Наверное, каждый из автомобилистов желает знать, как производится замена блоков цилиндров, и даже мечтает научиться делать это самостоятельно. Оказывается, мечты могут без проблем реализоваться, тем более что никаких особых сложностей этот процесс собой не представляет. В этой статье мы попытаемся показать методом различных приёмов, как провести такую замену в домашних условиях.
Замена головки блока цилиндров — процесс ответственный. Проводится она с целью замены прокладки или же для того, чтобы установить новые клапаны и втулки.
Содержание
Вооружаемся нужными инструментами
Но стоит сразу же предупредить, что без знания начальных слесарных навыков и наличия нужных инструментов к автомобилю лучше не подходить. Вооружиться необходимо следующим комплектом инструментов:
- оправкой для запрессовки втулок;
- оправкой для запрессовки маслоотражательных колпачков;
- микрометром для промера направляющих втулок и клапанов;
- развёрткой 8,03 мм для разворачивания новых втулок;
- оправкой для опрессовки втулок.
Кроме того, ещё понадобится наличие электрической плитки, наделённой закрытым нагревательным элементом. Здесь можно будет нагревать головки перед запрессовкой втулок.
И ещё нельзя забывать о простом приспособлении для фиксации клапанов при расхаживании пружин. Это может быть, к примеру, кусок доски с бобылками или что-нибудь другое.
Самая важная деталь ГБЦ
Замену блока цилиндров как таковую обычно не проводят. Всё начинается с замены тоненькой металлической или асбестометаллической прокладки. Когда обнаруживается течь моторной смазки или ОЖ, долго думать не приходится. Причина как раз скрывается в этой самой прокладке, которую и нужно бывает заменить. Но сначала до неё нужно будет добраться.
Вообще, при каждой замене блока цилиндров прокладку нужно будет менять. Поэтому будет как нельзя кстати начать статью с этого.
Рассмотрим для начала то, для чего вообще нужна прокладка ГБЦ. Как правило, она предназначена для консолидации места соединения крышки с ГБЦ. Следует понимать, что обычная прокладка крышки какой-либо детали и прокладка ГБЦ — разные вещи.
Прокладкой ГБЦ называют такую составляющую, которая отвечает за три системы двигателя: охлаждение, система смазки и газораспределение. Поэтому и требования к этой прокладке соответствующие.
На видео — замена прокладки ГБЦ:
Стоит помнить, что попытка экономии при замене прокладки ГБЦ равносильна краху. Делать этого нельзя ни в коем случае и, если заметны симптомы, указывающие на её износ, прокладку нужно сразу же заменить. Не забывайте, что прокладка — это одноразовая деталь.
Прокладки бывают нескольких видов. Известны на сегодня безасбестовые прокладки, характерной особенностью которых является низкий коллапс и высокая воспроизводимость.
Кроме того, существуют асбестовые прокладки, отличающиеся пластичностью, термоустойчивостью и эластичностью.
Наконец, металлические прокладки, которые считаются наиболее качественными и которые мы советуем устанавливать вместо обычных. Правда, стоят они дороже, зато проблем никаких не вызовут.
Как и говорилось выше, замена прокладки головки блока цилиндров нужна в том случае, когда заметны признаки течи масла. Кроме того, если при проверке щупом масла замечается инородная смесь мутно-белого цвета, то это может быть результатом попадания ОЖ через изношенную прокладку.
Кроме того, если заметен белый дым, выходящий из выхлопной трубы, то это тоже признак того, что нужно менять прокладку.
Приступаем к замене. Для начала отсоединяем «массу» от аккумуляторной батареи. Затем нужно будет установить правильно поршень первого цилиндра. «Положение 1-го такта» — вот так его нужно установить. После этого слить ОЖ.
Далее, нужно снизить давление в системе питания, если автомобиль ещё «горячий», и отсоединить приёмную трубу глушителя от коллектора. Добираемся до головки блока цилиндров и снимаем крышку.
Теперь нужно будет найти регулятор полного расхода воздуха и отсоединить от него провода. Потом ослабить хомут держателя воздухопроводящего штуцера к дроссельному узлу и снять деталь с корпусом фильтра воздуха. Не забываем извлечь также воздухозаборный шланг.
Находим винт, закрепляющий держатель выступа подводящей трубы водяного насоса. Отворачиваем его.
Кронштейн отводим в сторону и ослабляем хомуты. Отсоединяем подводящий и отводящий шланги системы охлаждения от дроссельного узла. После этого ослабляем хомут, фиксирующий шланг тормозов к штуцеру.
Все провода разделяем от регуляторов уровня масла, холостого хода и положения клапанной заслонки.
На видео — снятие головки блока цилиндров:
Находим концы высоковольтных проводов и отсоединяем их от свечей зажигания. Вытягиваем жгут проводов из-под ресивера.
Снимаем крышку ремня привода распредвала, а затем и сам ремень. В этом случае не рекомендуется поворачивать оба вала до установки ремня привода. Это очень важно.
Разъединяем пластмассовый держатель, который соединяет топливную раму и составляющую маслоизмерительного щупа.
Выворачиваем болты-держатели ГБЦ. Извлекаем их. В этом случае нужно помнить, что болты крепления ГБЦ отворачиваются только на таком моторе, который несколько часов не работал и полностью остыл. Извлекаем головку.
