Перегрев двигателя — прямой путь к преждевременной поломке и быстрому износу

Внедрение современных технологий, предупреждающих приборов и датчиков, к сожалению, не делает работу технической базы авто совершенной. Различные поломки и сбои в работе механизмов по-прежнему досаждают абсолютно всем владельцам авто. Перегрев двигателя — проблема, несущая множество неприятностей не только самому устройству, но и близрасположенным деталям.

Последствия от чрезмерного теплового воздействия

Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от степени и продолжительности теплового воздействия.

Перегрев двигателя автомобиля

Небольшой перегрев, временной промежуток которого не превышает 10 минут, не способен нанести значительного урона. Может наблюдаться небольшое оплавление поршней. Опасаться водителю следует только в случае возникновения дыма.

Средняя степень перегрева (время воздействия тепла — 20 минут) приведёт к более значительным последствиям. Очень часто наблюдается искривление блока цилиндрической головки, её механические повреждения или полное сгорание. Вследствие таких повреждений может «вылетать» клапанное гнездо. Также при перегреве возможно разрушение межкольцевых перегородок и нарушение герметичности сальников.

Видео о перегреве двигателя и последствиях этого:

Сильное и неконтролируемое тепловое воздействие приводит к самым тяжёлым повреждениям, зачастую не поддающимся реабилитации. Страдают все детали. Худшим исходом является взрыв силового агрегата. Спасает от него только волнообразное течение разрушений, в процессе которого машина чаще всего просто глохнет.

Итогом сильного перегрева может стать:

  • прогорание поршневого механизма и его полное уничтожение;
  • разрушение структуры масла, что ведёт к потере смазывающих свойств и образованию трения между смежными деталями двигателя;
  • выход из строя клапанных гнёзд и коленвала;
  • полное уничтожение двигателя.

С чем связан перегрев

Чтобы избавиться от излишнего перегрева двигателя, следует выявить и устранить причину его образования.

Следует отметить, что чрезмерное тепловое воздействие условно подразделяется на внешнее и внутреннее. Последний тип перегрева считается особо опасным, так как он практически не имеет наружных проявлений — температура жидкости в охлаждающей системе не превышается, чрезмерное теплообразование происходит только внутри мотора. О детонации можно судить лишь по снижению мощности в ДВС.

Одна из причин перегрева двигателя — засорённый радиатор

Причины перегрева двигателя:

  1. Недостаточное количество охлаждающей жидкости. Может быть обусловлено утечкой, скрытой от человеческих глаз. Вероятные источники: отсутствие должного прилегания хомутов или прокладок, незаметные трещины в патрубках. О наличии утечки говорят характерные пятна, образующиеся на асфальте под машиной. Гораздо хуже, если ОЖ смешивается с маслом или уходит в цилиндр силового агрегата. Такое развитие ситуации происходит при деформации блока цилиндров или его разрушении.
  2. Недостаточная производительность охлаждающей системы. Обычно связана с засорённым радиатором, нерабочим вентилятором, недостаточной степенью натяжения коленвального ремня. Для решения проблемы перегрева, скорее всего, потребуется полная замена радиатора.
  3. Отложения на термостате или его окончательная поломка. Из-за засорённости функционирование подвижного элемента значительно снижается, соответственно, температура охлаждающей жидкости растёт, образуется перегрев. Для защиты термостата необходимо использовать более мягкую воду, так как излишние соли и минералы приводят к его постепенному разрушению.
  4. Непомерная нагрузка на двигатель в летний период. При подъёме вверх мотор и так работает на износ, огромным усугубляющим фактором в этом случае выступает высокая температура воздуха. Охладительная система не справляется, в двигателе возникает чрезмерное теплообразование.
  5. Высокий уровень нагара в камере сгорания. Он образуется при неполном сгорании масла, попадающего в цилиндры. Толстый слой грязевых отложений приводит к возникновению так называемой самостоятельной теплоизоляции. При этом возникают затруднения в охлаждении и теплоотдаче. Такая причина перегрева распространена среди автомобилей с большим пробегом.
  6. Использование технических присадок для моторного масла. В процессе их частого применения на смежных деталях образуется металлокерамический слой. А его сильные теплоизоляционные свойства могут приводить к возникновению сильнейшего перегрева.

Среди дополнительных причин, вызывающих перегрев двигателя: частично включённый ручной тормоз, длительная езда на низких передачах.

Как предупредить возникновение перегрева силового агрегата

Чтобы предотвратить перегрев двигателя, следует минимизировать вероятность появления вышеперечисленных причин.

Одно из неправильных действий при перегреве — двигатель не нужно поливать водой

Основные профилактические мероприятия:

  • постоянный мониторинг за состоянием ремня вентилятора, степенью его натяжения;
  • регулировка датчика включения ремня вентилятора;
  • подбор высококлассного и качественного топлива, выбор достойной АЗС;
  • слежение за работой термостата, радиатора и их составляющих;
  • контроль над уровнем расходуемого масла;
  • соблюдение чистоты и поддержка рабочего состояния всех рабочих узлов и механизмов транспортного средства;
  • правильное использование химических препаратов, направленных на снижение риска образования внутреннего перегрева.

Правильное поведение при перегреве мотора

При перегреве двигателя не стоит сразу его глушить. Нужно дать ему возможность остыть самостоятельно. Для этого следует съехать на обочину, остановить машину и при включённом моторе открыть капот. Через некоторое время температура силового агрегата снизится и водитель сможет продолжить свой путь. Скорость при движении должна быть минимальной. Мотор глушится только в случае закипания! Это очень важный момент. Вода для снижения температуры никогда не используется. В результате неправильных действий есть вероятность образования трещин на головке блока.

Видео о том, что делать при перегреве двигателя:

Кроме того, в решении проблемы может помочь включение отопительной системы на максимальную мощность.

Открытие пробки радиатора при перегретом двигателе очень опасно. Получение ожогов водителем в результате выброса охлаждающей жидкости обеспечено.

Нельзя игнорировать возникающий перегрев двигателя: добравшись до дома, требуется в кратчайшие сроки отправиться в сервисный центр и провести диагностическое исследование.