Владимир Ильич был прав — электрификация является одним из признаков развития общества. Поэтому даже удивительно, что в такой сфере, как автомобилестроение, более ста лет доминировало получение энергии путём сжигания полезных ископаемых. Одним из реальных предвестников полной электрификации всего мира является автомобиль BMW i3. В отличие от прежних серийных электромобилей, i3 построен «с нуля», а не базируется на шасси традиционной машины с двигателем внутреннего сгорания. Чего это позволит достичь на практике, покажет комплексный обзор BMW i3.
Содержание
Альтернативная динамика
Сила электричества
О том, как ведут себя на ходу электромобили, знают все — потому что редкий человек за свою жизнь не успел поездить на троллейбусах, которые по своей сущности максимально близки к легковому транспорту, использующему этот источник энергии, в отличие от метрополитена и трамвая. В чём-то BMW i3 действительно напоминает троллейбус — при нажатии на педаль акселератора (даже не хочется называть её «газом» по понятной причине) машина резко ускоряется, оставляя позади своих бензиновых и дизельных конкурентов. До 60 км/ч электромобиль BMW i3 разгоняется всего за 3,7 секунды, не уступая в этом многим спорткарам, а до 100 км/ч — за 7,2 секунды, что значительно превышает возможности двигателей внутреннего сгорания одинаковой мощности, установленных на машину той же массы.
В чём же секрет электромобиля BMW i3? Если вы взглянете на кривую соответствия оборотов мотора и актуальной мощности, то обнаружите, что для электромотора она является вовсе не кривой, а прямой линией! То есть электромобиль BMW i3 исключительно надёжен и стабилен — в отличие от двигателя внутреннего сгорания, на его производительность не может повлиять изменение плотности или влажности воздуха, которое приводит к ухудшению смесеобразования. Кроме того, поведение электромобиля от BMW исключительно предсказуемо — как нажмёшь на педаль, так он и поедет, без всяких исключений и ограничений, что всегда будет радовать любителей эффективности, стабильности и безопасности.
Марка автомобиля: | BMW i3 |
Страна производитель: | Германия |
Тип кузова: | Хэтчбек |
Число мест: | 5 |
Число дверей: | 5 |
Объём двигателя, куб. см: | Синхронный электродвигатель |
Мощность, л. с./об. мин.: | 170 |
Максимальная скорость, км/ч: | 150 |
Разгон до 100 км/ч, с: | 7,2 |
Тип привода: | Задний |
КПП: | — |
Тип топлива: | Электроэнергия |
Расход на 100 км: | — |
Длина, мм: | 3999 |
Ширина, мм: | 1775 |
Высота, мм: | 1578 |
Клиренс, мм: | 140 |
Размер шин: | 155/70 R19 |
Снаряженная масса, кг: | 1195 |
Полная масса, кг: | 1620 |
Объём топливного бака: | — |
Хорошо проработанная аэродинамика кузова и небольшая масса дают машине возможность разгоняться до 150 км/ч — показатель, совсем не соответствующий динамике разгона, подобной характеристикам спорткара. Однако стоит вспомнить, что BMW i3 является городским электромобилем, а такую скорость всё равно можно развить только на трассе, где заряда батареи хватит очень ненадолго. Трансмиссия в привычном понимании у BMW i3 отсутствует — вместо неё используется набор редукторов, который позволяет максимально приспособить характеристики мотора к дорожным условиям и получить требуемый крутящий момент. Благодаря этому разрывов в потоке мощности, которые есть не только у традиционных коробок передач, но и у новейших роботизированных агрегатов, вовсе не чувствуется.
