Вплоть до марта 2015 года не было известно, какие же тарифы установят на ОСАГО, и что ждёт водителей после вступления в силу соответствующего законопроекта. Однако теперь известно, каким образом происходит расчёт ОСАГО по новым тарифам, и сколько может получить водитель при наступлении страхового случая. Стоит отметить, что премии страховых организаций выросли на немалую сумму, но компенсации, предоставляемые виновникам дорожных происшествий, увеличились ещё более значительно. Каждому водителю стоит знать, во что ему обойдётся регулярное страхование машины, и сколько он получит при обращении в страховую организацию после аварии.
Как изменились цены?
Вопрос о том, сколько стоит ОСАГО с 1 апреля 2015 года, волнует очень многих водителей. Чтобы дать ответ на него, необходимо напомнить формулу расчёта стоимости этой страховой услуги. В ней базовая ставка умножается на специальный поправочный коэффициент, характеризующий аварийность и убыточность работы финансовых организаций в определённом регионе, а также на ряд иных коэффициентов. Они отображают мощность автомобиля, стаж вождения его собственника и прочих лиц, допущенных к управлению транспортом, наличие страховых выплат в ранние периоды, а также нарушения при использовании предыдущего договора. Согласно новым правилам, были пересмотрены два элемента, упомянутых первыми, то есть базовая ставка и поправочный коэффициент ОСАГО для региона.
Как и ранее, тарифы ОСАГО с 12 апреля 2015 года выражаются в виде ценового коридора, в пределах которого страховые организации имеют право устанавливать свои собственные показатели в соответствии с положением в конкурентной среде. Однако теперь коридор несколько расширился, по словам представителей Центробанка, это будет стимулировать борьбу за клиентов между финансовыми организациями и приведёт к тому, что страховые фирмы перестанут использовать только верхнюю границу, как это было ранее. В число изменений вошло и повышение тарифов — так, базовая ставка ОСАГО при страховании легкового авто, принадлежащего физлицу, теперь составляет 3432–4118 рублей против прежних 2440–2574. Повышение коснулось также грузовиков — для разрешённой массы до 16 тонн ставка составляет 3509–4221 рублей, а более — 5284–6431. Для пассажирских автобусов показатель равен 2808–3370 рублей при числе пассажиров менее 16 и 3509–4221 — более 16 мест.
Есть и ставки, для которых верхняя граница осталась неизменной, а нижняя существенно уменьшилась. В частности, радоваться могут владельцы мопедов, мотоциклов и лёгкой четырёхколёсной техники — базовая ставка ОСАГО для их транспорта равняется 867–1579 рублей против 1497–1579 ранее. Представители предприятий, владеющих легковыми авто, также могут вздохнуть с облегчением — коридор базовой ставки для них составит 2573–3087 рублей вместо раннего тарифа 2926–3087. А хуже всего придётся профессиональным перевозчикам — теперь таксисты с машинами категории «B» и «маршрутчики», официально использующие свои автобусы, отдадут 5138–6166 рублей.
Где дороже, где дешевле?
Зная, как рассчитать ОСАГО, вы можете без проблем применить к базовым ставкам коэффициенты и получить итоговую сумму. Однако выше было упомянуто, что изменился ещё один элемент расчёта — а именно, территориальные поправочные коэффициенты. Интересно, что многие из них существенно повысились, но есть и немало уменьшенных. Представители Центробанка утверждают, что при разработке коэффициентов учитывалось максимальное повышение реальных тарифов на 100%, то есть можно не ожидать повышения расходов на страхование более чем в 2 раза.
Представленная регулирующим органом таблица отображает, как изменяются коэффициенты для легковых автомобилей, а также иной техники. Найти её полную версию можно на сайтах союза автостраховщиков, а также Центробанка. Мы же предоставим вашему вниманию изменившиеся территориальные коэффициенты для легковушек, которые интересуют большую часть водителей.
