Большой расход масла в автомобиле и с чем это связано

Знать, от чего зависит расход моторного масла, для водителей очень важно. И почему снижается его уровень, и какой расход смазочного материала считается нормой — является информацией нужной.

Замеряем уровень

Суть этой статьи заключается в том, чтобы суметь подобрать моторное масло, которое по своим требованиям и характеристикам полностью соответствовало требованиям автопроизводителя.

Причины расхода масла

Ведущие специалисты различных компаний, таких как Castrol, выделяют целую систему причин, из-за которых происходит повышенный расход или снижается уровень масла в двигателе. Всё это непосредственно отражается на работе двигателя, и именно расход смазочного материала — это единственный параметр, который сможет оценить сам автомобилист. Ему будет достаточно провести замер самостоятельно, используя специально предназначенный для этого щуп.

Качество

Расход масла в основном зависит от его качества. И специалисты в этой области советуют оценивать качество смазочного материала по его способности нейтрализовать кислые элементы, образующиеся от сгорания топлива. Также немаловажное значение имеет антикоррозийная активность смазочного материала и то, насколько успешно моторное масло выполняют свои основные функции, к которым относится способность промывать и диспергировать различные составляющие. Но самым важным считается оценка качества, которая позволяет определить, насколько оно минимизирует и предотвращает износ деталей мотора.

Качество влияет на расход

Расход на угар

Немаловажной темой, которая заслуживает рассмотрения, является тема расхода масла на угар. Другими словами, этот термин означает прямое попадание масла в камеру сгорания и его последующее горение одновременно с топливом. И следует знать, что в каждом двигателе внутреннего сгорания в процессе работы возникает частичный расход этого самого смазочного материала, и это связано с работой агрегата и спецификой устройства.

Приведём следующий пример. В цилиндро-поршневой группе смазочный материал служит для того, чтобы непосредственно снижать трение между движущимися поверхностями. Масло также играет роль охладителя деталей и обеспечивает надлежащее уплотнение между ними. Оно наносится на поверхность цилиндра и поршневых колец, и во время такта рабочего хода кольца маслосъемные удаляют его излишки. Они оставляют тонкую масляную плёнку, которая одновременно с бензином или другим топливом выгорает в каждом цикле работы мотора автомобиля.

Сам по себе угар моторного масла бывает легко диагностировать. В выхлопе оно даёт сизый дым, чего не наблюдается при сгорании бензина (конечно же, качественного). Но нельзя путать с чёрным дымом, который означает неправильную работу впрыска. Ещё одним симптомом его сгорания является маслянистая чёрная кромка, образуемая на краях выхлопной трубы.

Вот понять причину угара масла гораздо сложнее. Это невозможно сделать без вскрытия двигателя, хотя существует ряд сравнительно несложных и недорогих методов борьбы с угаром.

В первую очередь, нужно будет определить, сколько масла должно угорать в двигателе. Другими словами, какой расход смазочного материала предназначен для определённого двигателя.

Второе – это знание того, что количество сгоревшего масла зависит от режима эксплуатации мотора автомобиля. То есть, если водитель будет часто использовать при езде большие обороты, то и масла в этом двигателе сгорит намного больше. Это, собственно говоря, обычный закон физики — чем больше оборотов, тем выше становится температура масла и двигателя.

Что касается нормы расхода в таком случае, то она учитывается в спецификациях конкретного производства автомобилей. И каждая конкретная модификация двигателя в обязательном порядке отражается в документации на автомобиль.

Заливка в двигатель

Из-за чего оно сгорает?

«А почему, вообще, сгорает масло?», — может спросить любознательный читатель. Существуют так называемые основные причины, из-за которых и происходит повышенное сгорание.

В первую очередь, сгорание может произойти из-за того, что в двигатель заливается неподходящий для него вид. Например, масло слишком низкой вязкости соответственно двигателю имеет свойство сгорать, а смазочный материал слишком высокой вязкости — накапливаться на внутренних стенках автомобильного агрегата. В обоих случаях будут обнаружены значительные потери масла.

Второй причиной могут стать маслоотражающие колпачки, которые износились со временем. И опытный водитель должен знать, что причиной этого самого износа является резкий перепад температур или опять же неподходящее моторное масло.

И третье, часто изношенные маслосъёмные кольца являются причиной сгорания. В идеале, чтобы решить данную проблему, следует кольца заменить и провести капитальный ремонт двигателя. Хотя некоторые специалисты советуют проводить раскоксовку колец.

