Ни для кого не секрет, что плохая видимость на дороге отрицательным образом влияет на качество езды даже самого профессионального водителя. Но причиной тому могут стать не только погодные условия, но и грязная оптика авто, уменьшающая количество подаваемого на дорогу света. Загрязнения на ксеноновых фарах, например, приводят к сильному преломлению и рассеиванию светового потока, что, как следствие, слепит встречных водителей. Обычные же фары и вовсе уменьшают свою работоспособность в два раза, если степень их чистоты уменьшается до восьмидесяти процентов. Именно для борьбы за прозрачность оптики автомобилей и был придуман инженерными умами омыватель фар, впоследствии став одним из самых полезных дополнительных устройств для любого транспортного средства.
Виды автооптики
Фары автомобилей выпускаются производителями из двух материалов:
- стекло;
- пластик.
Первый вид рассеивателей постепенно себя изживает, уступая пальму первенства более практичному второму. Следует заметить, что и омыватели для разных видов фар отличаются друг от друга. И конструкцией, и способом работы.
Разница механизмов
Стеклянные фары в массовом производстве в нынешнее время практически не встречаются. Поэтому найти омыватель для такого вида техники в продаже довольно затруднительно. Но все же.
Механизм у такого устройства щеточный. Щетками, очищающими поверхность фар, управляет специальный моторчик. А вода подается на поверхность оптики небольшой струей через такое устройство как форсунка омывателя фар. Щеточный омыватель принципом своего действия схож с работой омывателя лобового стекла. Но, как уже было сказано, такая конструкция встречается очень редко в наши дни.
Другое дело, омыватель струйный. Он предназначен для фар, изготовленных из пластика и очень популярен сегодня. Все дело в том, что пластиковая оптика не выносит трения, поэтому такой вид омывателя – прекрасный выход из ситуации. А как работает омыватель фар в этом случае рассмотрим ниже.
За один раз работы струйный механизм расходует около двухсот грамм жидкости, которая под высоким давлением подается на поверхность фары, очищая ее от загрязнений силой напора. Таким образом, здесь не применяются никакие дополнительные чистящие устройства. А так как омыватель лобового стекла и фар машины работают из одной емкости, то можно сделать вывод, что «умывать» рассеиватели можно как простой водой (актуально летом), так и специальными средствами, содержащими спирт (не дают замерзать жидкости зимой).
Важные составляющие
Конструкция струйного механизма состоит из следующих элементов:
- Бачок с омывающей жидкостью. Его объем привязывается к количеству форсунок в омывателе и варьируется от 2,5 до 4 литров.
- Соединительные шланги. Их общая длина обычно от двух до четырех метров. Этот показатель, а также диаметр, напрямую зависят от напора впрыска жидкости и его продолжительности. Шланги скрепляются между собой пластиковыми соединителями, в один из которых установлен обратный клапан.
- Насос, обеспечивающий давление 0,2–0,5 МПа. Он включен в электросистему авто.
- Форсунки. Могут быть одинарными и сдвоенными, что зависит от омываемой ими площади. Кроме того, форсунки бывают:
- Стационарными. Это когда механизм устанавливается прямо на бампер автомобиля. Такие элементы не скрываются от посторонних глаз и могут немного менять внешний вид машины. Причем не всегда в лучшую сторону. Именно поэтому прежде чем устанавливать стационарный механизм, следует согласовывать его с дизайном модели транспортного средства. Тогда форсунки будут смотреться гармонично.
- Телескопическими. Такие устройства в неактивном состоянии скрываются под специальной крышкой и совершенно незаметны окружающим. Но популярны они не только поэтому. Дело в том что телескопические форсунки отличаются оптимальным углом распыления очищающей жидкости на фару и расстоянием до нее. Единственным негативным моментом в использовании таких устройств можно назвать то, что крышка омывателя фар может примерзнуть к бамперу, а это, в свою очередь, может затруднить или вовсе сделать невозможным своевременное использование всего механизма.
- Система управления конструкцией. Бывает двух видов:
- Принудительная. Подразумевает собственноручное включение омывателя специальной кнопкой на приборной панели. К слову, отключить омыватель фар поможет она же. Принудительный способ позволяет прекрасно контролировать расход омывающей жидкости, но может отвлекать внимание водителя. Особенно начинающего.
- Автоматическая. Такая система срабатывает при удержании водителем рычага стеклоочистителя более определенного промежутка времени либо же через определенное число включений омывателя ветрового стекла. Автоматическое включение чаще всего встречается в штатных струйных омывателях.
Струйные механизмы очистки оптики авто довольно часто устанавливаются еще на стадии производства. Но даже в случае отсутствия такой конструкции в заводской комплектации ее можно установить самостоятельно, так сказать, с применением личных способностей. Для этого достаточно лишь приобрести специальный комплект.
Набор для установки включает все необходимые детали (вплоть до щеток и реле) и даже некоторые дополнительные элементы (например, накладка на форсунки, сводящая необходимость сверления бампера к нулю и так далее). Именно поэтому самостоятельная установка омывателя фар вполне по силам каждому автовладельцу.
Этапы установки омывателя фар
- Для начала необходимо решить, будет ли конструкция питаться из одной емкости с омывателем стекла или бачок для очистки фар будет располагаться отдельно. В первом случае емкость придется просверлить (вариант больше подходит для авто отечественного производства) и подсоединить к нему дополнительный шланг, который и будет подавать воду на фару. Во втором же случае следует установить дополнительный бачок и сделать это желательно подальше от нагревающихся деталей машины.
- Место для форсунки на бампере также следует определить еще до того, как установить омыватель фар окончательно. В идеале оно находится напротив центра рассеивателя. Здесь бампер следует рассверлить под необходимое отверстие или же установить на него специальную накладку, по которой и будут проводиться все коммуникации механизма.
Совет. Сверлить отверстие лучше с внешней стороны бампера, чтобы минимизировать вздутие лакокрасочного покрытия.
- После этого устанавливается бак (если он отдельный) и насос, проводятся необходимые шланги.
- Заключительным этапом можно назвать монтаж электрики омывателя.
На этом установку можно считать оконченной. Но перед тем как включить омыватель фар, следует тщательно проверить все соединения и крепления элементов. Иначе конструкция в лучшем случае может просто не работать. Подробное описание установки всего механизма обязательно прилагается к любому набору. А это поможет в работе как бывалому водителю, так и начинающему автомобилисту.
В том, что омыватель фар действительно полезное к автомобилю дополнение, можно убедиться на собственном опыте. Для этого достаточно один раз попасть под дождь на трассе. Тогда все сомнения о целесообразности устройства у разумного водителя отпадут сами собой.