«Скользкая» тема: как ездить на машине в гололёд?

Что делать автомобилисту в гололёд? «Оставить машину дома!» — так шутят матёрые водители. А если серьёзно, то и новичку, и бывалому нелишним будет штудировать правила «езды по стеклу» в начале каждой зимы. О том, как ездить в гололёд безопасно — поговорим в этой статье.

Езда в гололёд даже опытным водителям не всегда легко даётся

Езда в гололёд даже опытным водителям не всегда легко даётся

Внимательность 200%

Вождение в гололёд не терпит ошибок. Если при хорошей погоде водитель обязан быть внимательным на сто процентов, то на скользком полотне — на все двести.

Шины против льда

Прежде всего, к езде по катку нужно подготовить сам автомобиль. Зимняя резина, обладающая соответствующими «противоледовыми» свойствами, должна стоять по умолчанию. Это даже не обсуждается.

Лучше брать шины с такими протекторами, где рисунок мелкий и густо нанесённый. Для зимы самый правильный вариант — покрышки с шипами. Они снижают риск потерять сцепление в момент, когда машина начнёт скользить. Шипы могут помочь сохранить контроль над автомобилем.

Для езды по скользкой дороги лучше всего подходит шипованная резина

Для езды по скользкой дороги лучше всего подходит шипованная резина

Чтобы машина не замёрзла

Не оставляйте машину надолго без движения, иначе «заморозите» аккумулятор и посадите движок. При сильном минусе несколько дней без езды вам это гарантируют, даже если машина была в гараже.

Отправляясь в путь, проверьте, не залеплены ли снегом зеркала, капот и остальные элементы кузова. Обязательно снимите наледь и проверьте, в рабочем ли состоянии огни.

Рулит кузов…

В принципе, как ездить в гололёд, подскажет и сама машина. Ведь правила поведения на скользкой дороге зависят также и от габаритов транспортного средства. Универсалы и седаны более уверенно ведут себя на катке. Хэтчбек, напротив, теряет в лёгкости управления. Маленькие машины более подвержены заносам, а за рулём внедорожников рисков вылететь в кювет всё-таки меньше.

Параметры кузова определяют уровень сложности езды в гололёд

Параметры кузова определяют уровень сложности езды в гололёд

Манеры безопасности

Но это во многом нюансы. Понятно, что даже при идеальном техническом состоянии автомобиля многое зимой на дороге зависит именно от техники и привычек вождения автомобилиста. К сожалению, для многих гололёд на трассе — очень серьёзное испытание на прочность. Опаснее всего потерять сцепление. В такой ситуации машина становится «дикой», а неподготовленный шофёр может запаниковать.

Главный совет. Зимой категорически забудьте о замашках Шумахера. Это не время для лихачества, скорости и состязаний на дороге.

Помните, что самое опасное — это заносы. Это когда машина берёт больший радиус поворота, чем было задано рулём. Или радиус, наоборот, может быть меньше чем нужно.

Тормозите правильно…

На скользкой трассе нужно научиться грамотно тормозить. Если машина «поплыла», то не вжимайте тормоза в пол, но и не отпускайте педаль. И то, и другое действие может только усугубить ситуацию. Здесь нужно совместить торможение при помощи мотора и прерывистое педалирование. Так вы сможете аккуратно сбросить скорость и выровнять машину. Также при торможении не стоит «выворачивать наизнанку» баранку.

Правильное торможение убережёт вас от неприятностей на скользкой дороге

Правильное торможение убережёт вас от неприятностей на скользкой дороге

…рулите крепче

Держитесь за баранку, как поётся в песне, крепче. Правильное расположение рук позволит хорошо чувствовать машину и вовремя предпринять необходимые манёвры. Рулите обеими руками, держа большие пальцы на ободке руля.

Важно также хорошо отрегулировать сиденье, чтобы руки водителя были вытянуты вперёд на небольшом от руля расстоянии. Сам автомобилист в этом случае вольготно опирается на спинку кресла.

Автомобильное «катание»

Езда в гололёд может быть разумной, если соблюдать нехитрые правила.

