Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях по всему миру погибает около 1,2 млн человек, из них примерно 28 тыс. чел. приходится на долю России, травмы различной степени тяжести получают до 50 млн чел. Только вдумайтесь, ОДИН МИЛЛИОН ДВЕСТИ ТЫСЯЧ человек ежегодно! Это же количество народа проживает на территориях таких крупных городов, как Нижний Новгород, Омск, Казань.
Ужасаясь неутешительной статистики, производители новейших автомобилей заинтересованы не только в качестве, превосходных скоростных характеристиках, коэффициенте надежности, но и безопасности автомобилей. Каждый год миллиарды долларов компании тратят на разработки новейших технологий, внедрение которых в производство позволяет предотвращать или снижать тяжесть последствий ДТП. Насколько эффективно это получается у автомобильных инженеров видно из ежегодно составляемого рейтинга самых безопасных автомобилей мира.
Содержание
Испытания на безопасность
Мировое сообщество очень давно озабочено проблемой обеспечения безопасности водителя и пассажиров, находящихся внутри автомобиля, потерпевшего автокатастрофу. Исследования «слабых сторон» и испытания систем безопасности машин проводятся американским институтом «Insurance Institute for Highway Safety» (далее IIHS) с 70-х годов прошлого столетия. Институт испытывает автомобили на прочность, безопасность, надежность по различным методикам и по балловой системе определяет самый безопасный среди автомобилей.
Благодаря столь давнему началу проведения испытаний IIHS имеет достаточную статистическую базу показателей безопасности и лучших автомобилей в этом отношении. Поэтому с каждым годом требования к машинам повышаются и новые технологии, материалы, умы позволяют воплотить в жизнь самые смелые требования потребителей к безопасности автомобилей.
Методики и критерии
Чтобы определить самый безопасный автомобиль в мире, необходимо разбить множество автомобилей… Понятие краш-теста (англ. сrash test – аварийное испытание) используется с середины прошлого века. Краш-тест заключается в изучении получаемых травм человеком при воссоздании различных аварийных ситуаций. Различные датчики крепятся к наиболее уязвимым местам человеческого тела, а показатели этих датчиков после имитации аварии тщательно изучаются инженерами различных отраслей машиностроения.
Технологический прогресс помог далеко шагнуть исследователям автомобильной безопасности. Так, например, в 1966 году вместо манекенов в салон автомобиля усаживали труп человека. В настоящее же время цифровые технологии позволяют заснять момент катастрофы на видео и просматривать его в замедленном движении бесконечно, что позволяет детально разобраться в характере и причине получения травм. Учитываются все нюансы и баллы в пользу авто засчитываются как за системы динамического управления в неблагоприятных метеоусловиях дорожной среды, так и за несимпатичное звуковое оповещение о непристегнутом ремне безопасности.
Итак, какие же испытания должен пройти самый безопасный автомобиль с блеском, чтобы получить звание лучшего в мире? Специалисты оценивают совокупность параметров пассивной и активной безопасности.
Пассивная безопасность – это способность элементов конструкции автомобиля снижать степень тяжести травм, полученных человеком в результате ДТП. К критериям оценки пассивной безопасности относятся:
- эффективность применения ремней безопасности;
- количество и расположение подушек безопасности;
- наличие сминаемых элементов торпедо;
- трансформирование рулевой колонки;
- педальный узел с защитой от травм (педали легко отсоединяются при ДТП, что позволяет снизить степень травмирования ног водителя);
- эффективность энергопоглощения бамперов;
- конструкция подголовников;
- процесс разрушения стекол;
- прочность дуг безопасности, стоек крыши и т. п.;
- наличие поперечных балок в дверях и т. п.;
- предотвращение при ударе проникновения мотора в салон.
Активная безопасность – это конструктивные особенности автомобиля, направленные на предотвращение ДТП. Этот вид безопасности оценивают по наличию и эффективности применения:
- антиблокировочной системы тормозов;
- системы курсовой устойчивости;
- системы защиты от пробуксовки колес;
- тормозной системы в целом;
- экстренного торможения;
- системы, помогающей ощутить габариты автомобиля (парктроник);
- системы помощи при спуске и подъеме;
- стояночного тормоза и много другого.
Тест на прочность
Каждая модель автомобиля тестируется по четырем тестам:
- первый тест включает в себя разгон машины до 65 км/ч и деформацией его о препятствие с 25% перекрытием;
- второй тест заключается в разрушении боковым ударом. Автомобиль разгоняется до 50 км/ч и в него врезается строго перпендикулярно телега весом 950 кг с деформируемым передом;
- при третьем тесте машину помещают на платформу и при скорости в 30 км/ч бьют о металлический столб. Этот тест позволяет проверить защиту головы от удара сбоку;
- четвертый позволяет проверить степень защиты пешехода при наезде. Автомобиль сталкивается с манекеном при скорости 40 км/ч.
