Большинство современных автолюбителей предпочитают решать проблемы с поломкой транспортных средств путём обращения к специалистам сервисного предприятия. Однако такой способ вынуждает нести значительные расходы и ожидать в очередях. В то же время большинство несложных операций, к которым относится и замена тормозной жидкости, можно выполнить своими руками. Но необходимо помнить о том, что именно от тормозной системы зависит активная безопасность машины, и любая ошибка может привести к очень серьёзным и неприятным последствиям. Поэтому, приступая к обслуживанию техники самостоятельно, позаботьтесь о тщательном изучении всех профессиональных рекомендаций.
Содержание
Теоретическая часть
Когда осуществляется замена?
Какая периодичность замены тормозной жидкости будет оптимальной? Есть несколько ответов на этот ворпос. В этом нет ничего удивительного — ведь на рынке представлены различные варианты подобных расходных материалов, отличающиеся физическими параметрами. В частности, на старых автомобилях допустимо использование только органической тормозной жидкости БСК — современная синтетика может разрушать резиновые и разнообразные металлические соединения в их гидравлических контурах. Ее необходимо менять примерно один раз в год, а также после окончания зимнего периода, когда БСК, состоящая из бутилового спирта и касторового масла, попросту замерзает.
В современных сервисах на вопрос, как часто менять тормозную жидкость, ответят, что подобную процедуру выполняют не реже, чем раз в 2 года. Это относится к большинству гликолевых составов классов DOT 3–4+ и DOT 5.1. Причиной тому служит постепенное накопление в тормозной системе воды, которая повышает температуру замерзания и существенно снижает градус точки кипения. Однако в дорогих автомобилях не является редкостью использование жидкости DOT 5 на силиконовой основе — она может служить не менее 5 лет благодаря крайне низкой гигроскопичности.
Также иногда возникает потребность в смене тормозной жидкости до полного исчерпания её номинального ресурса — это связано с резким ухудшением её характеристик. Большинство экспертов рекомендует приобретать специальные анализаторы для проверки состава и параметров этого вида расходных материалов, но делать это рядовому потребителю невыгодно в силу высокой стоимости электронных приспособлений. Для осуществления базовой проверки необходимо заглянуть в бачок тормозной жидкости и посмотреть на её цвет — если он стал намного темнее, лучше не откладывать профилактическое обслуживание транспорта.
Приобретение
Очень важно также подбирать правильную тормозную жидкость — как уже говорилось, существует множество её разновидностей. Определить, какая из них необходима вам предельно просто — достаточно открыть инструкцию по эксплуатации машины и найти соответствующую запись. Если же необходимо узнать, какая именно жидкость залита в тормозной гидравлический контур вашего автомобиля, необходимо снова открыть бачок и взглянуть на окраску. Жёлтый или коричневатый цвет говорит о том, что перед вами — жидкость на основе гликоля, а красный — содержащая силикон.
Необходимо помнить, что разные по составу тормозные жидкости смешивать недопустимо во избежание существенного ухудшения их параметров. Также нежелательно заливать в систему и две одинаковые жидкости разных производителей или классов по DOT — это допускается только в экстренном случае. При первой возможности полученную смесь необходимо слить и заменить нормальным однородным составом.
Когда нельзя сделать это самому?
Вопреки расхожему мнению, даже применение антиблокировочной системы не является препятствием для самостоятельной замены тормозной жидкости. Вы можете провести полностью аналогичную процедуру, внимательно следя при этом, чтобы датчик тормозной жидкости не оказался покрытым воздухом — в противном случае придётся обращаться в профессиональный сервис, где проведут прокачку контура под высоким давлением. Избежать этого просто — необходимо следить, чтобы уровень жидкости не был ниже минимальной отметки.
Однако существует несколько исключений из подобного правила. В частности когда тормозной контур оснащён интегральной АБС, в которой блок гидравлических клапанов не совмещён с гидроцилиндром, закачку жидкости необходимо осуществлять, открывая их в определённом порядке — сделать это можно только при помощи фирменного тестера. Кроме того, не стоит вмешиваться в работу системы, в которой используются такие инновационные элементы, как помощник при экстренном торможении, устройство для повышения стабильности автомобиля и обеспечения его курсовой устойчивости.
Пошаговая методика
Пункт первый: подготовка
Вначале стоит позаботиться о том, чтобы у вас были необходимые расходные материалы и инструменты. Подготовьте заранее следующие предметы:
- Непосредственно тормозную жидкость.
- Несколько торцевых ключей на 9, 10 или 11 мм (зависит от модификации автомобиля).
- Прозрачные силиконовые трубки диаметром 6 или 4 мм (аналогично).
- Пустую пластиковую бутылку объёмом 1,5–2,0 литра.
- Несколько ненужных тряпок.
Замену тормозной жидкости лучше выполнять в гараже, оснащённом ямой или на специальной эстакаде. Если подобная возможность отсутствует, лучше обратиться в сервис, даже если вы знаете, как поменять тормозную жидкость своими руками — это будет намного надёжнее и безопаснее.
Установив автомобиль в нужное место, убедитесь, что к его днищу обеспечен свободный доступ, и вы сможете в любой момент выйти наружу. Если есть такая возможность, вывесите все четыре стойки, установив машину на домкраты, и снимите колеса, чтобы получить доступ к тормозам. Проверьте освещение — вы должны хорошо различать цвет жидкости, которая будет выдавливаться наружу. Также предварительно изучите руководство по обслуживанию авто — в зависимости от типа гидравлического контура применяется различная последовательность замены расходного материала:
- Если контур имеет параллельную компоновку — правое заднее колесо, левое заднее, потом обрабатываем правое переднее колесо и левое переднее.
