У российских автомобилистов ещё с советских времён сложились нехорошие представления о микролитражках. Дело в том, что к такому классу пару десятков лет назад можно было отнести только «Запорожец» да «Оку», которые не блистали ни хорошей динамикой, ни качеством отделки. Однако в большинстве развитых стран выпускаются микролитражки для состоятельных людей, которые заботятся об экологии, а также хотят быть свободными от огромных пробок современных мегаполисов. Поэтому микролитражки могут относиться и к премиум-классу — мы рассмотрим лучших представителей этой категории, набирающей всё большую популярность в мире.
Содержание
1 место. Toyota iQ
Эта необычная микролитражка изначально позиционировалась, как трёхместный автомобиль — переднее пассажирское сидение было сдвинуто вперёд благодаря глубокому вырезу в передней панели, а за ним размещалось полноценное посадочное место. Однако после очередного рестайлинга инженеры Toyota добавили ещё одно сидение за местом водителя, хотя и указали, что на нём может разместиться только подросток не выше 150 см. Компоновка салона микролитражки очень интересна — кроме усечённой передней панели в нём используется тканевый «карман», заменяющий собой перчаточный ящик, а также крупный сенсорный дисплей, расположенный в верхней части центральной консоли — на него возложено управление частью функций автомобиля. Длина машины не превышает 3 метров, а ширина — 1,7 м, что делает её исключительно удобной для передвижения по крупным мегаполисам и узким улочкам исторических центров.
Моторы достались микролитражке от других моделей Toyota — они представлены бензиновыми силовыми агрегатами объёмом 1 и 1,33 литра с мощностью 68 и 99 лошадиных сил соответственно. Более мощная модификация разгоняется до «сотни» всего за 12 секунд, что делает её настоящим чемпионом «светофорных гонок». Стоит ли удивляться, что такие японские микролитражки продаются в Великобритании, где они собираются, под именем Aston Martin Cygnet? Правда, такое имя носят только автомобили в максимальной комплектации, которые стоят почти на 10 тысяч фунтов дороже за счёт эксклюзивной внутренней отделки. Однако в Европе наибольшим спросом пользуются микролитражки с турбодизелем 1,4, которые требуют всего 4 литра горючего на 100 км пути.
2 место. Smart Forfour
В Россию очень часто привозят под заказ микролитражки Smart Fortwo, которые производятся на австрийском заводе Magna. А вот пятидверную модель Forfour у нас не особенно привечают — она длиннее знаменитого коллеги по модельному ряду и очень похожа на аналогичные модели иных производителей. Однако такое отсутствие внимание вовсе незаслуженно — несмотря на свои скромные размеры, автомобиль предоставляет вполне комфортабельные условия для четырёх людей, не заставляя их сидеть в неестественной позе. Немецкие инженеры-испытатели утверждают, что они проехали вчетвером на микролитражке более 800 километров и никто из пассажиров не чувствовал себя особенно уставшим.
Автомобиль примечателен внутренним дизайном, в котором используются яркие оттенки и оригинальные элементы вроде дефлекторов, стилизованных под эмблему Mercedes. Единственное, что огорчает в микролитражке нынешнего поколения — это рычаг механической КПП, позаимствованный у… Renault Logan! Действительно, пятидверные микролитражки выпускаются во Франции и во многом унифицированы с автомобилями Renault. Линейка моторов автомобиля полностью позаимствована у младшей модели Fortwo — покупателям предлагаются две атмосферные и одна турбированная версия двигателя объёмом 1,0 литра, мощность которых варьируется в пределах 61–84 л. с. Для любителей экономии предлагается трёхцилиндровый дизель с объёмом 0,8 литра и мощностью 54 л. с. — такой микролитражке требуется лишь 3,3 литра на преодоление 100-километрового пути.
3 место. Volkswagen XL1
Начиная с 2011 года, компания Volkswagen производит уникальное транспортное средство, которое требует всего 1 литр топлива на 100 километров пути. Первым его владельцем стал Фердинанд Пиех, который ныне является собственником и главным руководителем группы Volkswagen. Ещё 49 экземпляров остались в заводской лаборатории для выполнения испытаний. Кроме них на сегодняшний день было выпущено 200 микролитражек, которые отправились в свободную продажу по цене в 111 тысяч евро. За такие огромные деньги покупатели получили невероятно простые автомобили, лишённые роскошной отделки и неспособные разгоняться более чем до 120 км/ч. Конечно, экономичность такой микролитражки способна привлечь внимание людей, которые заботятся об окружающей среде, однако большинство покупателей всё же приобрели Volkswagen XL1 из-за эксклюзивности.
Эти микролитражные автомобили, признанные наиболее экономными в мире, оснащаются двухцилиндровыми моторами мощностью 48 л. с., работающими на дизельном топливе. Кроме того, в них применяется и электрический привод — двигатель имеет мощность 27 лошадиных сил. Для питания электромотора используется блок батарей, произведённый фирмой Sanyo. Интересно, что заявленный расход топлива микролитражка может показать только при дневном пробеге до 100 километров — после полной разрядки аккумуляторов он увеличивается до 1,9–2,5 литров, что зависит от стиля вождения. Компоновка микролитражки очень необычно — в неё пассажир сидит за водителем, словно в кабине реактивного истребителя, причём эта ассоциация усиливается за счёт использования поднимающихся кверху дверей.
4 место. Mini Cooper JCW
Покупая микролитражку, вовсе не обязательно мириться со слабой динамикой. Это успешно доказывают английские автомобили Mini, которые с давних времён известны своим спортивным характером. Наиболее интересной среди всего модельного ряда микролитражек является версия JCW Roadster, которая представляет собой двухместную открытую машину с мягким верхом. Вместо задних мест, которые присутствуют у автомобиля Mini One Cabrio, установлены огромные защитные дуги, спасающие водителя с пассажиром при перевороте. Под ними же расположилось место для крупных вещей, поскольку багажник занят механизмом складывания крыши. Ещё одна отличительная черта, которая выделяет JCW Roadster среди иных микролитражек этого бренда — это сильно наклонённое лобовое стекло.
Мотор автомобиля создан в сотрудничестве с компаниями Citroen и BMW — при объёме в 1,6 литра он развивает мощность 211 лошадиных сил. Такой производительности достаточно для достижения 240 км/ч и разгона до «сотни» за 6,5 секунд. При этом микролитражка не заставляет своего владельца нести огромные расходы — затраты горючего равны всего 9 литрам/100 км. Среди преимуществ такого спортивного автомобиля от Mini называют:
- Надёжность агрегатов;
- Классический внешний вид, узнаваемый в любой точке мира;
- Компактные размеры, подходящие для городской езды;
- Идеальные настройки ходовой части.
Перспективы в России
Несмотря на высокое качество сборки и превосходные технические характеристики, такие ультракомпактные машины не получили широкого распространения в нашей стране. Достаточно трудно убедить человека, что за микролитражку стоит платить такую же сумму, как и за седан бизнес-класса, а то и представительский автомобиль, только по причине её технического совершенства. К тому же эти автомобили на наших дорогах зачастую выходят из строя в несколько раз быстрее крупных машин, аналогичных по стоимости. Причиной тому служит оригинальная компоновка ходовой части — в силу минимальных размеров она не обладает большой энергоёмкостью и не может эффективно поглощать ударные нагрузки. Поэтому микролитражки в России остаются исключительной редкостью.