Развитая инфраструктура наших мегаполисов, крупных городов и населённых пунктов привела к ежедневным выбросам в окружающую атмосферу огромного количества вредных веществ, в том числе угарного газа. Вместе с табачным дымом — гремучая смесь, которая съедает здоровье человека изнутри, а большая концентрация может вызвать отравление, угарный газ в машине становится настоящим бичом водителя и его пассажиров. Воздух с большим содержанием угарного газа приводит к образованию в крови карбоксигемоглобина, что, в свою очередь, мешает ей поставлять кислород ко всем тканям и к головному мозгу. В итоге — нарушаются обменные процессы, что вызывает различные расстройства.
Смертельные дозы угарного газа могут появиться в машине в тот момент, когда водитель пытается переехать какое-либо водное препятствие, например реку. При этом автомобиль расположен бывает так, что угарный газ попадает под него. Выхода вредным газам в такой момент нет, и это становится настоящей опасностью, так как сам водитель и его пассажиры в первый момент отравления ничего не чувствуют.
Содержание
Причины и последствия отравления угарным газом
По статистике, ежегодно погибает несколько человек в своём автомобиле от отравления угарным газом. В тёплое время года это происходит, когда авто въезжает в воду, буксует и останавливается. Если место глубокое и внизу ил, авто не может двигаться (особенно опасны в таких случаях вездеходы УАЗ), а двигатель продолжает работать…
Далее, происходит ужасное. Пузыри выхлопных газов попадают под днище. Они содержат смертельную дозу угарного газа, который начинает просачиваться в салон автомобиля. В силу разных факторов концентрация может оказаться смертельной уже через пять минут. Угарный газ в салоне машины — это угроза жизни любого человека.
Обычно это можно представить себе так: при преодолении водной глади, например озера или глубокой канавы, глушитель оказывается под водой. Водитель начинает жать педаль газа, колёса буксуют. Это вынужденная мера, так как дальше уже машина не тянет. В результате двигатель остаётся работающим. Как поступает среднестатистический водитель в таких случаях? Он сначала включает пониженную скорость и пытается рывками вперёд-назад вывести машину, потом курит сигареты одну за другой, звонит по телефону, пытаясь расспросить знакомых, что делать. В конце концов — звонок другу с просьбой приехать. Но всё это время машина работала и источала внутрь салона вредный и опасный газ. Дальше ещё хуже. Начинаются страшные головные боли, тошнит и рвёт. Водитель обескуражен — откуда это всё появилось так неожиданно? Может, нервы?
Нет, дорогие водители, это не нервы, а самое настоящее отравление угарным газом.
На видео — влияние угарного газа на организм:
В зимний период опасность может крыться во время неблагоприятных погодных условий (бураны, снежные вихри), и это если отравление в помещениях не рассматривать. Машину с работающим мотором буквально обносит снегом, и снижается выветривание выхлопов.
Во избежание ситуаций подобного рода следует расположить транспортное средство таким образом, чтобы выхлоп выдувало в сторону. Если же это в силу других причин невозможно, то следует надеть шланг на выхлопную трубу. Он отведёт вредный газ от салона, и, наконец, можно открыть окна.
Угарный газ — страшная штука
Сила отравления зависит от двух важных составляющих: количества газа в воздухе и дополнительной составляющей, то есть того, насколько долго водитель находился под воздействием вредного газа.
Самое страшное, что отравление происходит почти незаметно. CO не имеет ярко выраженного запаха. Его действие на организм ощущается по уже серьёзным симптомам. Это не только сильная головная боль и рвота. Результатом может стать энцефалопатия, общее ухудшение самочувствия. Человек может даже не понимать, что он делает. После прохождения этой стадии наступает сон, и в этот период возможности выжить без чьей-либо помощи практически не остаётся. После потери сознания потерпевшим смерть может наступить на протяжении получаса.
Одним словом, как и было сказано выше, угарный газ в автомобиле, его токсическое действие измеряется двумя составляющими: количеством вдыхаемого воздуха и длительностью воздействия вредного газа на человека.
Характеризоваться может первичное состояние отравленного газом нарушением слуха, зрения и моторики. Длительное нахождение под действием газа чревато комой, при которой человек теряет сознание. Начинается почти необратимый процесс отмирания живых клеток головного мозга, нарушается сердцебиение, ощутимы явные сбои в дыхании. Возможны различного рода неврологические нарушения, гипоксия коры головного мозга. При этом люди не могут говорить, у них наблюдается паралич, не осознание себя, умственная неполноценность и тому подобное.
Стоить помнить, что люди воспринимают действие угарного газа по-разному. Более всего восприимчивы дети. Всё зависит от массы тела человека, легко ли он поддаётся карбоксигемоглобинемии, и от близости к источнику.
Тест автомобиля УАЗ на выхлоп газов глушителя в реке
В целях провести ряд необходимых тестов, которые бы дали ясные ответы, исследовательским центром по испытаниям двигателей был предпринят следующий вариант. Выбрали три наиболее популярные среди россиян и любителей езды по бездорожью марки автомобилей. Ими оказались: УАЗ 31519, УАЗ 31512 и УАЗ 469 старого образца.
Далее, в эти машины были загружены необходимые вещи, а самое главное — дорогое оборудование, и экспедиция отправилась на близлежащую реку. Это была совершенно обычная водная преграда, каких тысячи. Течение здесь небольшое, а глубина брода доходит до 40 сантиметров, не больше. Что касается ширины реки, то она была равна всего нескольким метрам. Одним словом, экстремала, да и просто «рискового» водителя, так и потянуло бы сюда. Тест было решено провести прямо на участке, где был брод.