Итого: четыре теста и четыре разбитых автомобиля каждой модели. Материальные затраты на проведение подобных тестов велики, но благодаря им мы можем выбрать для себя самый безопасный автомобиль.
Результаты испытаний
Какой же автомобиль самый безопасный? В рейтинге самых безопасных автомобилей, по мнению IIHS, в номинации Top Safety Pick+ 2013 первое место занял Acura MDX, второе Acura RL, а третье Ford Fusion. Также в заветный список попали: Honda Accord, Infiniti Q50, Mazda 6, Subaru Legacy, Toyota Highlander, Volvo S80 и др.
В номинации Top Safety Pick самым безопасным автомобилем стал Acura TL, вслед за ним расположился Chevrolet Spark и тройку лидеров завершил Chrysler 200. Далее по списку расположились Dodge Dart, Ford Focus, Hyundai Elantra, Subaru Impreza и другие.
Номинации отличаются требованиями к оценкам: Top Safety Pick требуется отметка «хорошо» по трем тестам из четырех (для третьего достаточно удовлетворительно сдачи), когда Top Safety Pick+ требует прохождение тестов на «отлично» и иметь солидную защиту по критериям активной безопасности.
Лидер рейтинга
Чем же очаровал и порадовал на тестах Acura MDX специалистов американского института?
Кузов самого безопасного автомобиля в мире выполнен из штампованной стали и магния, что позволило сделать его более жестким, равномерно распределять энергию удара по всей длине кузова.
В пользу пассивной безопасности засчитаны 7 подушек безопасности:
- передние срабатывают в несколько порогов (скорость раскрытия подушек зависит от множества факторов: расположения человека в салоне, его роста, использования ремня безопасности. Датчики определения этих параметров и факторов встроены в различные элементы машины);
- имеются боковые подушки, и подушка для защиты колен водителя;
- ремни безопасности снабжены преднатяжителем;
- окна и люк оснащены системой автоматического обратного открывания – защита от случайного попадания пальцев между стеклом и металлическими конструкциями.
За активную безопасность ответственны:
- системы динамического вхождения в повороты (умный автомобиль самостоятельно учитывает совокупность угла поворота и скорости каждого из колес, положение автомобиля на дороге относительно препятствий, качество дорожного покрытия и включает необходимые системы для стабилизации траектории движения машины еще до того момента, как водитель поймет, что что-то происходит не так);
- системы предотвращения столкновения (автоматическое торможение на базе радара);
- система экстренного торможения (позволяет эффективно производить торможение, не теряя управления автомобилем, а также без участия водителя распределяет тормозные усилия между колесами);
- система предупреждения о приближении объекта с фронтальной стороны;
- система электрического рулевого управления.
Внушительный перечень инженерных решений подчеркивает отношение производителя к вопросу безопасности своих клиентов и их пассажиров во время движения.
Правильный выбор
Укомплектовать авто системами активной и пассивной безопасности не так-то просто. Требуются значительные финансовые, интеллектуальные и технологические вливания. Соответственно, стоимость машин, оборудованных новейшими разработками в сфере защиты водителей и пассажиров в аварийных ситуациях, зависит от количества и качества внедренных систем. Безопасность машины повышается с выбором более дорогой комплектации. Поэтому автомобили, которым беспрепятственно можно доверить свое здоровье и жизнь на дороге, требуют выложить за них, действительно, крупную сумму денежных средств.
Поэтому многие автолюбители при выборе «железного коня и друга» часто не задумываются о количестве и расположении подушек безопасности, прочности стоек крыши и др. Делая выбор в пользу более дешевой комплектации. Но когда мы всерьез задумываемся о безопасности внутри салона? Конечно, когда пассажиром становится ребенок. Ваш ребенок. Именно в этот момент открывается страница интернета и в поисковой строке печатается словосочетание «краш-тест». А впоследствии делается осознанный и взвешенный выбор «железного друга» с учетом его места в рейтинге самых безопасных автомобилей мира. И невероятный счастливец тот, чьи материальные возможности, желаемая модель и требования к безопасности сливаются в один автомобиль.
Если у вас есть опыт вождения самого безопасного автомобиля в мире или мысли о прочитанной информации, прошу рассказать о них в комментариях под статьей.