Ещё одной причиной является износ внутренних поверхностей цилиндров или, другими словами, выработка.

И наконец, высокое давление картерных газов или выход из строя компрессора становится причиной сгорания масла.

Большой расход масла

Видео о том, почему автомобиль может иметь повышенный расход масла:

Что такое большой расход? Попробуем ответить на вопрос: много или мало литра масла на 1000 километров? Ответ несложен и он индивидуален. Если для двигателей V6 или V8 это является нормой, мотор рядных малолитражек столько смазочного материала расходовать не должен. Как и было сказано выше, всё зависит от определённого двигателя. И не стоит забывать, что любой мотор, даже самый новый, это самое масло будет забирать. Он на нём работает, и по-другому быть не должно.

Интересно, что опытные водители рекомендуют в изрядно изношенный двигатель просто доливать масло, а не делать капитальный ремонт. Это не всегда помогает, и как было сказано выше, причин большого расхода топлива множество.

На расход смазочного материала могут влиять и такие факторы:

  • как состояние зазоров в цилиндро-поршневой группе (часто этот фактор бывает связан с естественным износом деталей, приводящим к большему потреблению масла);
  • давление в картере;
  • правильность регулировки и настроек двигателя;
  • нарушение герметичности в точках соединения (имеются в виду те точки, которые имеют либо резиновые шланги, либо уплотнители);
  • стиль вождения;
  • правильный подбор масла в соответствии с определённым двигателем;
  • качество масла;
  • соблюдение сроков замены и многое другое.

Течь масла

Что делать водителю, если он обнаружил течь? Казалось бы, на этот вопрос знает ответ каждый опытный автомобилист: нужно поменять прокладки, сальники и тому подобное. И масло из двигателя может вытекать в следующих местах: из прокладки клапанной крышки, из прокладки ГБЦ, из сальников коленвала и распредвала, из заднего сальника коленвала и прокладки, находящейся под масляным фильтром.

Течь масла в автомобиле

Прокладка клапанной крышки

Если масло вытекает из прокладки клапанной крышки, находящейся сверху двигателя, подтёки смазочного материала будут отчётливо видны на внешних боковых стенках агрегата. Через эту самую прокладку вытекать много масла не может, но всё равно о герметичности позаботиться нужно.

Прокладка ГБЦ

Если масло вытекает из прокладки головки блока цилиндров, также находящейся наверху двигателя, то оно будет выходить наружу. Следует знать, что на V-образных моторах их бывает две, как и, собственно говоря, головок блока цилиндров.

Прокладка ГБЦ на блоке цилиндров

Прокладка ГБЦ на блоке цилиндров

Прокладки могут быть повреждены в различных местах, но масло также может уходить в систему охлаждения, если бывает пробита та часть прокладки, которая находится между отверстиями системы охлаждения и рабочими цилиндрами. И в этом случае сам двигатель может быть внешне сухим, а течь масла будет труднее обнаружить. Но можно определить эту неполадку по охлаждающей жидкости, которая станет мутной и поменяет цвет. А масло в моторе даже начнёт пениться и эту самую пену можно будет увидеть на внутренней поверхности крышки горловины, через которую заливается смазочный материал в двигатель.

Проблемы с прокладкой ГБЦ решают сразу же, не дожидаясь ни секунды, так как всё это может привести к порче самого двигателя.

Сальники

Открыв капот, такую течь заметить будет нелегко. Но вот пятна на внутренней поверхности защиты картера и подтеки снизу могут свидетельствовать о проблеме. И данную течь, как и вышеописанную, следует удалить незамедлительно.

Отворачиваем масляный фильтр

Отворачиваем масляный фильтр

Прокладка поддона картера

Её можно увидеть, только воспользовавшись домкратом и сняв защиту. И при очередной замене масла будет нелишним проверить наличие такой проблемы.

Задний сальник коленвала

Он находится прямо на входе коленвала в КПП и в большинстве случаев подлежит замене со снятием коробки передач. Увидеть его по-другому невозможно. Хотя диагностировать течь можно по подтёкам, обнаруженным в нижней части двигателя.

Прокладка под масляным фильтром

И наконец, подвергается износу и эта прокладка. В таком случае всё будет зависеть от качества самого фильтра, его правильной замены и других нюансов. Стоит знать, что заменить эту прокладку не так уж и просто.

Что хотелось бы сказать напоследок? Масло рекомендуется менять вовремя и в любом случае. Если этого не делать, могут выявиться такие проблемы, которые и врагу не пожелаешь.