- Если контур имеет диагональную компоновку — правое заднее колесо, левое переднее, затем используем левое заднее колесо и правое переднее.
Пункт второй: замена
Замена тормозной жидкости является достаточно сложным процессом. Поэтому вам потребуется помощь другого человека — иначе вы можете не уложиться в отведённое время и не успеть поддержать требуемый уровень тормозной жидкости в бачке. Вначале открутите крышку на самой ёмкости, расположенной под капотом — будьте внимательны, крышка содержит поплавок, в котором может содержаться некоторое количество агрессивного химического вещества. Сняв её, заверните в тряпку и положите в доступном месте неподалёку от автомобиля. Затем опускайтесь под днище и внимательно взгляните на регулятор давления между задними колёсами — его необходимо заблокировать, чтобы не допустить блокирования одной из частей контура. В большинстве случаев для этого достаточно поместить отвёртку между корпусом регулятора и его управляющим приводом.
Всё, что будет изложено ниже, повторяется в точности для каждого из колёс, поэтому после осуществления всех процедур с первым, вы будете выполнять требуемые операции намного быстрее. Найдите на тормозном механизме колеса и тщательно очистите его, используя ненужную тряпку — обычно на клапанах находятся огромные наросты грязи, зимой — ещё и льда. Снимите защитный резиновый колпачок, надетый на клапан, и обнажите штуцер — на эту деталь необходимо одеть подготовленный силиконовый шланг и опустить его в бутылку. Дайте сигнал помощнику — он должен сделать пять коротких и сильных последовательных нажатий на педаль тормоза, после чего зажать её до следующего указания.
Если вы знаете, как заменить тормозную жидкость, то должны понимать, что зажимать педаль необходимо для создания нужного давления — в этот момент стоит открутить гаечным ключом клапан на половину оборота и внимательно следить, как из контура выдавливается старая тормозная жидкость. Как только струя начнёт ослабевать, быстро закрутите клапан обратно. Поднимитесь наверх и долейте в бачок жидкость, чтобы она не опускалась ниже минимального уровня — либо попросите сделать это помощника, который после закрытия клапана может отпустить педаль. Всё описанное выше повторяйте до тех пор, пока через шланг не начнёт течь новая тормозная жидкость — её можно опознать по иному оттенку.
Шаг третий: проверка и прокачка
Когда все четыре колеса будут приведены в норму, стоит осуществить проверку — для этого нажмите на педаль тормоза, медленно увеличивая усилие до того момента, пока она не перестанет перемещаться. Если вы знаете, как залить тормозную жидкость, однако не уследили за её уровнем, в системе образуется множество воздушных пузырьков. Результатом их присутствия станет значительное увеличение тормозного пути, а также неравномерность замедления каждого из колёс, что может привести к серьёзной аварии на дороге. При этом педаль будет двигаться неравномерно с рывками и провалами. Кроме того, выгоните машину на безопасный и пустынный участок дороги и осуществите торможение с 40 км/ч — свидетельством попадания воздуха внутрь будет отклонение в сторону с возможным заносом.
Следовательно, необходимо осуществить прокачку — она осуществляется полностью аналогично предыдущему шагу, однако клапан откручивается уже на три четверти оборота. Кроме того, помощник по сигналу должен нажать на педаль пять раз, и удерживать её — в этот момент вы выпускаете часть тормозной жидкости до тех пор, пока педаль не коснётся пола. В этот момент необходимо закрутить клапан, а также дать помощнику сигнал отпустить педаль. Если машина оснащена АБС с объединёнными гидравлическими приспособлениями, то никаких отличий в том, куда заливать тормозную жидкость, не будет. Однако осуществлять проверку тормозов стоит только после того, как автомобиль постоит с заведённым двигателем 2–3 минуты — при этом жидкость полностью прокачается через клапан, свидетельством чего будет затихание звука работы насоса.
Советы по эксплуатации тормозной системы
После того как вы полностью выполнили замену тормозной жидкости, проследите, чтобы её уровень в бачке находился на максимальной отметке, однако не выше. Это поможет вам поддерживать стабильно высокий уровень давления даже спустя длительный период использования транспортного средства. Если же перелить тормозную жидкость, то она постепенно будет выдавливаться из-под крышки, попадая на различные резинотехнические элементы моторного отсека и приводя к их ускоренному износу. Постоянно удерживать уровень, близкий к минимальной отметке, не рекомендуется — результатом может стать ухудшение давления, которое приведёт к созданию аварийной ситуации на дорогах.
Видео о том, как заменить тормозную жидкость:
Даже зная, когда менять тормозную жидкость, не ленитесь периодически проверять её уровень и цвет — это желательно выполнять самостоятельно каждый месяц. Среди автомобилистов достаточно популярен миф о том, что тормозная система является полностью замкнутым контуром, и она не сообщается с окружающим воздухом. Действительно же в ней существует множество технологических отверстий, предназначенных для уравнивания давления — через них внутрь может попадать вода. Если тормозная жидкость поменяла свой оттенок, это означает, что в ней скопилось большое количество влаги, которая может закипеть при активном вождении. При обнаружении первых признаков потери свойств вещества необходимо осуществлять замену состава.
Подводя итоги
Каждому человеку понятно, что тормозная жидкость очень важна для его безопасности и должна заменяться с учётом множества правил и требований. Если вы сомневаетесь, что сможете правильно выполнить всю последовательность действий, описанных выше, лучше обратиться в авторизованный сервис. Подобный вариант потребует больших расходов, однако позволит получить уверенность в правильной работе гидравлического контура.