В связи с ужесточением необоснованных санкций против России, недавно премьер-министр нашей страны заявил, что ответной мерой может стать запрет на ввоз импортных автомобилей на наш рынок. Это было сказано 7 августа как бы невзначай и более всего слова имели политическую подоплёку, но страсти разгорелись по этому поводу нешуточные. Попробуем выяснить, возможен ли в действительности полный запрет иномарок и что это даст?
Начнём с того, что самый большой авторынок в Европе — это российский. По крайней мере, последние годы он всё чаще выходит на лидирующие позиции. И потерять такой «лакомый кусочек» для финансовых воротил автомобильного мира, даже агрессивно настроенных против русских, равносильно краху. Призадумается любая страна, имеющая автопроизводство и реализующая большую часть своей продукции у нас в стране. Призадумается и пригорюнится, если Россия захочет закрыть им доступ!
Не стоит говорить, что такое возможно, но вряд ли это произойдёт. Ограничение импорта автомобилей — это огромный негативный эффект, влияющий на экономику.
Кого в первую очередь коснётся запрет?
Попробуем догадаться, кого же коснутся ограничения на покупку импортных автомобилей в первую очередь, если всё же запрет будет задействован. Как думают многие, в том числе и зампред Госдумы, исключительно чиновников, которые ездят на служебных автомобилях. Это ограничение внесено уже сейчас вне зависимости от санкций. Ещё в июле был подписан указ, в котором чётко говорится о том, что закупать импортные автомобили за счёт государства запрещается. Но это никак не затрагивает личную жизнь чиновников, да и вообще всех граждан, которые могут на свои сбережения автомобили эти покупать.
Некоторые аналитики видят совершенно иную картину. По их мнению, запреты должны коснуться лишь узкого сегмента импортных автомобилей, ценовой диапазон которых не превышает 800 тыс. рублей. Это поможет убить сразу двух зайцев: «наказать» страны, вводящие санкции, и одновременно с этим поддержать отечественный автопром, переживающий сегодня тяжёлые времена.
Время продвигать АвтоВАЗ?
Сегмент малолитражек, поставляемых из-за рубежа, негативно влияет на АвтоВАЗ. Отечественные производители в условиях такой жёсткой конкуренции несут огромные убытки, теряя в объёмах продаж. И это происходит, даже несмотря на то, что власти страны всячески поддерживает автопром, а руководство завода оптимизирует штат сотрудников. Эти шаги слишком мизерны, чтобы суметь поднять АвтоВАЗ из болота, куда отечественный автопром попал из-за кризиса.
Может, сегодня и настал тот час, когда нужно продвигать отечественный автопром? В частности, необязательно ставить запрет на все импортные автомобили, а лишь на тот сегмент, который был приведён выше. Бизнес- и премиум-классы зарубежных машин трогать не нужно, ведь они никакой конкуренции для АвтоВАЗа не представляют.
Наш потребитель не испытает никакого катастрофического потрясения, ведь никуда не исчезнут большинство «прижитых» в стране иномарок. Те же Форд, Ситроен, Шевроле, Шкода, Опель и другие, выпуск популярных моделей которых налажен и в России, с рынка никуда не исчезнут. Но вот модельные ряды некоторых брендов точно поредеют, если закон такой будет принят. В частности, это касается таких популярных авто, как Мазда 2 или 3 и всей линейки Ситроен, кроме собираемой в России, Пежо 107 и других.
Неужели всё это автоматически приведёт к росту цен на отечественные малолитражки? С другой стороны, зарубежные производители постараются локализовать производство запрещённых моделей, тем самым повысив количество рабочих мест в стране. Кроме того, вырастут налоговые отчисления, идущие в бюджет страны.
Но не всё так просто, ведь запрет также не коснётся популярных в России корейских марок, таких как Киа Рио, Хюндай Солярис и др. Вдобавок в освободившиеся ниши поспешно ринутся китайские автопроизводители, продвигая свои новинки. Таким образом, ни о какой монополии АвтоВАЗу и мечтать не стоит, а конкуренция может даже усилиться.
В заключение скажем, что вряд ли пикировка санкциями России зайдёт столь далеко, что власти вынужденно пойдут на запрет ввоза импортных автомобилей. И даже если это произойдёт, не факт, что они полностью исчезнут с рынка страны, ведь термин «иномарка» уже давно стал расплывчатым. Если копнуть глубже, то выясняется, что и сам АвтоВАЗ принадлежит концерну Рено-Ниссан. По современной логике иномаркой можно считать только тот автомобиль, который производится за границей. И санкции, если таковые введены и будут, коснуться только их.