Батарея… и немного больше
Если спросить у человека, который интересуется электромобилями, какие технические характеристики BMW i3 для него являются наиболее важными, он ответит, что ему будет любопытно узнать ёмкость батареи и максимальный пробег на одной подзарядке. Максимальный заряд в электромобиле BMW i3 составляет 22 кВт/час, что очень неплохо для столь маленького и лёгкого транспортного средства. При этом инженеры компании сделали узел настолько компактным, что в машине есть не только много места для пассажиров, но и вполне приличный багажник, объём которого соответствует параметрам городских хэтчбеков. Однако, об этом позже…
Представители фирмы говорят, что BMW i3 может проехать без дополнительной подзарядки 160 километров — однако оговариваются, что данные были получены во время испытаний по специально разработанному циклу. В реальности же цифры несколько иные — при размеренном движении получается проехать 130 километров, а при активной езде — максимум 100. Отзывы первых потребителей указывают на то, что в предельных режимах BMW i3 останавливается в результате исчерпания заряда батареи уже через 80–90 километров.
Если вас пугает такая перспектива, то вы можете заказать специальную версию БМВ i3, которая называется +REX, то есть Range Extender (увеличитель пробега). Часть пространства под полом багажника будет занята мотором от мотоцикла BMW, который при наличии двух цилиндров развивает мощность в 34 лошадиные силы. Когда заряд батареи опускается до критического, управляющая автоматика электромобиля BMW i3 запускает двигатель, однако он не начинает приводить в движение колёса. Мотор используется исключительно в качестве генератора, который позволяет поддерживать в батарее минимальный запас электроэнергии, необходимый для продолжения движения. Однако долго ехать в таком режиме на BMW i3 не придётся, ведь объём бака для генератора составляет всего 9 литров — максимальный пробег увеличится только до 250–320 километров в зависимости от выбранного режима движения.
Работа подвески
До этого ни один из электромобилей не создавал впечатления гармоничного, идеально сбалансированного транспортного средства — неудивительно, ведь они были построены на платформе обычных машин, которые отличаются иным распределением массы по осям и даже иной нагрузкой на детали ходовой части. Однако специалисты фирмы никогда не рассматривали BMW i3 в качестве транспорта с двигателем внутреннего сгорания — это позволяет получить определённые плюсы, проявляющиеся при активном вождении. Сразу стоит сказать, что водитель BMW i3 не испытывает никакого дискомфорта — при движении по хорошей дороге ему может даже показаться, что он управляет крупным автомобилем премиум-класса.
Подвеска электромобиля BMW i3 очень хорошо работает при прохождении неровностей любого размера — она пропускает удары, только когда водитель забывает об осторожности и перестаёт притормаживать перед невысокими «лежачими полицейскими» и обширными ямами. При этом в ней нет излишней мягкости — чувствуется, что ходовая часть имеет очень большой запас энергоёмкости и способна перенести многие неприятности. Единственный её недостаток — при проезде трещин дорожного покрытия руль BMW i3 начинает мелко трястись, повторяя все подробности профиля транспортного пути.
В остальном же рулевое управление заслуживает похвал — машина точно следует указаниям водителя, радуя его идеально сбалансированным усилием на «баранке». Усилитель руля — понятно, что электрический, позволяет управлять BMW i3 на городских скоростях даже не одной рукой, а двумя пальцами, что существенно облегчает работу при парковке. Крены практически отсутствуют — проявляться они могут только в том случае, когда водитель перестаёт замедляться перед активным манёвром. Однако всё это актуально для города, а на трассе управление воспринимается как слишком лёгкое и неинформативное. Отсюда следует вывод — электромобиль BMW i3 предназначается исключительно для эксплуатации в современном мегаполисе.
Авангардный дизайн
Кузов
Специалисты компании BMW решили, что если уж создавать инновационный автомобиль, то стоит следовать этому принципу до конца. Они отказались от металла, и сделали кузов i3 углепластиковой капсулой, обладающей огромной прочностью. Как известно, любой полимер всегда является более пластичным, чем металл — поэтому у дизайнеров появилось невероятно широкое поле для экспериментов. Если взглянуть на профиль электромобиля BMW i3, становится понятно, что воспользовались они им в полной мере — стоит обратить внимание только на тонкие задние стойки, авангардную изогнутую линию остекления, а также на крышу с выпуклостью в передней части. Спереди вид тоже более чем впечатляющий — традиционная «решётка радиатора», которая здесь носит исключительно декоративный характер, дополнена причудливыми изгибами подштамповок, поднимающихся от нижней кромки бампера к противотуманным фонарям, а также фарами со светодиодными дугами ходовых огней.
