Официальные заявления ГИБДД объясняют высокое количество ДТП в России слабой подготовкой водителей. Являются ли автошколы за рубежом примером для нашего государства? В некоторых странах проходить обучение вообще не обязательно, а в других контроль настолько строг, что проще передвигаться пешком.
Одним из решений могло бы стать возрождение советской школы вождения и, соответственно, деления на профессиональных водителей и любителей. Однако сравнивать систему полувековой давности с современными условиями затруднительно, поэтому мы проверим, как получают права в других странах.
Содержание
Выдача лицензий
Сертификация учреждений
Любая автошкола за границей обязана иметь лицензию на обучение водителей. Стандарты сертификации едины для всей Европы. Получив права после обучения в такой школе, водитель может передвигаться по всей территории ЕС. С российскими правами вы также можете отправиться куда угодно, но за качеством такого обучения не наблюдают никакие организации и даже само государство.
Помимо обязательной проверки, автошкола может присоединиться к ассоциации и пройти сертификацию уже по её стандартам. В Южной Америке это направление не очень популярно, в США вопрос регулируется властями штатов, а вот в Европе такие союзы очень популярны. Выбирая автошколу в другой стране, вы можете многое узнать уже по сертификатам ассоциаций.
Экзамен для экзаменатора
У каждого союза имеются свои программы и методики обучения, уровень которых определяет его положение в конкурентной борьбе за клиентов. Штат школы обычно невелик, но хорошо подкован и имеет в портфеле множество справок, подтверждающих и педагогический талант, и знание английского языка, и высокую квалификацию водителей.
Чем лучше подготовка инструкторов, тем меньше штат и плата за обучение. В Германии автоинструктором может выступить даже частный предприниматель с соответствующим разрешением. Для россиянина обучение вождению в другой стране вряд ли станет возможностью сэкономить: курс вождения в ЕС стоит в районе 1000-2000 евро, но взамен вы получаете хорошую, индивидуальную подготовку.
На видео — динамический автотренажер для обучения:
Требования к водителю
Япония
Желающим здесь открыта возможность сдачи экстерном, правда, без обучения сдаёт его едва ли треть желающих. Контроль очень строг: уже для поступления на курсы требуется разрешение медиков. Стоимость занятий выше, чем в европейских школах — 4000 $. Отчасти это связано с тем, что практическую экзамена часть нужно сдавать прямо в автошколе. Теория сдаётся в органах управления префектурой.
После успешной сдачи экзамена водителю выдаётся зелёная лента. За три года езды без нарушений положена синяя лента. Золотая ленточка выдаётся тем, кто не нарушает правила в течение пяти лет.
Бразилия
Права выдаются с 18 лет, а для записи на курсы вождения нужно пройти тщательный медосмотр, стоимость которого начинается от 120 $. Интересно, что к вождению ученик допускается только после проверки теоретической подготовки. Теория включает не только правила вождения и оказания первой помощи, но и основные принципы выстраивания общения с другими участниками движения.
В среднем обучение обходится в 300–700 $. В эти деньги уже включён медосмотр и пошлина на получение проверочных, годовых прав. За первый год бразильский водитель не должен совершить ни одного нарушения, иначе весь курс и экзамен придётся пройти заново. Та же процедура проводится после двух нарушений средней тяжести.
Европа
Права за границей практически невозможно получить экстерном. В Англии вы можете быть допущены к теории без занятий в автошколе, но вождение с инструктором обязательно (тот же принцип в США). Французской полиции важно, чтобы вы посетили хотя бы одно занятие с профессионалом, а в Германии нужно принести справку из автошколы.
В Великобритании обязателен внутренний экзамен для определения готовности водителя. Стоимость курсов в среднем 1000 $, но во Франции нужно проходить медкомиссию (и платить за неё) только тем, кто собирается водить машину профессионально. В Италии теория и практика оплачиваются отдельно.
Заключение
В России существует два вида прав — национальные и международные. Вторые выдаются на срок до 3 лет на основании уже имеющихся национальных прав и дополнительного экзамена. Не в последнюю очередь это деление связано со слабой подготовкой водителей по сравнению с тем, как обучают водителей за границей.
Правила одинаковы на территории всех стран, подписавших Венскую конвенцию. Стоит ли нашей стране равняться на зарубежный опыт, решает ГИБДД. Остаётся посоветовать водителям не полагаться на внутренние стандарты и проявлять максимально серьёзный подход к своей роли участника дорожного движения.