Электрификация всего мира: испытываем электромобиль BMW i3

Владимир Ильич был прав — электрификация является одним из признаков развития общества. Поэтому даже удивительно, что в такой сфере, как автомобилестроение, более ста лет доминировало получение энергии путём сжигания полезных ископаемых. Одним из реальных предвестников полной электрификации всего мира является автомобиль BMW i3. В отличие от прежних серийных электромобилей, i3 построен «с нуля», а не базируется на шасси традиционной машины с двигателем внутреннего сгорания. Чего это позволит достичь на практике, покажет комплексный обзор BMW i3.

Автомобиль BMW i3 демонстрирует новый подход в производстве электромобилей

Автомобиль BMW i3 демонстрирует новый подход в производстве электромобилей

Альтернативная динамика

Сила электричества

О том, как ведут себя на ходу электромобили, знают все — потому что редкий человек за свою жизнь не успел поездить на троллейбусах, которые по своей сущности максимально близки к легковому транспорту, использующему этот источник энергии, в отличие от метрополитена и трамвая. В чём-то BMW i3 действительно напоминает троллейбус — при нажатии на педаль акселератора (даже не хочется называть её «газом» по понятной причине) машина резко ускоряется, оставляя позади своих бензиновых и дизельных конкурентов. До 60 км/ч электромобиль BMW i3 разгоняется всего за 3,7 секунды, не уступая в этом многим спорткарам, а до 100 км/ч — за 7,2 секунды, что значительно превышает возможности двигателей внутреннего сгорания одинаковой мощности, установленных на машину той же массы.

В чём же секрет электромобиля BMW i3? Если вы взглянете на кривую соответствия оборотов мотора и актуальной мощности, то обнаружите, что для электромотора она является вовсе не кривой, а прямой линией! То есть электромобиль BMW i3 исключительно надёжен и стабилен — в отличие от двигателя внутреннего сгорания, на его производительность не может повлиять изменение плотности или влажности воздуха, которое приводит к ухудшению смесеобразования. Кроме того, поведение электромобиля от BMW исключительно предсказуемо — как нажмёшь на педаль, так он и поедет, без всяких исключений и ограничений, что всегда будет радовать любителей эффективности, стабильности и безопасности.

Технические характеристики
Марка автомобиля: BMW i3
Страна производитель: Германия
Тип кузова: Хэтчбек
Число мест: 5
Число дверей: 5
Объём двигателя, куб. см: Синхронный электродвигатель
Мощность, л. с./об. мин.: 170
Максимальная скорость, км/ч: 150
Разгон до 100 км/ч, с: 7,2
Тип привода: Задний
КПП:
Тип топлива: Электроэнергия
Расход на 100 км:
Длина, мм: 3999
Ширина, мм: 1775
Высота, мм: 1578
Клиренс, мм: 140
Размер шин: 155/70 R19
Снаряженная масса, кг: 1195
Полная масса, кг: 1620
Объём топливного бака:

Хорошо проработанная аэродинамика кузова и небольшая масса дают машине возможность разгоняться до 150 км/ч — показатель, совсем не соответствующий динамике разгона, подобной характеристикам спорткара. Однако стоит вспомнить, что BMW i3 является городским электромобилем, а такую скорость всё равно можно развить только на трассе, где заряда батареи хватит очень ненадолго. Трансмиссия в привычном понимании у BMW i3 отсутствует — вместо неё используется набор редукторов, который позволяет максимально приспособить характеристики мотора к дорожным условиям и получить требуемый крутящий момент. Благодаря этому разрывов в потоке мощности, которые есть не только у традиционных коробок передач, но и у новейших роботизированных агрегатов, вовсе не чувствуется.

