Автомобилист — звучит гордо! Но к сожалению, в последнее время ситуация на дорогах обострилась и возникают постоянные стычки между сотрудниками службы автоинспекции и водителями. Условия ограниченной видимости часто провоцируют такие вот споры. И при возникновении таких сложных ситуаций в выигрыше остаётся всегда автоинспекция. Сотрудники службы никогда не признают свою неправоту, благо форма им позволяет. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.
Содержание
Что это за зона такая
Наверное, каждый водитель знает, что существует два понятия. Речь идёт о зоне недостаточной видимости и зоне ограниченной видимости. Это на первый взгляд кажется, якобы эти два понятия означают одно и то же. А на деле — это совершенно разные вещи, и мы разберём, что означает каждое.
Начнём с зоны недостаточной видимости. Это такая зона, при которой создаётся ситуация, не дающая возможности водителю смотреть далеко. Вызывают такую видимость погодные явления, такие как снег, дождь, туман и тому подобное. И бывает так, что видимость падает до трёхсот метров и совершенно меняются правила дорожного движения, которые в обычное время подразумевают совершенно иное. К примеру, это касается правил разворота, манёвров на дороге или обгона. Изменяется и дозировка скорости. Так, если видимость составляет всего 90 метров, скорость не должна превышать 30 км/ч. Или, например, когда видимость 200 метров — можно разгоняться до 70 км/ч, но не более.
Теперь узнаем, а что означает зона ограниченной видимости? Оказывается, к этой зоне могут относиться участки дороги, скрытые от взгляда водителя. Этому способствует геометрическая составляющая дороги или объекты, расположенные на таком участке. Например, здания или дома могут скрывать лежащий впереди путь. Также скрывать дорогу могут возвышенности, лес или растительность. Вот всё это и называется зоной ограниченной видимости.
Важно знать, что в любом случае вдоль дороги, если в этом месте действует зона ограниченной видимости, должен стоять знак, об этом предупреждающий. И если такой знак имеется, а он стоит всегда до зоны, предупреждая водителя сбросить скорость, но водитель нарушает правила — он виноват и его можно оштрафовать. Но как быть, если знака нет?
Как подтверждает российская реальность, и в этом случае водитель должен быть готов к штрафу. И доказать свою невиновность водитель не сможет, так как почему-то законом такой момент не урегулирован и сотрудники сами решают, как действовать. Интересно, правда? Это и есть актуальная для многих водителей большая проблема.
Оказывается, эта проблема имеет глубокие корни, искать которые следует в прошлом. Вернёмся на несколько лет назад, в эпоху СССР. Всё-таки это была великая держава и уже тогда, обнаружив несоответствия и несовершенства в правилах дорожного движения, государство решило принять меры. Во многих союзных республиках этим делом серьёзно заинтересовались. Были рассмотрены жалобы водителей, в основном касающиеся именно зоны ограниченной видимости.
Видео о реакции водителя в условиях ограниченной видимости:
Тогда правила устанавливались ГОСТом, который использовали дорожные организации. И появлялся тогда спорный нюанс — зона ограниченной видимости и зона недостаточной видимости не одно и то же и расшифровываются совершенно по-разному. И противоречие это, возникшее между двумя законодательствами, бьёт сильно по головам автомобилистов.
Обгон — возможен ли он
Что же, узнаем немного про обгон в условиях плохой видимости. Чтобы это правило дорожного движения понять до конца, для начала определимся со словом «обгон». Что оно означает и подразумевает?
Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу проезжей части, предназначенной для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую часть дороги.
Прежде чем начать обгон, водитель обязан удостовериться, что встречная полоса, на которую он намеревается выехать, — свободна. И это не создаст опасности для перемещения других участников движения.
Обгон запрещён при многих ситуациях, и это всё указывается в ПДД. И зона ограниченной видимости также запрещает обгон. Самостоятельно определить эту зону не так уж легко, но если водитель сомневается, то лучше от манёвра отказаться.
Можно ли ехать в дождь
Теперь рассмотрим такое понятие, как движение под дождём. Первое, что приходит на ум опытного водителя, когда он движется под дождём, это опасность заноса. И это правильно. Особенно опасно ездить под дождём на заднеприводных автомобилях, хотя и переднеприводные в таких случаях может занести. Одним словом, движение под дождём опасно!
Некоторые водители до сих пор понять не могут, а почему нельзя? Они ехали под дождём и ничего. Свяжем всё опять же с зоной ограниченной, а в нашем случае недостаточной видимости. При дожде видимость снижается в разы, даже если стеклоочистители работают хорошо. Водитель не видит дороги далеко, а это уже большой минус. Кроме того, во время дождя и дорога становится скользкой, и тормозной путь транспортного средства увеличивается в несколько раз. Поэтому в дождь лучше от движения отказаться и переждать его.
На видео — особенности езды в дождь:
Лужа может скрывать угрозу
Связано с зоной ограниченной видимости и пересечение водных препятствий. Так, даже небольшая лужа таит в себе угрозу. Вода в состоянии спрятать от глаз водителя камни, острые предметы и тому подобное. Понятно, что ни одному автомобилисту не захочется заехать на препятствие с острыми краями. Если оно и будет заметно на обычной сухой дороге, в дождь, когда много луж, этого уже не замечаешь.
Кроме опасностей вышеописанных, водные препятствия могут повредить автомобилю и иначе. К примеру, вода может вывести из строя рабочие узлы транспортного средства или разрушить различные агрегаты. Часто бывает так, что водитель на скорости въезжает в большую лужу и автомобиль прямо там на месте глохнет. Приходится высушивать трамблёр и ждать, мешая движению на дороге.
Ситуаций на дороге в дождь может возникнуть множество. Поэтому следует отказаться в такой момент от манёвров, обязательно сбросить скорость и не пытаться доехать до места в спешке.
Несколько советов, как ездить при плохой видимости
Теперь рассмотрим наиболее частые случаи ограниченной видимости. Один из них называется «мёртвая зона». Некоторые водители про неё даже не догадываются, а опытные знают и проверяют по-разному. Можно поставить панорамное стекло заднего вида или дополнительные зеркала, где вдруг исчезнувший автомобиль, едущий сзади, будет замечен.
Ещё одна опасная ситуация, которая может возникнуть по вине ограниченного обзора, возникает в городе. Это когда водителя, который подъезжает к остановке, ждёт автобус или маршрутка. Он не видит пешеходов, которые не знают правил и переходят дорогу впереди автобуса, хотя делать это нужно сзади. Что делать? Смотрим под бампер стоящего автобуса или машины и, если там нет ног пешехода, продолжаем движение.
Ухудшать обзор может и малая дистанция между автомобилями. Поэтому приближаться к другим машинам, особенно крупногабаритным, во время движения не стоит. Короткая дистанция опасна не только из-за этого, но и ввиду резкого торможения.
Будьте всегда начеку и ничего не случится! Если вы заметили, что видимость ограничена, сбросьте скорость и не идите на обгон, не маневрируйте. Если начался сильный дождь, а вам некуда спешить, лучше переждите осадки, сидя в кафе за чашечкой горячего чая.