Водитель, сполна оценивший специфику зимних дорог в России, с большим сомнением относится к рекламным слоганам производителей шин. Лучшая зимняя резина для отечественных дорог, щедро сдобренных солью и разбитых шипованной резиной, — это не всегда топовые бренды, но чаще всего результат осознанного и вдумчивого выбора. Автолюбитель выбирает шины не под конкретную погоду, а под стиль вождения и техническое оснащение автомобиля.
На выбор могут повлиять не только неизвестные части уравнения в виде новинок зимнего сезона и погодных условий, но и константы — коммунальные службы конкретного города. Дата, с которой рекомендуется переходить на зимние покрышки, — 15 ноября. Однако производители рекомендуют переобувать авто, когда температура днём начинает падать до +5 °C, что с ноябрём коррелируется не всегда. Подавляющее большинство летних шин не рассчитано на эксплуатацию при температуре ниже этой отметки.
Содержание
Устройство зимних шин
Главное отличие летних вариантов шин от зимних — резина. Классическая резина летних шин будет крошиться от длительной эксплуатации при температуре ниже +7 °C. Зимняя резина мягче, при отвердевании на морозном воздухе не теряет упругости и ведёт себя предсказуемо. Для этого в состав добавляется большее число кремнийорганических кислот (Silica). Чем больше содержание этого вещества в составе шины, тем мягче материал.
Эластичная зимняя резина имеет сокращённый по сравнению с летней тормозной путь на обледенелых и мокрых поверхностях. Именно поэтому не стоит пытаться закрыть вопрос приобретением всесезонных шин. Такая обувка проиграет зимней при низких температурах, а летней — при высоких. Второе отличие зимних шин — сложное устройство. Рисунок зимнего протектора характеризуется высокой плотностью. Ламели на зимней шине нарезаны чаще, рисунок специфический. В зимнее время используется четыре основных вида шин:
- шины с большим количеством ламелей;
- шипованная резина;
- всесезонные шины;
- резина для широкого диапазона температур.
Сразу стоит отметить, что идеальное исполнение зимней шины невозможно, поскольку зима означает множество разных условий, каждому из которых удовлетворяет свой рисунок протектора. Плотная, частая ламелизация приводит к лучшему сцеплению с ровной поверхностью, но управляемость падает, а шум значительно увеличивается. Количество блоков напрямую связано с проходимостью шины, но слишком большое их число приведёт к плохой управляемости в повороте. Поэтому рисунок протектора и устройство конкретной шины — это всегда компромисс между разными задачами. В конструкции шины можно выделить несколько важных элементов:
- каркас — слои из стального основания, арамидных волокон, каучука и нейлона, основное предназначение которых — защита бортов шины и поддержание её формы;
- крыльевые ленты — боковая часть, находящаяся по обеим сторонам протектора и впаянная в основание, от неё зависит стабильность управляемости и амортизация на поворотах;
- стальной и текстильный корды: первый увеличивает износоустойчивость шины и сохраняет форму, второй оказывает сопротивление внутреннему давлению;
- протектор: рисунок средней части шины может стабилизировать аквапланирование или слэшнепинг, улучшить сцепление и так далее.
Видео — все о зимней резине:
Виды нешипованных шин
Нешипованная резина хорошо подходит для езды по мокрым и заснеженным дорогам, однако на обледенелой поверхности шипов не будет хватать. Уровень шума ниже, комфорт выше. При пограничных температурах нешипованная зимняя резина ведёт себя более предсказуемо. Прежде чем решить, какую зимнюю резину выбрать, стоит ознакомиться с двумя основными типами нешипованных шин.
- Скандинавский тип. Протектор разряженный, состоящий из явно очерченных прямоугольников и ромбов. На каждом блоке протектора можно найти многочисленные тонкие ламели, все элементы рисунка значительно разнесены для улучшения отвода снега и ледяной крошки из протектора. Водоотводные каналы позволяют эффективно выбрасывать снег, очищая протектор. Высота протектора большая, мягкие крыльевые ленты хорошо зарываются в снег, но не врезаются в него, редкие ромбики протектора продавливают снежный наст и получают хорошее сцепление с дорогой. Такие шины хороши для заснеженных дорог.
- Европейский тип. Многочисленные диагональные прорези позволяют улучшить отведение воды, но в отношении ледяной крошки не так эффективны. Чем выше их суммарная длина, тем лучше шина цепляется за мокрую дорогу. Жёсткие крыльевые ленты обычно впаяны в мощные грунтозацепы. Рисунок V-образный, сложный, вытянутый в направлении вращения шины.
