возмещения определяется специалистами страховой компании на основании предполагаемой средней стоимости проведения работ и замены деталей с учётом степени износа последних. Стоит помнить, что при обращении к страховщику по вопросу ОСАГО вы получите сумму денежных средств, позволяющую компенсировать возникшую ответственность перед другим участником ДТП, но не ущерб, полученный вашим автомобилем!
КАСКО
Приобретать отдельно этот полис не получится — водителю предлагается оформить ОСАГО и КАСКО одновременно, так как упомянутый выше вид страхования является обязательным для любого человека, в чьей собственности есть транспортное средство. При этом использование КАСКО является исключительно добровольным — настоять на оплате такой финансовой услуги может только банк, выдавший потребителю заем на приобретение автомобиля. Расходы на покупку полиса в этом случае могут быть очень велики — реальная стоимость страхования нередко превышает 10% фактической стоимости автомобиля на момент формирования соглашения.
Видео о том, что нужно знать об автостраховании КАСКО:
Взамен же вы получаете компенсацию всего ущерба в пределах стоимости транспортного средства. Отказ в осуществлении выплаты может произойти исключительно в случае, когда вы стали виновником масштабного ДТП с большим числом участников, и сумма урона, полученного всеми автомобилями, превышает установленное в договоре значение. Вы можете также претендовать на выплаты по КАСКО в случае кражи, возгорания либо причинения иного вреда вашей собственности, если подобный пункт включён в подписанное вами соглашение. Единственный недостаток, которым обладает типовой полис КАСКО в сравнении с ОСАГО — постепенное уменьшение остаточной суммы компенсации в случае частичного возмещения ущерба, произведённого ранее. К примеру, если вы два раза попадали в небольшое ДТП и требовали выплат от страховой компании, то при угоне транспортного средства из общего размера возмещения будет вычтена сумма этих платежей, а вот число страховых случаев в полисе ОСАГО и общая сумма никак не ограничиваются.
Действительно ли есть потребность?
Проанализировав сказанное выше, мы можем сформировать вывод о том, что все владельцы КАСКО вынуждены пользоваться двойным страхованием, от которого не получают реальной пользы. Когда вы являетесь обладателем такого полиса, вам намного выгоднее будет осуществлять обращение согласно правилам добровольного страхования, так как на полученные деньги получится отремонтировать оба автомобиля, участвующих в ДТП, а не только тот, который принадлежит пострадавшему. Кроме того, КАСКО предоставляет защиту и в случаях, которые не предусматривают участие иного субъекта, например, при угоне, повреждении транспорта о стационарные конструкции или при нанесении ему урона хулиганами. Единственное, что не в силах покрыть КАСКО — это ущерб здоровью участникам происшествия, вины которых в его возникновении нет — в этом случае пригодится ОСАГО.
Однако большинство экспертов признают действующее законодательство относительно обязательного страхования архаичным и не соответствующим современным реалиям. В частности, специалисты по исследованию рынка финансовых услуг обвиняют государственные регулирующие органы в пособничестве страховым организациям, которые получают дополнительную прибыль от продаж ОСАГО клиентам, уже имеющим КАСКО. К счастью для автолюбителей, активно интересующихся этим вопросом, вскоре нормативные акты будут подвергнуты комплексному пересмотру — ожидается, что в них будет включено указание об отсутствии необходимости обязательного страхования при использовании добровольного. Кроме того, будет рассматриваться вопрос и о регулировании цен, установленных финансовыми организациями на КАСКО, так как сейчас они заставляют владельцев транспортных средств расставаться с очень большими суммами, наносящими ущерб их личному бюджету.
Покупать или не покупать?
В качестве заключения можно указать, что даже если есть КАСКО, нужно ОСАГО для того, чтобы ваш автомобиль смог передвигаться в пределах страны. Если же вы будете игнорировать требования законодательства, любой инспектор ГИБДД может выписать вам значительный штраф и указать на необходимость срочного приобретения соответствующего полиса. По крайней мере, подобная ситуация складывается на текущий момент — вполне возможно, что в будущем КАСКО уже будет заменять собой обязательное страхование не только фактически, но и юридически.