Среди мер, которые применялись для стабилизации отечественного автомобильного рынка, можно назвать льготное кредитование на автомобили. Ранее оно действительно помогало увеличить спрос, несмотря на существенные ограничения, установленные условиями программы. В конце 2014 года многие правительственные специалисты изложили своё видение будущего программы, согласно которому она утратила свою эффективность в результате структурных преобразований экономики. Однако, после длительного рассмотрения всех аргументов, премьер-министр поручил возобновить льготное автокредитование в 2015 году, указав датой начала программы 1 апреля. В сравнении с предыдущими периодами значительно уменьшилось количество ограничений, что мы и рассмотрим далее.
Действующие условия
Главное изменение коснулось стоимости транспортного средства — если ранее она ограничивалась на уровне в 600 тысяч рублей, то льготное автокредитование 2015 года охватывает транспортные средства, цена которых достигает 750 тысяч рублей. Ранее сообщалось, что рамки программы будут увеличены до 1 миллиона рублей, что позволило бы полностью компенсировать падение стоимости отечественной валюты, однако информация не подтвердилась. Но даже такой рост оставляет потребителям намного большую свободу выбора. Стоит вспомнить, что подорожание коснулось не только наиболее дорогого транспорта, но и «народных» машин, включая производимые в РФ.
Кстати, программа льготного автокредитования охватывает именно такие автомобили — то есть произведённые на территории страны с указанием этого факта в документах. Требование о том, что машина должна обязательно иметь отечественный бренд, было полностью исключено. Следовательно, список автомобилей также расширился — теперь в нём находятся Chevrolet, Renault, Nissan, Hyundai, KIA и некоторые другие марки. Конечно, основу перечня допущенных к участию в программе транспортных средств составляют автомобили ГАЗ, ВАЗ и УАЗ, однако потребители могут выбрать не только их, но также успевшие полюбиться им современные иномарки.
Ограничение также касается даты производства — машина не должна быть старше одного года на момент заключения договора. Кстати, она может быть и подержанной, хотя по факту банки очень неохотно выдают кредиты на такой транспорт. Если автомобиль новый, он не должен быть зарегистрирован на территории РФ, а также числиться в балансовой собственности определённой организации. Ещё одно интересное требование — полная масса транспорта не может превышать 3,5 тонны — следовательно, приобрести получится только обычные легковушки и лёгкую коммерческую технику, а не грузовики и автобусы.
Видео об условиях льготного автокредита:
Что же касается самого кредита, то он должен заключаться сроком максимум на 3 года, без учёта возможности реструктуризации либо отсрочки выплаты. Также потребитель должен сразу уплачивать не менее 15% общей стоимости машины. Следовательно, сумма самого займа составит максимум 637,5 тысяч рублей, которые и будут разбиты на равные части для последующей выплаты. Условия программы не предполагают регулирования работы со страхованием КАСКО, следовательно, каждый кредитор определяет этот момент индивидуально.
Теперь нужно сказать о том, для чего государственная программа льготного автокредитования создавалась — то есть сниженной процентной ставке. Она не является фиксированной, а рассчитывается по простой формуле. Для этого из процента, предусмотренного определённым кредитным продуктом банка, вычитается значение, равное двум третям ключевой ставки Центробанка. На момент старта программы она составляла 14%, соответственно, размер скидки составит 9,33%. Итоговый процент по программе не может быть ниже 5,5%, хотя на практике подобное значение предлагает только Газпромбанк. В среднем же по отрасли стоимость льготного кредита приблизительно равна 10%.
Как воспользоваться программой?
Согласно правилам программы, жёстких ограничений для людей, которые желают воспользоваться льготным автокредитованием, не существует. В частности, выдача займа доступна при следующих условиях:
- Возраст заёмщика должен составлять 21–65 лет на момент заключения соглашения с финансовым учреждением.
- Покупатель автомобиля должен иметь постоянную либо временную регистрацию в регионе, который является местом выдачи займа.