Шипованная резина
На мокрой дороге тормозной путь автомобиля, обутого в шины с шипами, значительно длиннее пути на обычной резине, к тому же шум от их использования сильнее. Однако на обледенелой дороге преимущество шипов заметно. Передвигаться по асфальтовой дороге на шипованной резине крайне не рекомендуется: это в несколько раз ухудшает качество дорожного покрытия. Управляемость автомобиля также не на высоте. Чтобы вопрос, какие зимние шины выбрать, не превратился в аварию на дороге, следует понимать, что по льду жителям города приходится ездить редко, и такой выбор — крайняя мера.
Шипованную резину следует обкатать перед использованием в «штатном» режиме. Обкатка занимает 500–1000 километров. На этом промежутке не следует совершать резкие ускорения и торможения. Скорость обкатки не должна составлять больше 80 км/ч. Два основных вида шипов — ромбовидные и круглые — накладывают свои ограничения на передвижение. Первые предназначены для серьёзного обледенения, вторые немного мягче и снисходительнее к дорожному полотну.
Общие принципы выбора и маркировка
Некоторым водителям приходится водить машину на высоким скоростях, а кто-то сталкивается только с перестроением из ряда в ряд. О том, какие зимние шины лучше для конкретного случая, может рассказать маркировка, оставленная производителем. Обратите внимание можно на некоторые наиболее важные параметры.
- Типоразмер шины. Наиболее понятное обозначение, сразу бросающееся в глаза. Выглядит примерно так: 185/75 R15. Первая цифра означает ширину шины (185 мм), вторая — процентное отношение высоты профиля к его же ширине (138,75/185=0,75). Третья цифра — посадочный, внутренний диаметр (R — шина изготовлена по радиальной технологии). Комфортное передвижение предполагается на шинах с низким профилем, а лучшее сцепление с заснеженной дорогой обеспечивается широкими шинами.
- Индекс нагрузки. Это обозначение можно найти рядом с типоразмером, оно выглядит как H91. Цифры означают максимальный удельный вес авто, который может выдержать одна покрышка. На этом пункте можно немного сэкономить, тем более что высокий индекс нагрузки означает наличие в конструкции толстых стальных кордов и, как следствие, жёсткую езду. Оптимальное значение для зимних шин — 30–35%.
- Индекс скорости (T). Зимой автомобилисту редко приходится ездить на больших скоростях, а стоимость этого индекса растёт в геометрической прогрессии. Рекомендуется точно оценить вероятную скорость передвижения на авто и прибавить к ней запас в 10%. Иногда скорость обозначается условно, буквами от P до Y (300 км/ч).
- Направленность шин. Рисунок протектора зимних шин рассчитан инженерами, но не всегда понятен. Асимметричные шины могут иметь надписи «Inside» и «Outside» или «Left» и «Right» в случае направленных ассиметричных шин.
- Tubelles. Бескамерные шины обозначаются маркировкой «No tubelles».
- Сезонность. Надпись «M+S» (Mud + Snow) не всегда означает зимнюю резину: некоторые производители могут идентифицировать так любые грунтозацепы. Всесезонные шины обозначаются индексами AS или AW.
Возможности экономии
Предельный индикатор износа шины обозначается как «Tread Wear Indicator» (TWI). Стёртость этого выступа говорит об уровне облысения шины. Главный источник экономии при покупке шины одного и того же бренда — размер и возраст. Никто не заставляет вас ставить на авто шину своей размерности, однако здесь лучше не проявлять излишней бережливости, поскольку следствием такой экономии является большой износ.
Второе направление намного перспективнее. Дату производства можно найти прямо на шине. Обычно срок хранения, указанный производителем, составляет 5–6 лет, так что шины прошлого года по качеству резины ничуть не хуже новых. Однако экономия здесь существенна, особенно при покупке зимних шин летом. При покупке следует обратить внимание на TWI (никогда не исключена возможность того, что вам пытаются продать шины б/у) и состояние резины. Зимняя резина должна быть эластичной, но не рвущейся и ломкой.
Ценовые категории
Отечественные шины заметно дешевле зарубежной продукции (1,5–2 против 3–5 тысяч за R14), но тех, кто таким образом пытается найти лучшие зимние шины, ждёт разочарование. Поскольку качество резины фрикционной шины — главный фактор, определяющий общий уровень продукции, лучше купить продукцию известного европейского бренда двухлетней давности, чем отечественную резину этого года. При медленном передвижении по городу разница не так высока.