Головка блока цилиндров — деталь довольно тяжёлая и снимать её лучше вместе с помощником. Теперь нужно будет очистить привалочные поверхности ГБЦ, которые должны быть сухими и чистыми. И удаляем масло из резьбовых соединений. Если этого не сделать, то при обратной сборке в ГБЦ могут появиться трещины, что отрицательно скажется на всей работе автомобиля.
Берём новую прокладку и устанавливаем её, не забывая выровнять её по двум направляющим.
Собираем ГБЦ в обратной последовательности.
Ремонт ГБЦ
Головка блока цилиндров является наиважнейшей частью автомобильного двигателя, без которой нормальное функционирование агрегата представить себе невозможно. В этом узле сосредоточена масса жизненно важных деталей и механизмов, обеспечивающих работу мотора — сердца автомобиля.
Как и было сказано выше, снятие ГБЦ в основном бывает необходимо в случаях, когда изнашивается прокладка. Как это сделать, было представлено выше. Но бывает и так, что этот узел подвергается снятию, когда перегревается двигатель. Конечно же, по вине самого водителя, который остановил автомобиль слишком поздно, не заметив угрожающего сигнала датчика.
На видео — снятие и разборка головки блока цилиндров:
Как известно, перегрев двигателя не всегда носит ярко выраженный характер, когда, например, валит дым из-под капота. Поэтому водитель должен быть крайне внимательным и не допускать перегрева, а то не избежать ему трещин в стальных вкладышах между сёдлами клапанов автомобиля или других неприятностей.
Как бы то ни было, переходим к снятию ГБЦ. Подробно то, как это сделать, было описано выше. Напомним кратко, как это сделать:
- снимаем аккумуляторную батарею;
- демонтируем все шланги и трубопроводы, отмечая маркером места (делается это для того, чтобы при сборке не возникло никаких проблем);
- демонтируем все топливные магистрали;
- снимаем всё навесное оборудование, установленное на головке блока (демонтируется только то оборудование, которое будет мешать снятию ГБЦ).
Далее, проводится непосредственное снятие ГБЦ. Снимается крышка и ремень зубчатого шкива. Одновременно с этим не забываем проводить попутную диагностику деталей. Важно осмотреть сальник распределительного вала.
Что касается болтов крепления ГБЦ, то, как и говорилось выше, их снимать нужно только после полного охлаждения двигателя и делать это нужно сверхаккуратно. Рекомендуется справляться со схемой, которую можно найти во многих источниках.
После снятия головки проводятся запланированные ремонтные работы. Это могут быть та же замена прокладки, доработка ГБЦ или ремонт определённых узлов и механизмов. Нередко в таком виде ГБЦ везут на диагностику, где аппаратура определяет дефекты и проверяет головку блока цилиндров на герметичность.
На видео — замена прокладки под головкой цилиндров на ВАЗ:
Непосредственный ремонт или замена клапанов
Что касается ремонта ГБЦ, то проводят его обычно после 250 тыс. км пробега автомобиля. Процесс ремонта подразумевает замену втулок клапана.
Головка снята, и нужно обязательно запомнить, как установлен распредвал, чтобы после не ломать голову над тем, как всё собрать на место. Установку распредвала ориентируем по нужному пазу шкива и штифта. Демонтируем распредвал. Желательно работать по схеме и ослаблять гайки поочерёдно. Это делается для того, чтобы не треснула так называемая постель распределительного вала. Посмотрите на схему ниже:
На этой схеме показывается, как правильно и поочерёдно ослаблять и затягивать гайки распределительного вала.
Продолжаем процесс разбора. Снимаем «рокеры» и «стаканчики», а затем раскладываем таким образом, чтобы знать, что и откуда было извлечено.
Рассухариваем клапаны и вынимаем их из головки, опять же не забывая правильно разложить по кучкам. Делаем это даже в том случае, если собираемся заменить все клапаны на новые.
Пришла пора тщательно осмотреть сёдла клапанов. Нужно, чтобы на их рабочей поверхности не было заметно следов выгораний или раковин. Таким образом, если всё в порядке, можно будет ограничиться при замене клапанов только притиркой.
На видео — ремонт ГБЦ:
Притирка должна убрать раковины или мелкие прогары на седле, а если нет, то придётся провести зенковку. Проводя этот процесс, нужно не перестараться, так как, если снять много металла, клапан сильно поднимется вверх относительно остальных деталей.
После замены клапанов следует обязательно провести их регулировку.
Теперь нужно заменить старые втулки на новые. Стараемся выбирать новые втулки по наружному диаметру, который должен быть на пять или семь сотых миллиметра больше, чем старые.
Запрессовку новых втулок проводим на электрической плитке. На это уходит примерно около двух часов. В идеале новая втулка должна зайти до упора двумя-тремя ударами молотка.
Собираем всё в обратной последовательности.
Как видим из статьи, замена головки блока цилиндров — процесс не столь уж и сложный, хотя начальными познаниями в слесарной области всё же нужно обладать. Надеемся, что представленная выше инструкция и полезные советы помогут вам справиться с этим делом без особых проблем. Удачи вам!