Если проводить тест-драйв BMW i3 за пределами города, то автомобиль покажется чужеродным элементом на фоне природной красоты — особенно если смотреть на него сзади. Оригинальная форма задних фонарей, напоминающих недобро прищуренные глаза, придаёт транспортному средству очень агрессивный вид, и напоминает о применении в нём высоких технологий, представленных энергосберегающими светодиодами и управляющей электроникой. Кстати, стоп-сигналы на BMW i3 зажигаются не только при нажатии педали тормоза, но и в тот момент, когда водитель полностью отпускает педаль газа — ведь электромоторы переводятся в режим рекуперации, заставляя автомобиль активно замедляться, восполняя заряд батареи. Кстати, BMW i3 стоит заказывать в светлой окраске — тогда капот и пятая дверь будут окрашиваться в контрастные тёмные тона, что сделает электромобиль по-настоящему эффектным.
Интерьер
Непонятно, чего больше в дизайне салона электромобиля BMW i3 — авангарда или ретро. С одной стороны, можно взглянуть на узкую переднюю панель, словно взятую с классического американского автомобиля, выпущенного в середине 70-х, а также на блок управления климатической системой, похожий на старый ламповый радиоприёмник. Однако по другую сторону в BMW i3 оказываются монитор управления мультимедийной системой и приборная панель — оба этих элемента выполнены в стиле планшетных компьютеров! В пользу ретро говорит ещё и верх передней панели со стороны пассажира, отделанный светлым пластиком, имитирующим дерево, а также отсутствие центральной консоли. Однако к современной реальности BMW i3 возвращает небольшой выступ на тоннеле, где располагается поворотный контроллер управления мультимедиа.
Передние сидения BMW i3 очень похожи на те, что устанавливаются в третью серию, однако они имеют определённые минусы — в частности, спинка очень тонка и достаточно жёсткая за счёт выступающего каркаса. Однако в коротких городских поездках это не имеет большого значения — гораздо важнее то, что подушка позволяет садиться человеку любого роста, а боковая поддержка обладает оптимальной формой и размерами. Сзади не слишком тесно — здесь разместятся трое взрослых, хотя чувствовать себя они будут не очень комфортно. Расстояние между двумя рядами посадочных мест в BMW i3 мало, однако ширина и высота электромобиля позволяют не слишком переживать о вместимости, а откидывающиеся против хода движения задние двери облегчают доступ к трёхместному дивану. Багажник электромобиля BMW i3 в обычном состоянии относительно невелик — объём составляет всего 260 литров, а вот при трансформации салона его размеры можно увеличить до вполне пристойных 1,1 кубометров.
Дорогая игрушка
Вспомните, как часто вы встречали в нашей стране зарядные станции для электромобилей? Почти полное их отсутствие означает, что электромобиль BMW i3 придётся заряжать всю ночь, пользуясь обычной однофазной бытовой сетью. Следовательно, вы так и останетесь ограниченным маршрутом «дом-работа-магазин», лишившись возможности даже выезжать на дачу. Остаётся лишь приобретать BMW i3 в версии + REX, а также заказывать для него домашнюю станцию и устанавливать её, согласовывая трёхфазное подключение с Энергонадзором. Либо покупать электромобиль, как дорогостоящую игрушку для своей коллекции.
Плюсы BMW i3:
- Экономичность, отсутствие необходимости в заправке углеводородным топливом;
- Возможность заказать автомобиль с генератором;
- Идеально сбалансированные характеристики ходовой части;
- Превосходная динамика;
- Авангардный дизайн.
Тест-драйв автомобиля BMW i3:
Минусы BMW i3:
- Малый пробе на одной подзарядке;
- Отсутствие сети зарядных станций в нашей стране;
- Высокая стоимость.
Вывод: Похоже, что ещё долгие годы электромобили так и останутся игрушками для нашей страны — до тех пор, пока не будет создана соответствующая инфраструктура. Хотя BMW i3 стоит купить для того, чтобы наслаждаться совершенно непривычными ощущениями от вождения.