Как известно, ремонт гидроусилителя руля является задачей сложной, но проводится она и своими руками. Благо умельцев на все руки страна наша рождает постоянно, а те, в свою очередь, и придумывают различные способы, как процесс ремонта значительно облегчить. В этой статье мы рассмотрим, как проводится демонтаж этой части рулевого управления, ремонт и, собственно говоря, сама установка.
Ремонт ГУР проводится очень просто. Устройство демонтируется с автомобиля, а затем проводится визуальный осмотр. Причина поломки может быть заключена в насосе, шлангах или других деталях, таких как, например, вал-гайка.
ВАЖНО! При первых симптомах «тяжелого руля», появления гула в ГУР на холодную и при вывернутых колесах — проверить натяжение приводного ремня, уровень и состояние масла. В нём не должно быть блесков и перламутра, которые свидетельствуют об износе в местах трения.
Если блеска и перламутра не обнаружено, то можно воспользоваться ремонтным составом, например RVS Master Power Steering Treatment Ps2, который позволяет восстановить линейные размеры деталей, устранить гул и вой, сделать руль легким.
Содержание
Что это за зверь
Для начала рассмотрим это устройство. Гидроусилитель руля — это специальный механизм, который находится в составе рулевой колонки. Предназначен он, для того чтобы увеличивать силу воздействия на баранку различных автомобилей и другой техники.
Если бы не было гидроусилителя руля, то было бы очень тяжело поворачивать колесо автомобиля. А подобная деталь это дело значительно упрощает, да к тому же, оказывая положительное действие на управление транспортным средством, значительно повышает удобство и комфорт.
Кроме того, благодаря гидроусилителю руля, удаётся значительно увеличить манёвренность, а также справляться с другими задачами, касающимися устойчивости автомобиля на дороге.
В видео рассмотрены основные неисправности гидроусилителя руля:
Гидроусилитель рулевого колеса называют коротко — ГУР. Он обеспечивает комфортное управление транспортным средством, повышает безопасность управления на дорогах и т. п. Когда эта деталь выходит из строя, возможность продолжать движение есть, но это очень опасно. Поэтому рекомендуется сразу же приступить к ремонту ГУР.
Демонтаж ГУР
Для начала нужно этот механизм демонтировать с автомобиля. Но перед этим делом крайне рекомендуется очистить грязь с механизма, чтобы при отсоединении шланга она не попала внутрь самого устройства, а не то это может вызвать проблемы.
Дальше нужно будет из бачка откачать жидкости столько, сколько это возможно. Залезаем под автомобиль и шестигранником откручиваем болты, крепящие рулевой вал. Проводя такую операцию, нужно заранее отметить положение эластичной муфты относительно вала ГУР. При установке это будет очень важно.
Настала очередь снятия рулевых тяг. Их нужно будет отсоединить от сошки специальным инструментом — съёмником. Дальше автомобиль поднимаем на домкрат и откручиваем левое колесо, а затем снимаем его.
В видео рассказано о работе гидроусилителя руля:
Берём ключ на 15, желательно торцовый, и со стороны арки колеса ослабляем болты, фиксирующие гидроусилитель к лонжерону. Затем два болта из трёх снимаем. Один оставляем на месте.
При снятии шлангов нужно обязательно подставить под них ёмкость, чтобы оставшаяся жидкость стекла туда. Затем нужно будет закрыть кусками тряпки шланги и штуцеры.
Теперь нужно будет отсоединить тот самый болт, который фиксирует ГУР. Не забываем придерживать свободной рукой гидроусилитель, чтобы он не упал.
Заглянем внутрь насоса
Гидроусилитель демонтирован. Теперь нужно попробовать его отремонтировать. Как правило, частой причиной выхода из строя этого устройства становится насос ГУР, обеспечивающий заданное давление жидкости во всей системе.
Насос, естественно, нужно будет разобрать. Затем провести тщательный осмотр различных элементов насоса. Если будут замечены очаги начинающейся коррозии, то их следует обязательно очистить, используя специальную жидкость (можно протереть эти места тряпкой, смоченной ацетоном). Следует помнить, что ремонт насоса гидроусилителя руля проводится по-разному.