Старый УАЗик был загнан в реку и установлен таким образом, чтобы труба его выхлопной системы, да и весь низ кузова, были под водой. Автомобиль находится против течения, и отработанные газы заносит не куда-нибудь, а прямо под автомобиль.
Что касается помещения салона, то здесь на пассажирском сидении были разложены все необходимые приборы, а проба воздуха на газ бралась на уровне груди человека. День обычный, солнечный и ясный. Ничего не предвещает какой-либо опасности. После снятия первых данных становится жутко. Концентрация вредного воздуха в салоне превысила показатель нормы в 15 раз! Другими словами, вместо обычных 20 мг/м³ приборы показали 300 мг/м³.
Но самым страшным оказался тот факт, что этот показатель являлся верхним порогом прибора, выше которого показать наличие газа он был не в состоянии. Получается, что реальная доза вредных веществ могла быть и того больше.
Если подумать о том, сколько раз мы сидели в таком вот УАЗе, в такой же ситуации, то просто становится не по себе. Просто нам в тот момент удалось чудом избежать отравления.
Приборы показывали смертельное значение концентрации угарного газа в воздухе столько времени, сколько автомобиль стоял и работал. Затем было решено проветрить салон и развернуть автомобиль по течению так, чтобы отработанные вредные газы уносило прочь. И результат не заставил себя долго ждать. Уже на четвёртой минуте ситуация нормализовалась, хотя угроза отравления газом ещё витала в воздухе: 172 мг/м³. Только после выезда из брода воздух в салоне машины пришёл в норму, а концентрация газа снизилась до минимума.
Первая медпомощь при отравлении газом
Что же делать, если человек уже отравился газом и вы оказались свидетелем ситуации? В самую первую очередь нужно его вытащить на свежий воздух. Угарный газ находится в некрепком взаимодействии с гемоглобином и быстро отсоединяется и выводится из организма под воздействием атмосферного кислорода. Человек, который не так долго находился в месте отравления газом, может вскоре прийти самостоятельно в нормальное состояние. Нужно растереть тело пострадавшего и приложить холодный компресс на грудь. Если человек в сознании, дать попить тёплого чая.
Если же воздействие газа было довольно длительным, то пострадавшему потребуется срочная специализированная помощь, но, прежде всего, стоит попытаться наладить внешнее дыхание. В медучреждении проводят искусственную вентиляцию лёгких, но если пострадавший самостоятельно дышит, то помещают в барокамеру, где он приходит в себя самостоятельно.
Следует помнить, что если делать пострадавшему искусственное дыхание, можно и самому отравиться газом. Поэтому рекомендуется вдохи проводить в рот через платок или марлю, смоченную в воде.
На видео — первая помощь при отравлении угарным газом:
Соблюдай правила!
Рассмотрим теперь, что говорят по этому поводу сами производители. В любой инструкции транспортного средства чётко и ясно предупреждают о том, что категорически запрещается отдыхать и спать в машине при работающем двигателе на холостом ходу. И это не в реке или озере, не зимой, когда автомобиль заносит снегом и выхода угарному газу не находится. Нет. Инструкция в общем запрещает это делать. Вот если автомобиль заглушён, тогда другое дело.
К этому правилу, как нам объяснили эксперты, должны внимательно отнестись все автомобилисты, но особенно это касается водителей, работающих зимой в холодных климатических зонах России. Так, по статистическим данным 1960 года прошлого столетия, только в Магаданской области был зафиксирован трагический процент смертей от угарного газа — 85%. Смертельное отравление произошло при обогреве в кабине машины, во всех смыслах технически исправной. Автомобили в это время находились не в гараже, а на улице.
Часто трагедии случаются и в гараже, где не обеспечивается должный выход угарному газу. Поэтому рекомендуется ремонтировать свою машину на улице или в специально отведённом для этого месте — на СТО, к примеру.
Сам гараж, если всё-таки автомобилист решил проводить ремонтные работы в собственно помещении, следует оборудовать по всем правилам. В первую очередь нужно установить вентиляционную трубу, которая бы выводилась наружу. Кроме того, чем выше крыша гаража, тем лучше. Вентиляционную трубу нужно будет оборудовать таким образом, чтобы при ремонте работающего автомобиля можно было её подсоединить шлангом к глушителю машины. Так обеспечивается полный выход вредных газов наружу.
Кроме того, недопустима работа двигателя в гараже не только при закрытых, но и при открытых дверях гаража или другого помещения, где находится машина. К тому же нужно уметь правильно ставить автомобиль. А делать это нужно всегда передом к стене, а не наоборот. Также запрещается прогревать двигатель внутри помещения в любое время года. Даже на улице, где эксплуатация двигателя на холостом ходу обязательна, всё равно нужно стараться как можно более сократить время работы и сделать так, чтобы встречный ветер относил угарный газ в сторону.
Видеосюжет о несчастном случае с угарным газом:
Всегда водителю нужно быть начеку и систематически проверять исправность и герметичность соединений выпускной системы и состояния выхлопной трубы. Делать это можно на слух и даже зрительно, но лучше будет использовать полное техническое обслуживание на эстакаде или подъёмнике. Если что-либо не соответствующее правилам обнаружено, сразу же следует деталь заменить или доработать. К примеру, запрещается даже кратковременная езда с прогоревшими прокладками. Особенно актуально это для владельцев автомобилей с типом кузова «универсал» и «комби».
Эта статья написана в целях не только предупредить, но и помочь российскому водителю. Будьте осторожны и бдительны. Никогда не забывайте, что автомобиль — это не только комфортное средство передвижения, но и сложный механизм, способный выпускать большое количество вредных угарных газов.