Любой водитель, независимо от уровня вождения, встречает на своём пути совершенно разные дороги. Дороги как таковой может и вовсе не быть. Городские жители, выезжая на отдых, могут столкнуться с грязью, лужами, тающим снегом, ухабами, кочками, ямами. Все эти препятствия подстерегают водителя, если он не знает секретов езды по бездорожью.
Что мешает автомобилю с легкостью преодолеть дорогу:
- низкая посадка машины;
- недостаточное сцепление колёс с поверхностью дороги;
- незащищённость узлов от намокания;
- отсутствие тяговой силы колёс.
Перед такой поездкой стоит трезво оценить возможности своего авто и не рисковать понапрасну. Если у вас механическая коробка передач, оставайтесь на низкой скорости. При наличии АКПП воспользуйтесь принудительным ограничением.
Содержание
Видео о езде по бездорожью:
Особенности езды по грунтовой дороге
Неровность таких дорог требует от водителя внимательности и осторожности. Не исключён неожиданный бросок в сторону, если вы выпустите руль из рук. Чтобы объезжать ямы, вам будет необходим достаточный обзор. Если видимость плохая — сядьте выше, подложив что-то.
Особенностью грунтовой дороги является колея — полоса, созданная проехавшими до вас машинами. Как ехать по колее:
- Ехать нужно на низкой скорости, так как частые толчки создают риск опрокидывания.
- Чтобы выехать из глубокой колеи, раскачайте автомобиль (движение руля «маятником») и резко нажимайте на газ, когда будет поворот в сторону.
- При пересечении колеи лучше всего двигаться под углом 40–60 градусов.
- Иногда для выезда могут понадобиться подручные средства, поэтому приберегите для такого случая «противобуксовочные» коврики.
Большие камни лучше или убирать с дороги, или аккуратно объезжать, чтобы не проколоть шины и не зацепить рулевые тяги и поддон картера. Пассажирам лучше распределиться равномерно по салону. Если грунтовая дорога мокрая, главное — не менять скорость резко. Лужи нужно либо объезжать, либо проверять на глубину.
Пройти небольшие влажные места легко, разогнавшись. Взбираются на подъем не переключая передачи и без остановок, а на спуске стоит ехать на низкой скорости. Тормозить лучше с помощью двигателя.
Как не бояться грязи
На скользкой дороге руль может отказать на повороте. Чтобы избежать этого, нужно начинать поворот раньше, снижая скорость. Автомобиль будет поворачивать через 8─10 метров. Если вы видите лужу с грязью, не переживайте и продолжайте путь вперёд. В таких местах обычно твёрдое дно. Лучшим решением будет найти палку и опробовать ей глубину, затем медленно въехать передними колесами. Если вы замечаете, что машину затягивает, давайте задний ход.
Наилучший вариант — пройти грязь, разогнавшись. Перед лужей перейдите на вторую передачу. У машины будет инерция, и грязь останется позади.
Если машина забуксовала, значит, либо застряли передние колеса, либо ваше авто «село». Можно попытаться отъехать назад по своим следам. В случае неудачи не давите на газ, это приведёт к тому, что зароетесь ещё сильнее. Если колёса уже в грязи, подумайте, что можно под них подложить. Пригодится лопата: начните откапывать колёса, привод и рычаги. Можно сделать колею в 40–50 см для каждого колеса и посыпать её песком или сухими ветками. После этого начинайте движение, не допуская никаких рывков до того момента, пока вы не почувствуете под колесами твердую почву.
Вам повезло, если застряли только колёса. Гораздо тяжелее ситуация, когда машина «брюхом» в грязи. Вам поможет домкрат и широкая доска, в которую он упрётся.
Грязь остаётся врагом автомобиля и после того, как вы уедете. Она останется в вашей машине, забьется в тормоза, узлы, сапуны. Как можно скорее вымойте вашу машину. Не допускайте неисправностей.
Движение по воде
Вам удастся без проблем пройти небольшой ручеёк или речку, если вы предварительно уточните глубину и состояние дна. Глубина должна не превышать высоту колеса. Когда вы подъедете к реке, начинайте увеличивать газ. Чтобы в двигатель не попала вода, не разгоняйтесь и не поднимайте волну.
Рыхлая дорога
Будь то песок или снег, на такой поверхности колеса прокручиваются, начинают буксовать. Пользуются популярностью различные цепи и браслеты для колёс. Две полосы металлической сетки могут спасти ситуацию, но под рукой их может не оказаться. Крайнее решение — спустить шины. В таком виде они не будут утопать в снегу. Оптимальная скорость — 25–30 км/час. Там, где есть песчаная колея, держитесь бортов.
Если вы едете по укатанному снегу, нужно пользоваться первой передачей, а тормозить с помощью двигателя, в медленном темпе, чтобы не занесло. Когда заехали на снежную горку, не стоит на ней останавливаться. Колёса будут прокручиваться, а автомобиль поведет в сторону.
Конечно, всего не предвидеть. Дороги и погода в нашей стране непредсказуемы. Однако представленные рекомендации, сообразительность и смекалка подскажут, как сориентироваться на бездорожье.