Наиболее популярными насосами, используемыми сегодня на ГУР, являются пластинчатые, или, как их ещё называют — шиберные устройства. Они пользуются большим уважением, так как заслужили доверие покупателей. Благодаря отменной гарантии того, что прослужат долго, их покупают чаще. Особенно хорош корпус этих насосов, изготовленный из прочного российского чугуна. Кроме того, среди преимуществ этих насосов можно выделить надёжность и бесшумность работы, а также удивительную экономичность. При грамотной эксплуатации такой насос практически не требует ремонта, но не всегда это удаётся соблюдать, даже если водитель — автомобилист осторожный и опытный. Зато устройство легко демонтируется и, соответственно, ремонтируется.
Главными признаками неисправности такого устройства являются следующие составляющие:
- при поворачивании рулевого колеса на работающем автомобиле слышен характерный звук, напоминающий гул;
- вращение руля проходит очень туго, но когда увеличиваются обороты двигателя — в некоторых случаях рулевое колесо вращать становится легче;
- в некоторых случаях обязательно наличие течи, что определяется видимыми пятнами от капель жидкости под капотом.
В видео показано, как работает насос ГУР:
Эти симптомы, конечно же, не единственные. Да и не всегда они могут свидетельствовать о явной неисправности именно насоса. Определить это можно только при квалифицированной диагностике.
В частности, квалифицированная диагностика подразумевает установку насоса на испытательный гидравлический стенд. Здесь же проверяется общая его работоспособность, производительность и давление. Если выявляются дефекты вала, подшипников или же другой рабочей детали, проводится обязательная их замена.
Если владелец автомобиля не хочет возиться с насосом, который неисправен, и в автосервис свозить его также не желает, то ему можно посоветовать приобрести новый насос. Цена на насосы сегодня не столь высокая. Средний насос для ГУР в магазинах стоит около 3 тыс. рублей. Особенно это касается насосов типа ZF, которые разбору не поддаются, не имея в конструкции ни крышки, ни стопорных колец. Но как говорится, плохому танцору… И такой тип насосов можно привести в нормальный режим работы.
В видео происходит ремонт насоса гидроусилителя руля:
Если же насос обычный, который можно разобрать, то покупать новый нет резона. Разберём устройство:
- отсоединяем хомут;
- снимаем возвратный шланг (при этом стараемся не пролить жидкость на приводной ремень);
- рассоединяем разъём;
- снимаем датчик давления жидкости, который крепится штуцерным болтом.Будьте внимательны и не уроните датчик. В противном случае придётся заменить и его;
- снимаем штуцерный болт;
- демонтируем нагнетательную трубку;
- снимаем приводной ремень (для его демонтажа нужно использовать специальное приспособление);
- теперь нужно отвернуть болты, крепящие сам насос. Следует помнить, что фиксируют насос два болта. Один полностью выворачивается, а другой нет;
- снимаем сборку насоса.
Теперь нужно будет насос тщательно очистить от грязи и следов масла. Проводим визуальный осмотр, чтобы попытаться определить причину поломки. Если замечаем на внутренней стенке корпуса выработку в виде своеобразной ступеньки, то это она и есть. Специальной насадкой, устанавливаемой на дрель, стачиваем это образование.
В видео показано, как снять и заменить насос гидроусилителя руля:
Изношенный подшипник также может оказаться причиной поломки насоса. Этот подшипник находится в закрытом корпусе, и, если замечено, что он плохо вращается, нужно его заменить. Новый подшипник стоит недорого — около 400 рублей. Устанавливать его в корпусе очень просто. Нужно просверлить отверстия с резьбой в стенке насоса. После это вставляем новый подшипник и фиксируем его специально заточенными болтами, которые после затяжки отпиливаются.
Подшипник можно закрепить и другим способом. Для этого нужно зафиксировать его внутри насоса при помощи загнутых краёв корпуса.
Также причина неисправности насоса может быть заключена в сальнике, который тоже следует заменить на новый. При его установке нужно будет немного сточить вал на токарном станке. Хотя бывает и так, что купленный сальник идеально подходит к валу. В этом случае ничего стачивать не нужно.
В процессе сборки, если фланец не вдевается на вал, рекомендуется нагреть его. После резкого остуживания он будет сидеть на месте крепко.
Насос после ремонта может некоторое время гудеть. Это не страшно, так как объясняется такое притиркой деталей. Гул исчезнет через 300 км пробега.