Батарея… и немного больше

Если спросить у человека, который интересуется электромобилями, какие технические характеристики BMW i3 для него являются наиболее важными, он ответит, что ему будет любопытно узнать ёмкость батареи и максимальный пробег на одной подзарядке. Максимальный заряд в электромобиле BMW i3 составляет 22 кВт/час, что очень неплохо для столь маленького и лёгкого транспортного средства. При этом инженеры компании сделали узел настолько компактным, что в машине есть не только много места для пассажиров, но и вполне приличный багажник, объём которого соответствует параметрам городских хэтчбеков. Однако, об этом позже…

Так выглядит автомобиль BMW i3 сбоку

Представители фирмы говорят, что BMW i3 может проехать без дополнительной подзарядки 160 километров — однако оговариваются, что данные были получены во время испытаний по специально разработанному циклу. В реальности же цифры несколько иные — при размеренном движении получается проехать 130 километров, а при активной езде — максимум 100. Отзывы первых потребителей указывают на то, что в предельных режимах BMW i3 останавливается в результате исчерпания заряда батареи уже через 80–90 километров.

Если вас пугает такая перспектива, то вы можете заказать специальную версию БМВ i3, которая называется +REX, то есть Range Extender (увеличитель пробега). Часть пространства под полом багажника будет занята мотором от мотоцикла BMW, который при наличии двух цилиндров развивает мощность в 34 лошадиные силы. Когда заряд батареи опускается до критического, управляющая автоматика электромобиля BMW i3 запускает двигатель, однако он не начинает приводить в движение колёса. Мотор используется исключительно в качестве генератора, который позволяет поддерживать в батарее минимальный запас электроэнергии, необходимый для продолжения движения. Однако долго ехать в таком режиме на BMW i3 не придётся, ведь объём бака для генератора составляет всего 9 литров — максимальный пробег увеличится только до 250–320 километров в зависимости от выбранного режима движения.

Работа подвески

До этого ни один из электромобилей не создавал впечатления гармоничного, идеально сбалансированного транспортного средства — неудивительно, ведь они были построены на платформе обычных машин, которые отличаются иным распределением массы по осям и даже иной нагрузкой на детали ходовой части. Однако специалисты фирмы никогда не рассматривали BMW i3 в качестве транспорта с двигателем внутреннего сгорания — это позволяет получить определённые плюсы, проявляющиеся при активном вождении. Сразу стоит сказать, что водитель BMW i3 не испытывает никакого дискомфорта — при движении по хорошей дороге ему может даже показаться, что он управляет крупным автомобилем премиум-класса.

Так выглядит автомобиль BMW i3 сзади

Подвеска электромобиля BMW i3 очень хорошо работает при прохождении неровностей любого размера — она пропускает удары, только когда водитель забывает об осторожности и перестаёт притормаживать перед невысокими «лежачими полицейскими» и обширными ямами. При этом в ней нет излишней мягкости — чувствуется, что ходовая часть имеет очень большой запас энергоёмкости и способна перенести многие неприятности. Единственный её недостаток — при проезде трещин дорожного покрытия руль BMW i3 начинает мелко трястись, повторяя все подробности профиля транспортного пути.

В остальном же рулевое управление заслуживает похвал — машина точно следует указаниям водителя, радуя его идеально сбалансированным усилием на «баранке». Усилитель руля — понятно, что электрический, позволяет управлять BMW i3 на городских скоростях даже не одной рукой, а двумя пальцами, что существенно облегчает работу при парковке. Крены практически отсутствуют — проявляться они могут только в том случае, когда водитель перестаёт замедляться перед активным манёвром. Однако всё это актуально для города, а на трассе управление воспринимается как слишком лёгкое и неинформативное. Отсюда следует вывод — электромобиль BMW i3 предназначается исключительно для эксплуатации в современном мегаполисе.

Авангардный дизайн

Кузов

Специалисты компании BMW решили, что если уж создавать инновационный автомобиль, то стоит следовать этому принципу до конца. Они отказались от металла, и сделали кузов i3 углепластиковой капсулой, обладающей огромной прочностью. Как известно, любой полимер всегда является более пластичным, чем металл — поэтому у дизайнеров появилось невероятно широкое поле для экспериментов. Если взглянуть на профиль электромобиля BMW i3, становится понятно, что воспользовались они им в полной мере — стоит обратить внимание только на тонкие задние стойки, авангардную изогнутую линию остекления, а также на крышу с выпуклостью в передней части. Спереди вид тоже более чем впечатляющий — традиционная «решётка радиатора», которая здесь носит исключительно декоративный характер, дополнена причудливыми изгибами подштамповок, поднимающихся от нижней кромки бампера к противотуманным фонарям, а также фарами со светодиодными дугами ходовых огней.

