Как водитель, вы знаете, что рулевое колесо является частью автомобиля, которое позволяет контролировать ваш автомобиль. Но вы когда-нибудь задавались вопросом, как вращение руля заставляет передние колёса двигаться и удерживать их в перемещении? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть тип и функции всего механизма и его составляющих.
Реечный рулевой механизм на сегодняшний день стал наиболее распространённой системой управления, которая используется в автомобилях. Одним из преимуществ является то, что он обладает более высокой точностью и меньшим количеством движущихся деталей, которые быстро изнашиваются или требуют ремонта.
Большинство реечных механизмов в транспортных средствах основаны на двух составляющих — стойке и шестерне. Такое устройство обеспечивает долговечность всего механизма, который может работать без поломок на протяжении более 100 тыс. км, только в том случае, если он хорошо установлен.
Тем не менее иногда механизм нуждается в ремонте. Многие из потенциальных проблем могут быть решены путём ремонта своими руками с помощью соответствующих инструментов. Но некоторые типы проблем требуют помощи профессиональных механиков для выполнения ремонтных работ.
На видео показаны причины возникновения стука в рулевой рейке:
Одной из распространённых поломок этого вида механизма является стук в зубчатой рейке. Чтобы понять, почему она стучит и как устранить этот стук, нужно сначала разобраться в устройстве и принципах работы.
Содержание
Что такое рулевая рейка
Конструкция реечного механизма довольно проста. Рулевая рейка, или редуктор, является частью механизма в автомобилях, контролирующей движение колёс и заданное направление транспортного средства. Её работа заключается в перемещении ведущей шестерни, которая, в свою очередь, связана с рулевым колесом.
Принцип работы механизма, как и его устройство, также несложен. При вращении руля рейка начинает перемещаться в заданном направлении — влево или вправо, что приводит в движение тяги рулевого привода — и колёса начинают поворачиваться.
Хотя реечное рулевое довольно надёжно, оно имеет ряд недостатков:
- чувствительность к ударным нагрузкам от плохих дорожных покрытий;
- склонность к виброактивности;
- повышенная нагрузка деталей;
- сложность установки.
На видео показано, как устранить стук рулевой рейки:
Определение состояния рейки
Определение состояния редуктора проводится при выключенном двигателе на смотровой яме. Такая диагностика позволит определить, возможно ли сделать ремонт узла своими руками, или потребуется полная замена.
Поочерёдное проворачивание руля до упора то в одну, то в другую сторону поможет:
- визуально и на слух оценить положение всех креплений механизма;
- проверить наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг;
- определить стук и заедания рулевой рейки. Если стуки остаются после отсоединения поперечных тяг и поворотных рычагов, узел нуждается в замене или ремонте.
На видео устройство и эксплуатация рулевой рейки:
Выявив причину, возможно:
- попытаться провести ремонт своими руками;
- отремонтировать деталь у мастера;
- провести полную замену узла.
Что делать с деталью, которая сломалась, решать водителю. Полная замена редуктора обойдётся недёшево, но он явно прослужит дольше, чем отремонтированная деталь самостоятельно или у мастера. Однако стук в редукторе продолжает появляться даже у некоторых новых автомобилей, недавно выпущенных с конвейера, независимо от страны-производителя.
Причины возникновения стука
Причины возникновения стука могут быть разными.
Одними из них являются:
- Плохая затяжка крепёжных соединений рулевого механизма. В этом случае нужно просто подтянуть все болты и гайки соединений.
- Износ пластмассовой опорной втулки левой и (или) правой стороны рейки. Во время движения, особенно по неровной дороге, образуется люфт, из-за которого и возникает посторонний шум в рулевой колонке.
- Коррозия, что подтачивает втулку, тоже приводит к люфту. В таком случае проблему может решить только замена.
- Истирание или повреждение резиновых защитных чехлов. Это приводит к тому, что внутрь механизма попадает пыль и грязь, которые изнашивают зубчатую рейку и опору скольжения.
Причинами износа опорной втулки является мягкий материал, из которого изготовлена рейка, он под воздействием плохих дорог достаточно быстро сминается. В таком случае лучше не покупать оригинальную деталь из того же материала, а выточить новую, например, из капролона.
Ремонт рейки своими руками
Перед ремонтом редуктора в домашних условиях необходимо приобрести специальный ремонтный комплект, который состоит из новых деталей, среди прочего: втулка, сальники, уплотнители.
На видео ремонт рулевой рейки:
Составляющие моменты и стадии ремонта узла своими руками:
- демонтаж редуктора. Снимать рейку следует вместе с тягами, что поможет идеально установить пыльники:
- разборка;
- очистка от грязи арок и накоплений всех деталей;
- замена испорченных частей;
- проверка зубчатого вала.
Замена механизма
Удаление и замена рулевой рейки — процесс, похожий для большинства автомобилей. Разница лишь в том, как она демонтируется. Перед тем как снять и заменить этот силовой узел, выясните его тип, установленный на вашем конкретном автомобиле — с электроусилителем, гидроусилителем или простой реечный механизм.
Если на вашем автомобиле диагностирован простой реечный механизм, то сначала освобождают крепления рулевых наконечников, затем расслабляют болтовые крепления, а затем снимают карданное зацепление.
Перед тем как демонтировать рулевую рейку с гидроусилителем, нужно освободить трубки высокого давления, а только после этого слить рабочую жидкость в чистую тару.
Самостоятельно снимать редуктор с гидроэлектроусилителем не рекомендуется, так как для его демонтажа нужно сначала убрать подрамник автомобиля, что невозможно сделать одному.
На видео происходит замена рулевой рейки:
Что делать, чтобы избежать проблем
Чтобы избежать стука в зубчатой рейке, нужно выбрать плавный стиль вождения автомобиля. Не стоит проверять работу транспортного средства при экстренном торможении или, наоборот, слишком быстро ускорять машину перед препятствием. Также следует научиться правильно парковаться, избегая стука колёс о бордюр. Такие удары от колеса передаются на рулевое управление.
И конечно же, возьмите на вооружение периодическое техническое обслуживание всего механизма, следите за исправностью защитных чехлов и надёжностью креплений.
Рулевой механизм вашего автомобиля состоит из компонентов, предназначенных для обеспечения гладкой, ровной и стабильной езды. Но когда речь идёт о плохих дорогах, детали изнашиваются и часто ломаются. Если вы услышали посторонний стук во время езды, то, возможно, у вашего автомобиля появились проблемы с зубчатой рейкой.
С некоторыми проблемами, которые его вызывают, можно справиться самостоятельно. Но такие повреждения, как коррозия опорной стойки, приводят к полной замене рулевой рейки. В любом случае перед тем, как устранить стук в рулевой рейке, нужно полностью диагностировать рулевой механизм и выявить проблему.