Наименование региона | Территориальные единицы | Изменённые территориальные коэффициенты ОСАГО |
Пониженные коэффициенты | ||
Дагестан | Каспийск, Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала | 0,7 |
Прочие | 0,6 | |
Байконур | — | 0,6 |
Ленинградская область | Кроме Петербурга | 1,3 |
Ингушетия | Назрань | 0,6 |
Малгобек | 0,8 | |
Прочие | 0,6 | |
Забайкальский край | Чита | 0,7 |
Краснокаменск | 0,6 | |
Прочие | 0,6 | |
Якутия | Якутск | 1,2 |
Нерюнгри | 0,8 | |
Прочие | 0,6 | |
Чукотка | Весь АО | 0,6 |
Тыва | Кызыл | 0,6 |
Магаданская область | Магадан | 0,7 |
Чечня | Вся республика | 0,6 |
Еврейская АО | Кроме Биробиджана | 0,6 |
Повышенные коэффициенты | ||
Челябинская область | Челябинск | 2,1 |
Магнитогорск | 1,8 | |
Миасс, Златоуст | 1,4 | |
Сатка, Чебаркуль | 1,2 | |
Копейск | 1,6 | |
Еврейская АО | Биробиджан | 0,6 |
Воронежская область | Воронеж | 1,5 |
Лиски, Россошь, Борисоглебск | 1,1 | |
Прочие | 0,8 | |
Чувашия | Чебоксары | 1,7 |
Канаш | 1,1 | |
Новочебоксарск | 1,2 | |
Адыгея | Вся республика | 1,3 |
Камчатка | Петропавловск-Камчатский | 1,3 |
Прочие | 1 | |
Курганская область | Шадринск | 1,1 |
Курган | 1,4 | |
Ульяновская область | Ульяновск | 1,5 |
Димитровград | 1,2 | |
Прочие | 1,2 | |
Мордовия | Саранск | 1,2 |
Рузаевка | 1,5 | |
Прочие | 0,8 | |
Амурская область | Благовещенск | 1,6 |
Свободный, Белогорск | 1,1 | |
Прочие | 1 | |
Мурманская область | Мурманск | 2,1 |
Мончегорск, Апатиты | 1,3 | |
Североморск | 1,6 | |
Прочие | 1,2 | |
Марий Эл | Йошкар-Ола | 1,4 |
В итоге полис ОСАГО после повышения тарифов обойдётся водителям совсем недёшево. Чтобы понять, сколько реально придётся заплатить, рассмотрим случай покупки полиса при нормальной страховой истории, вождении автомобиля более трёх лет, а также мощности транспорта, соответствующей параметрам «народных машин» Hyundai Solaris, Lada Priora, Volkswagen Polo. Наибольшие затраты грозят жителям Челябинска — им приходится отдавать 8649–10337 рублей. Недалеко ушли города федерального подчинения — столичным автомобилистам придётся расстаться с 8237–9883 рублями, а петербургским — с 7413–8895. Относительно спокойными могут быть жители Волгограда — сумма в 5354–6424 не кажется неподъёмной.
Что получаем?
Главная позитивная новость для водителей — выплаты по ОСАГО с 1 апреля 2015 года также существенно увеличены. Наиболее интересным выглядит повышение компенсации за ущерб здоровью и жизни до 500 тысяч рублей. Причём впервые за практику ОСАГО разрешено оплачивать ущерб «авансом», после получения предварительного диагноза от врача. Кроме того, в сумму ущерба разрешили включать сопутствующие расходы — приобретение медикаментов, услуги протезирования, вызов неотложной помощи и многое другое. Страховщики ожидают, такое расширение пределов компенсаций повысит среднюю сумму выплат по здоровью с 30 до 200 тысяч рублей. Однако основные участники рынка не волнуются — ведь в структуре выплат ОСАГО эти компенсации ранее занимали менее 3%.
Кроме того, изменилась и сумма выплат ОСАГО с 1 апреля 2015 года при нанесении ущерба материальному имуществу, например, другим автомобилям, дорожной инфраструктуре, зданиям. Теперь предельная сумма компенсации составит 400 тысяч рублей, что позволит приблизить её к стоимости ремонта дорогостоящей иномарке при повреждениях средней тяжести. Итого получаем, что выплаты увеличились в среднем в 2 раза по сравнению с имевшимися ранее. По словам страховщиков, стоимость ОСАГО в среднем увеличится для водителей приблизительно на 25–30% — согласитесь, хотя повышение и неприятное, оно вполне обосновано.
Кроме того, страховка ОСАГО предусматривает и вариант разрешения дела без привлечения дорожной полиции, например, при получении автомобилем малых повреждений. Механизм выплат по таким обращениям уже отработан, однако проблема ранее заключалась в малой сумме возмещений. Теперь же она составляет 50 тысяч рублей, что позволяет забыть о таких мелочах, как разбитый бампер, треснувшее стекло, фары и небольшая вмятина. Обязательно нужно упомянуть, что уровень выплат будет зависеть от того, каким конкретно полисом обладает автомобилист — старого или нового образца. Представители Центробанка говорят, что автоматического перехода на новые компенсации не произойдёт — для их получения нужно будет перезаключать договоры страхования.
Движение к совершенству
Социальные опросы автомобилистов показывают, что большинство людей согласно с повышением тарифов в обмен на предоставление действительно ценных компенсаций. Кроме того, водители отмечают, что в их материальном достатке особенных изменений не произойдёт, поскольку они и ранее были вынуждены платить намного большую сумму, чем установлена законодательством. В частности, страховые компании продавали полисы ОСАГО только в некоторых отделениях, вынуждая людей отправляться за получением услуг в дальнюю дорогу. Кроме того, купить сам полис отдельно было практически невозможно — его предлагали в составе пакетов, наполненных рядом других услуг. Нынешнее повышение тарифов решит эту проблему, восстановив прибыльность страховых компаний, а также сделав их услуги доступными любому человеку.