Чтобы с насосом не было в дальнейшем проблем, не рекомендуется задерживать руль в крайних положениях более пяти секунд. В противном случае это грозит закипанием масла и выводом всей системы из строя.
В видео рассказано о возможных причинах гула в ГУР:
Если насос ГУР уже вышел из строя, то не рекомендуется эксплуатировать автомобиль длительное время. Лучше всего немедленно приступить к ремонту или замене устройства. Если же продолжать эксплуатировать машину, то это грозит выходом из строя различных деталей ГУР.
Меняем «кровеносные сосуды» ГУР
Рассмотрим теперь другую причину неисправности гидроусилителя руля. Она может заключаться в шлангах — своеобразных «кровеносных сосудах» всего устройства. По ним течёт жидкость, необходимая для нормальной работы. И если наблюдается износ шлангов или их излишняя протёртость, они потребуют замены. Ремонт шлангов гидроусилителя руля — это простой и быстрый процесс, хотя и требующий некоторых знаний.
Рекомендуется сразу же приобрести новый комплект шлангов и заменить им старый. Стыковать новые шланги нужно умеючи, чтобы в местах соединения не выходила жидкость. Это и есть самое сложное в замене шлангов: обеспечить надёжную стыковку, чтобы не было никаких, даже самых тонких, открытых мест.
В видео показано, как заменить масло в системе гидроусилителя:
Устраняем люфт
Теперь попробуем устранить люфт, который нередко наблюдается в неисправном ГУР. Для этого демонтированный ГУР разбираем. Чтобы гидроусилитель легко разобрался, рекомендуется использовать прочный шестигранник на 6 и какую-нибудь пустую ёмкость, куда будет сливаться жидкость.
Начинаем:
- со штуцера предварительно снимаем заглушки;
- ГУР поднимаем над ёмкостью и вращаем сошку, чтобы вся жидкость, находящаяся внутри, слилась;
- вал сошки демонтируем, откручивая четыре болта, которые плотно бывают посажены (их сажают на мастику, что очень мешает откручиванию);
- находим контргайку регулировочного винта и откручиваем её;
- затем нужно будет вытолкнуть вал с крышкой, а для этого следует вращать винт, вкручивая его в редуктор. Если разбор проводится не для того, чтобы устранить люфт или заменить манжету, то сошку можно и не снимать;
- снимаем пружину, а сам клапан вытряхиваем;
- теперь нужно вывернуть винты крышки, а для этого рекомендуется поворачивать вал до тех пор, пока он сам не вытолкнет её. При поворачивании вала нужно быть предельно внимательным, дабы вал полностью не вышел из шариковой гайки;
- снимаем вал вместе с поршнем редуктора и крышкой;
- теперь нужно выкрутить вал и собрать шарики, демонтировав шариковую гайку;
- откручиваем теперь сам подшипник, отпуская контргайку;
- извлекаем корпус гайки и подшипники;
- отгибаем контровку болтов, разбирая гайку.
В видео показано, как гидроусилитель может создавать люфт рулевого колеса:
Теперь нужно опять провести визуальный осмотр и найти причину поломки. Скорее всего, причина люфта объясняется зазором, который увеличивается в паре вал-гайка. Но случается и так, что неприемлемый зазор обнаруживается в крышке или же в подшипниковом узле.
Что нужно сделать, чтобы устранить люфт? Ответ напрашивается сам собой. Обращаем внимание на зазоры, которые, по сути, образовались из-за слабинки. Да-да, не удивляйтесь. Именно банальное ослабление резьбовых соединений, удерживающих подшипники, и приводит к люфту.
Начнём с пары вал-крышка. Если люфт обнаруживается здесь, то нужно сначала отпустить контргайку, а затем её затянуть таким образом, чтобы люфт исчез.
Всегда рекомендуется производить работы в чистом помещении. Каждую деталь стоит тщательно вычистить и даже пронумеровать её. Идеально работать за объёмным столом, где всё будет стоять на своём месте.
Ремонт гидроусилителя руля своими руками может стать и любимым хобби, если провести операцию раз-другой. Главное — это следовать инструкции и чаще пользоваться помощью схем и чертежей. Не стоит и говорить о том, что, если делать всё правильно, проблем никаких не возникнет.