Продолжение утилизации: как изменилась программа?

В истории автомобильного рынка России уже неоднократно применялась программа утилизации, которая позволяла получить новый автомобиль с существенной скидкой при условии предоставления старого транспортного средства. Подобная мера действительно позволяла существенно повышать спрос на машины отечественного производства, а также помогала людям экономить денежные средства. Поэтому, когда было объявлено об окончании действия подобного специального предложения в 2014 году, многие автомобилисты начали интересоваться, будет ли продлена утилизация автомобилей на 2015 год? Относительно недавно стало известно, что на правительственном совещании премьер-министр Дмитрий Медведев поручил обеспечить все соответствующие условия для приёма старых автомобилей, а также доработать нормативные акты для обеспечения соответствия обновлённым условиям. Какие же изменения были внесены в программу, а что осталось прежним — это мы и постараемся выяснить.

Программа по утилизации автомобилей была продлена на 2015 год

Программа по утилизации автомобилей была продлена на 2015 год

Механизм действия

Условия программы утилизации автомобилей 2015 года остались прежними — необходимо сдать в специальный пункт приёмки полностью комплектную машину, оборудованную двигателем, трансмиссией, ходовой частью, колёсами, сидениями и органами управления, чтобы получить скидку. Возраст такого автохлама должен составлять более 6 лет, причём владелец должен приобрести её минимум за полгода до момента передачи в утилизацию. Сдавать авто имеет право только собственник — именно на него будет оформлены соответствующие документы.

Сам процесс несложен — вначале необходимо обратиться в регистрационные органы, где «прописан» ваш автомобиль, и снять его с учёта. Ответственному сотруднику обязательно нужно сообщить, что проводите вы это действие в связи с утилизацией транспортного средства — в этом случае вам будет выдана специальная справка. Далее можно воспользоваться тремя вариантами действий:

  • Воспользоваться эвакуатором, чтобы доставить неспособный передвигаться самостоятельно автомобиль в пункт приёмки;
  • Позвонить утилизатору и заказать услуги вывоза транспорта — некоторые предприятия берут за это немалую сумму, однако услуга всё равно дешевле, чем вызов эвакуатора;
  • Отправиться в нужное место самостоятельно, используя кратчайшие пути и избегая магистральных дорог, поскольку на машину накладываются ограничения.

Процесс утилизации автомобиля

Любые пункты утилизации примут ваш автомобиль только после оплаты работы прессового оборудования — стоимость этой услуги составляет 3000 рублей. В итоге вам выдадут утилизационный акт, с которым можно отправляться в автосалон. Будьте внимательны — необходимо проверить, чтобы все даты соответствовали действительности, поскольку документы, полученные во время действия предыдущих программ утилизации, уже считаются недействительными.

Новшества

Главное, чем отличаются условия утилизации автомобилей 2015 года — расширение списка предприятий, которые работают по схеме Trade-in. Это означает, что в игру теперь вступают коммерческие организации, которые выступают посредниками между потребителями и утилизационными центрами. О своём намерении работать в этом формате уже заявили АвтоВАЗ, Renault, Toyota и Citroen. Они предлагают клиентам скидку в 25–50 тысяч рублей в зависимости от конкретной модели приобретаемого автомобиля. Кроме того, при сдаче грузовой технике вы гарантированно получаете скидку в 350 тысяч рублей на любой коммерческий транспорт российского производства.

Видео о продлении программы утилизации авто на 2015 год:

Срок программы составляет 6 месяцев — по оценкам правительственных специалистов, этого вполне достаточно, чтобы принять 170 тысяч автомобилей, на которые выделено около 10 миллиардов рублей. Интересно, что сдавать машины могут заставить и принудительно — в последнее время было принято несколько нормативных актов, которые запрещают оставлять в общественных местах брошенные либо разукомплектованные автомобили. Таковыми считаются соответственно стоящие без движения в течение 30 дней или лишённые важных частей транспортные средства. Их владельцам будут выписаны штрафы, а машины отправятся на утилизацию без выделения соответствующей компенсации.

Критика программы

Специалисты, занимающиеся авторынком России, уже выразили мнение о том, что обновлённая программа утилизации старых автомобилей не соответствует экономическим реалиям. В частности, по сравнению с предыдущим её этапом сумма компенсации для легкового транспорта нисколько не выросла. В то же время рост стоимости иностранной валюты уже привёл к резкому подорожанию автомобилей, эффект которого до сих пор не был оценён в полной мере. Как следствие, многие люди не будут спешить сдавать машины по программе утилизации, потому как они будут приносить им больше пользы, чем относительно небольшая скидка на покупку нового автомобиля. Небольшое утешение предоставил только АвтоВАЗ, представители которого заявили о том, что отпускные цены в течение проведения программы утилизации не будут повышаться более чем на 5%.

Некоторые эксперты подвергают критике действующую программу утилизации

Некоторые эксперты подвергают критике действующую программу утилизации

Кроме того, существует обоснованное мнение о том, что допущение к участию в программе коммерческих посредников приведёт к возникновению множества махинаций. В частности, уже были отмечены случаи, когда дилерские центры предлагали решить вопрос при условии уплаты определённой суммы комиссионных. Кроме того, независимые журналистские расследования, проведённые при действии предыдущих этапов программы утилизации, показывали, что госпрограмма понималась многими участниками неправильно — вместо того, чтобы отправлять автомобили на переработку, дилеры занимались их повторной продажей, что нисколько не уменьшало количество автохлама на дорогах России. Поэтому многие вопросы, которые возникали ранее, всё ещё остаются открытыми. Ставится под сомнение и целесообразность государственной поддержки авторынка — зарубежный опыт показывает, что искусственное стимулирование продаж в перспективе не приносит никакой пользы.

Каковы итоги?

Новые сроки действия программы утилизации устанавливают для потребителей достаточно жёсткие рамки — чтобы действительно получить компенсацию, стоит поторопиться. Причём необходимо знать, что дилеры обычно имеют определённых запас «утилизационных» автомобилей, который соответствует размеру выделенной им государственной поддержки, поэтому лучше получить все необходимые документы заранее, чтобы не столкнуться с неприятностями. Полученная компенсация будет реальной, и действительно поможет вам сократить расходы на приобретение собственного транспортного средства. Однако существенной эта скидка будет только для продукции АвтоВАЗа, в то время как по отношению к стоимости машин иных марок сумма может быть достаточно малой.