Пробег в 5–8 тысяч километров за сезон при скорости 60–80 км/ч позволяет вам рассматривать отечественные и недорогие европейские шины наравне с топовыми брендами. Разница в среднем промежутке невелика, хотя в экстренной ситуации это отличие может стать принципиальным.
Гоночный стиль езды означает, что требования к зимней резине должны быть высокими. К сожалению, протестировать шины в магазинах обычно не дают, но следует помнить, что зимой скорость вождения всё равно придётся снизить на 10–20%, независимо от того, во что будет обут автомобиль. Стоит обратить внимание на индекс безопасной скорости, напрямую влияющий на цену шин.
Новинки сезона 2014
Pirelli Ice Zero
Знают ли специалисты Pirelli о том, как выбрать зимнюю шину для агрессивной езды, неизвестно, но они без сомнения знают, как её сделать. Каждый шип имеет окружение «двойной коготь», позволяющее колесу буквально вгрызаться в лёд. Рисунок крупный с мощным зацепом.
Ставка сделана на пробивание и разрушение льда, хотя большое количество ламелей позволяет найти компромисс и с обычным асфальтом. Кромки канавок жёсткие. Размерность шины от 16 до 21 дюйма, ширина — 205–295 мм.
Dunlop Winter Maxx
Зимняя шина для паркетников и легковых автомобилей. Протектор ассиметричный, с увеличенным количеством ламелей. Грани канавок острые и жёсткие, но новаторство кроется в самой резине, сделанной с применением нанотехнологий.
Рисунок крупный, средней глубины. Жёсткость корда средняя. Размерность — 14–18 дюймов, высота профиля — 40–65 мм, ширина — до 245 мм. Цена за R14 при минимальной ширине составит 2500 рублей.
Continental ContiIceContact HD
Резина решает задачу подбора зимней резины для внедорожника, поскольку подходит для машин практически любой грузоподъёмности. Резина шипованная, но технология «шип-гибрид» снижает нагрузку на полотно и сохраняет неплохую управляемость ТС на асфальте. Оригинальная форма шипов разрабатывалась для стран ЕС, где нагрузка на дорожное полотно жёстко нормируется.
Цена на ContiIceContact HD заметно выше конкурентов — 4000 рублей за R14 минимальной ширины (155 мм). Высота профиля может достигать 80 мм, ширина — 285 мм. Размерность — от 13 до 20 дюймов.
Maxxis Arctictrekker
Китайский бренд, активно продвигающий свою продукцию на российском рынке, добился наконец приемлемого качества и получает неплохие оценки покупателей. Сложный, симметричный рисунок содержит и поперечные «зацепы», и V-образные элементы разной степени жёсткости. Максимальную твёрдость имеют режущие кромки центральной оси, а «зацепы» сделаны по другой технологии. Производитель утверждает, что такой подход позволяет снизить цену и добиться хорошего сцепления со всеми видами покрытия.
Существуют варианты шипованной и нешипованной резины от этого бренда. Шипы расположены неравномерно и количество их невелико. Размерность — от 13 до 18 дюймов, глубина профиля — 40–70 мм. При минимальной ширине (155 мм) цена на R16 (NP3) составит 2500 рублей.
Nokian Hakkapeliitta R2
Финская компания в очередной раз усовершенствовала свою линейку зимних шин. Hakkapeliitta R среди нешипованных шин получил высокие оценки экспертов, однако компания пошла дальше. Для того чтобы избежать использования шипов, в резину были введены жёсткие кристаллы, способные разрезать ледовую поверхность. Жёсткость таких «шипов» сохраняется в диапазоне температур от -20 до 0 °С.
Всего на эту фрикционную шину приходится 56 типоразмеров. 11–20 дюймов радиуса, 35–70 мм высоты профиля. Цена на R16 205/55 — 8200 рублей.
Заключение
Если скорость передвижения не превышает средних показателей, можно отталкиваться от ограниченных показателей скоростного индекса и небольшой размерности шины. Для агрессивного стиля езды не подходят некоторые виды шин, например, шипованные или с ограничениями скоростного режима. Перед тем как решить, какая зимняя резина лучше, придётся почитать обзоры и внимательно изучить данные производителя.
Видео о том, как выбрать зимние шины:
При выборе обращайте внимание не только на размер шины, но и на состояние резины. Состав и качество резины — главные факторы при выборе фрикционных шин, поэтому всесезонные шины — излишний компромисс, особенно для российской зимы. Перед выбором спланируйте пробег, подумайте о стиле вождения и качестве покрытия на дорогах вашего города, но не забывайте, что чересчур «конкретный» подход послужит не только экономии, но и снижению управляемости за пределами выбранной вами границы.