- Обязательным является предоставление двух документов — паспорта и водительских прав.
- Большинство банков также требуют сведения с места работы. Таковыми является трудовая книжка с записью о постоянном вхождении в штат организации либо в течение года, а также справка 2-НДФЛ, в которой указана сумма дохода за последние 3 месяца. Если клиентом ведётся предпринимательская деятельность, эти документы можно заменить справками из налоговой администрации.
- Отдельные участники рынка (например, Сбербанк) выдают кредиты и без справок с места работы, однако первоначальный взнос в этом случае повышается в среднем на 15%.
- Банки могут предъявлять и другие условия, однако их полный список лучше уточнять в представительстве самого финансового учреждения.
В остальном же никаких отличий от стандартных кредитных продуктов банков нет — именно поэтому ставка сильно колеблется в зависимости от условий, предлагаемых той либо иной организацией.
Несмотря на отсутствие в государственной программе указаний о возможном отказе отдельным лицам в участии, банки самостоятельно принимают решение о запрете участия в ней некоторым людям. Так, женщине, воспитывающей ребёнка в возрасте до 6 месяцев, кредит не выдадут никогда — это же касается и её мужа, который принимает активное участие в воспитании и материальном содержании малыша. Также основанием для отказа является и плохая кредитная история — испортить её можно, не возвращая вовремя ранее взятые займы, а также пользуясь процедурой личного банкротства.
Стоит заметить, что госпрограмма льготного автокредитования создала интересную возможность для сокращения стоимости автомобиля. Если у потребителя есть деньги на покупку транспортного средства без промедления, ему будет выгодно положить их на депозит в определённом финансовом учреждении. Сумма начисляемых процентов будет намного больше итоговой ставки по льготному автокредиту. В результате за 3 года действия программы можно сэкономить примерно 10–30% первоначальной стоимости машины. Единственное замечание — не стоит пользоваться валютными кредитами, поскольку возможный рост цены в результате колебания курсов может многократно перекрыть полученную вами выгоду.
Будущее программы
В этом году потребителям были предоставлены достаточно мягкие условия участия в программе льготного автокредитования. При этом количество послаблений по сравнению с предыдущими годами продолжает увеличиваться. В частности, уже был расширен список машин, а к началу лета планируется ввести в него ещё несколько новых моделей.
Однако есть и предложения о некотором увеличении ограничений. В частности, многие банки предлагают ввести ряд ограничений — установить минимальный уровень дохода лица, участвующего в программе, а также уменьшить максимально допустимый возраст клиента. Также специалисты при правительстве утверждают, что текущая сумма компенсации достаточно велика и говорят, что её необходимо установить на уровне половины ставки рефинансирования.
Стоит также напомнить, что к моменту начала действия программы к банкам предъявлялись достаточно жёсткие требования для получения аккредитации на участие в льготном автокредитовании. В частности, сумма их уставного капитала не могла быть меньше 70 миллиардов рублей, а половина акций должна была принадлежать государственным структурам РФ. В результате получить необходимое согласование смогли только 6 банков. Однако впоследствии требования были ослаблены, и кредиты по данной программе стали выдавать уже 60 банков. При этом их список продолжает расширяться, что делает льготное автокредитование ещё ближе к конечному потребителю.
Есть ли перспективы?
Как и государственная программа автомобильной утилизации, льготное кредитование действительно помогает повысить спрос на покупку транспортных средств населением. Однако банки зачастую не хотят упускать своей прибыли и намеренно завышают ставки для автомобилей, которые попадают под действие правительственной поддержки. В результате выгода потребителя становится уже не столь значительной, и большого смысла в использовании кредитования он может не увидеть. Кроме того, до сих пор не решена проблема с махинациями, в результате которых покупателю могут продать машину, которая намного дороже, чем предполагается участием в программе кредитования. Прямого ущерба ему это не наносит, однако при рассмотрении дела о мошенничестве он может выступать соучастником.