Содержание
Что же она представляет собой
Ходовая часть автомобиля и её исправность — именно те факторы, которые позволяют любому водителю чувствовать себя на дороге уверенно. Слегка помятый кузов или надорванная обшивка сидения не повлияют на безопасность вождения, а вот проблемы в рулевой тяге, к примеру, могут представлять опасность для вашей жизни.
Ходовая часть автомобиля состоит из четырёх основных элементов:
- рамы, служащей для установки кузова, коробки передач и прочих механизмов управления (кузов может быть объединён с рамой, представляя собой жёсткую несущую систему);
- балок мостов;
- передней и задней подвески (независимых в современных или зависимых в старых автомобилях);
- колёс (дисков и шин).
В этом руководстве мы постараемся дать вам максимально простые и надёжные методы проверки правильности работы ходовой. Важно понимать, что осуществить эту проверку можно на станции технического обслуживания, но этот материал расскажет вам о том, как проверить ходовую при покупке авто самому.
Следует понимать, что рассмотреть ходовую часть невозможно отдельно от всех остальных систем. Поэтому проверку необходимо производить в совокупности с рулевой и тормозной системами, учитывая и возможные погрешности в работе коробки передач.
Предварительный осмотр автомобиля
Для первоначального осмотра необходимо, прежде всего, вывесить передние колёса, заблокировав при этом стойку руля. Это делается для проверки на наличие люфта в руле и колёсах. Несложно такую процедуру произвести домкратом. Делать это необходимо поочерёдно с каждым колесом. После вывешивания колесо нужно с усилием попробовать сдвинуть руками в двух направлениях: влево-вправо, вверх-вниз. Если люфт наблюдается при движении влево-вправо — проблема заключается в рулевой системе. Если при движении вверх-вниз — это говорит об износе элементов подвески. Если есть люфт, то следующим шагом будет проверка состояния чехлов рулевого управления и шарниров, для модели переднеприводной нужно также осмотреть шарниры полуосей.
Для проверки чехлов необходимо сжать их пальцами для оценки уровня смазанности и герметичности. Следующим шагом проверяем амортизаторы на предмет течей. Не забываем проверить пыльники и отбойники амортизаторов. Работоспособность амортизаторов, в общем, проверяется очень легко — с силой надавите на крыло и резко отпустите. Машина должна качнуться вверх-вниз-вверх лишь раз. Если число качений выше, это говорит об их неработоспособности. Конечно, это не является доскональной проверкой, но мало кто согласится проверять автомобиль на вибростенде.
После принимаемся за проверку элементов тормозной системы. Особое внимание обращаем на места крепления шлангов и цилиндров тормозной системы. Пыльники каждого направляющего суппорта и цилиндра следует также отметить особым вниманием. Невнимательность при проверке тормозной системы может быть причиной серьёзнейшей аварии и печальных происшествий. На толщину тормозных дисков можно не обращать особого внимания, ведь на подержанном автомобиле после покупки их априори нужно сменить. Следует лишь приглядеться, одинакова ли толщина всех накладок тормозных колодок, если нет — это верный признак подклинивания тормозных суппортов или неисправного тормозного цилиндра.
Видео о диагностике ходовой автомобиля:
Уделив должное внимание вышеизложенным фактам, можно приступать к следующему этапу проверки.
Проверка автомобиля на ходу
Попросите владельца предоставить вам возможность тест-драйва. Возможно, он вам откажет, но это ещё не говорит о том, что он что-то пытается от вас скрыть. Пока ещё он хозяин, и он несёт ответственность. Достаточно лишь сесть на пассажирское сидение и попросить его выполнить некоторые действия.
Прежде всего, добейтесь тишины в салоне: никакой музыки или радио. Посторонние звуки не должны быть укрыты от вашего внимания. Попросите водителя выехать на ровный и прямой участок дороги и отпустить руль. Если автомобиль едет прямо, то серьёзных проблем с ходовой нет. Если же при отпущенном руле его ведёт в сторону, присутствует некая проблема в геометрии подвески, а возможно, и всего кузова. Возможно, это нарушение развала колёс, от которого можно избавиться быстро и за приемлемую цену, либо же износ отдельных элементов подвески.
Возможно, причиной увода является неправильная накачка шин. Если же внешний осмотр был удовлетворителен, а после уравнивания давления и подкачки шин проблема осталась, скорее всего, речь идёт о серьёзных проблемах в геометрии подвески. Подтверждением такого дефекта является неравномерная изношенность шин. Приобретать такой автомобиль мы вам не рекомендуем, ибо его ремонт влетит вам в копеечку, да и провозиться с ним придётся не один день.
Нередко встречается такой случай, что автомобиль двигается прямо, но рулевое колесо немного отклонено от исходного положения. Это говорит о том, что произошёл проворот рулевой колонки на одно звено относительно рейки. Такой дефект, как правило, бывает вызван наездом на препятствие на большой скорости. В целом такой дефект сам по себе, если не выявлено других, можно считать несерьёзным.
Резко затормозите на сухом ровном асфальте. Выйдите из машины и приглядитесь к тормозному следу. Если он симметричен и автомобиль никуда не уводит — всё в порядке. Имейте также в виду, что автомобиль без ABS при экстренном торможении на поворот руля никак не реагирует и его зад наверняка будет заносить. Машины же с антиблокировочной системой должны оставаться управляемыми, а резина не должна повизгивать. Допустимо незначительное биение педали тормоза.
При езде, даже по плохой дороге, в подвеске ничего не должно дребезжать или стучать. Наличие стуков говорит об износе втулок стабилизаторов, втулок амортизаторов или шарниров подвески. Неисправные амортизаторы можно выявить по характерному клевку передней частью автомобиля при торможении, а также проседанию кормовой части при разгоне. Кроме того, автомобиль с неисправными амортизаторами будет неуверенно держать курс, часто крениться или сбиваться с траектории даже на незначительных поворотах.
Обратите внимание на посторонние звуки, такие как свист, скрежет или скрип при движении автомобиля. Подобные звуки могут говорить об износе ступичных подшипников либо тормозных колодок и дисков. Также на эту проблему может указать биение руля при торможении как на малой, так и на большой скорости.
Особенности подержанных автомобилей
Если вы решили купить подержанный автомобиль, даже у самого заботливого хозяина, не надейтесь на идеально работающую ходовую часть. Любой автомобиль после серьёзного пробега будет обладать своими недостатками, если, конечно же, перед тем, как вам его покажут, элементы ходовой не были тщательно изучены, а неисправные заменены. Все вышеописанные изъяны вполне нормальны, но не забывайте, они дают вам лишний повод поторговаться.