Багажник автомобиля BMW i3

Если проводить тест-драйв BMW i3 за пределами города, то автомобиль покажется чужеродным элементом на фоне природной красоты — особенно если смотреть на него сзади. Оригинальная форма задних фонарей, напоминающих недобро прищуренные глаза, придаёт транспортному средству очень агрессивный вид, и напоминает о применении в нём высоких технологий, представленных энергосберегающими светодиодами и управляющей электроникой. Кстати, стоп-сигналы на BMW i3 зажигаются не только при нажатии педали тормоза, но и в тот момент, когда водитель полностью отпускает педаль газа — ведь электромоторы переводятся в режим рекуперации, заставляя автомобиль активно замедляться, восполняя заряд батареи. Кстати, BMW i3 стоит заказывать в светлой окраске — тогда капот и пятая дверь будут окрашиваться в контрастные тёмные тона, что сделает электромобиль по-настоящему эффектным.

Интерьер

Непонятно, чего больше в дизайне салона электромобиля BMW i3 — авангарда или ретро. С одной стороны, можно взглянуть на узкую переднюю панель, словно взятую с классического американского автомобиля, выпущенного в середине 70-х, а также на блок управления климатической системой, похожий на старый ламповый радиоприёмник. Однако по другую сторону в BMW i3 оказываются монитор управления мультимедийной системой и приборная панель — оба этих элемента выполнены в стиле планшетных компьютеров! В пользу ретро говорит ещё и верх передней панели со стороны пассажира, отделанный светлым пластиком, имитирующим дерево, а также отсутствие центральной консоли. Однако к современной реальности BMW i3 возвращает небольшой выступ на тоннеле, где располагается поворотный контроллер управления мультимедиа.

В салоне автомобиля BMW i3

Передние сидения BMW i3 очень похожи на те, что устанавливаются в третью серию, однако они имеют определённые минусы — в частности, спинка очень тонка и достаточно жёсткая за счёт выступающего каркаса. Однако в коротких городских поездках это не имеет большого значения — гораздо важнее то, что подушка позволяет садиться человеку любого роста, а боковая поддержка обладает оптимальной формой и размерами. Сзади не слишком тесно — здесь разместятся трое взрослых, хотя чувствовать себя они будут не очень комфортно. Расстояние между двумя рядами посадочных мест в BMW i3 мало, однако ширина и высота электромобиля позволяют не слишком переживать о вместимости, а откидывающиеся против хода движения задние двери облегчают доступ к трёхместному дивану. Багажник электромобиля BMW i3 в обычном состоянии относительно невелик — объём составляет всего 260 литров, а вот при трансформации салона его размеры можно увеличить до вполне пристойных 1,1 кубометров.

Дорогая игрушка

Вспомните, как часто вы встречали в нашей стране зарядные станции для электромобилей? Почти полное их отсутствие означает, что электромобиль BMW i3 придётся заряжать всю ночь, пользуясь обычной однофазной бытовой сетью. Следовательно, вы так и останетесь ограниченным маршрутом «дом-работа-магазин», лишившись возможности даже выезжать на дачу. Остаётся лишь приобретать BMW i3 в версии + REX, а также заказывать для него домашнюю станцию и устанавливать её, согласовывая трёхфазное подключение с Энергонадзором. Либо покупать электромобиль, как дорогостоящую игрушку для своей коллекции.

Плюсы BMW i3:

  • Экономичность, отсутствие необходимости в заправке углеводородным топливом;
  • Возможность заказать автомобиль с генератором;
  • Идеально сбалансированные характеристики ходовой части;
  • Превосходная динамика;
  • Авангардный дизайн.

Тест-драйв автомобиля BMW i3:

Минусы BMW i3:

  • Малый пробе на одной подзарядке;
  • Отсутствие сети зарядных станций в нашей стране;
  • Высокая стоимость.

Вывод: Похоже, что ещё долгие годы электромобили так и останутся игрушками для нашей страны — до тех пор, пока не будет создана соответствующая инфраструктура. Хотя BMW i3 стоит купить для того, чтобы наслаждаться совершенно непривычными ощущениями от вождения.