Трогайтесь плавно

Зимой авария может случиться даже в момент, когда вы только пытаетесь выехать с парковки. Авто тронулось и на скользкой дороге его может повести и откинуть на близстоящие машины. Поэтому «заводитесь» плавно и в случае гололедицы трогаться попробуйте на более высокой передаче.

Разгоняйтесь по-зимнему

Набирая скорость, помните, что зимой лучше не ориентироваться на максимально разрешённые законом цифры. Они явно должны быть ниже. Насколько? Перед выездом на «большую дорогу» попробуйте оценить её состояние на безлюдном участке. Экстренное торможение покажет длину тормозного пути, и вы поймёте, как отрегулировать скорость в гололёд.

Держите дистанцию

На трассе обязательно определите оптимальное расстояние между вами и автомобилем, который идет впереди. Помните, что должно оставаться столько места, сколько потребуется, чтобы вырулить в случае дорожного происшествия.

Не забывайте соблюдать дистанцию

Не забывайте соблюдать дистанцию

Меняйте интенсивность

Нередко причиной аварии становится езда накатом. В таком случае теряется запас тяги. Если всё-таки не удалось этого избежать, то очень аккуратно и не молниеносно отпустите тормоз, выжмите сцепление и включите пониженную передачу. Далее — на газ, меняя интенсивность.

Даёшь сцепление

Педаль сцепления — лучший друг автомобилиста на скользкой дороге. К примеру, выжав её, можно избежать прошлифовки. А если выключить сцепление при заносе, то снизится вращение. При помощи сцепления можно без горячки переключить передачу.

Жмите на ручник

Ручник может выручить в аварийной ситуации на льду. Особенно это стоит взять на заметку владельцам переднеприводных машин с автоматом.

При нормальных условиях и езде по городу его применяют нечасто. Обычно это инструмент экстремалов, он позволяет на высокой скорости вписаться в поворот. На гололёде стандартно повернуть можно, если выкрутить ручник так, чтобы зад авто немного занесло. Для более резких поворотов, держите дольше ручной тормоз. Если до сих пор вы нечасто им пользовались, лучше потренироваться перед зимней ездой.

Правильное использование ручника может сыграть решающую роль на зимней дороге

Правильное использование ручника может сыграть решающую роль на зимней дороге

Контрприем

Водители переднеприводных машин, попавшие в аварийную ситуацию, могут сделать контрповорот. Как это выглядит? В тот момент, когда машину начинает «крутить» на льду, водитель жмёт на тормоз и выкручивает руль в другую сторону. Автомобиль становится перпендикулярно дороге. Тогда и нужно отпустить тормоз, крутануть руль в обратную сторону. Далее движение стоит регулировать лишь педалью газа и «отпустить» машину. Остановить авто в этом случае можно педалью сцепления.

Разный газ

Ещё один способ вырулить на льду — менять интенсивность газа. Это означает, что водитель чередует высокие и низкие передачи, повышая обороты. Для этого нужно выдавить сцепление и плавно перейти на нейтральную передачу, отпустив его. Затем — ненадолго жмём на газ, снова на сцепление, включаем пониженную передачу и отпускаем сцепление. Такие манипуляции нужно повторить, поэтапно сменив передачи от последней к первой. Это позволит сбросить скорость или даже вовсе остановить авто.

Работаем рулём

Ещё совет для владельцев заднеприводных машин. Им нужно учесть, что при снижении скорости ухудшается сцепление колёс задней оси. Если быстро сработать рулём, ритмично покрутив его, то можно снизить риски. Когда машина станет в сторону заноса — дерните баранку в противоположный бок. Но больше — никаких резкостей.

Видео о том, как ездить в гололёд:

Управляем с нежностью

В целом бережно и нежно нужно управлять автомобилем зимой. Никаких рывков или грубоватых манёвров не по делу. Относитесь в эти моменты к машине, как к ребёнку.

Стоит переждать

Возьмите эти рекомендации на заметку. А чтобы отточить мастерство на практике, можно посетить курсы экстремального вождения.

Но помните, что даже если вы будете неукоснительно следовать всем правилам, нельзя исключать беспечности других участников дорожного движения. Поэтому напоследок ещё один совет: всё-таки с приходом гололёда несколько дней поездите общественным транспортом. Подождите, пока полотно скатается, а другие шофёры вспомнят навыки зимней езды.