К сожалению, наши дороги не отличаются высоким качеством и чистотой поверхности — в особенности это относится к загородным шоссе, обладающим большой протяжённостью и подвергающимся высоким нагрузкам, создаваемым проезжающими грузовыми транспортными средствами. В результате автомобиль при движении на высокой скорости постоянно подвергается «бомбардировке» камнями, пылью, песком и другими предметами, которые могут попадать на поверхность асфальта. Ситуация особенно опасна, когда перед вами едет другое транспортное средство — вылетевший из-под его колёс камень может не только создать крупную вмятину, но также разбить стекло или повредить лакокрасочное покрытие, обнажив металл и подвергнув его воздействию коррозии. Бороться с данными неприятностями можно по-разному, однако наилучшее соотношение полученного результата и понесённых затрат предоставит вам бронированная плёнка для авто. Чтобы понять, какой именно эффект вы получите при её использовании, стоит подробнее рассмотреть принцип действия такого защитного покрытия.
Сущность материала
В большинстве случаев для производства бронированной плёнки используется высокопрочный полиуретан, который обладает умеренной себестоимостью и отличается способностью противостоять разнообразным внешним воздействиям. Полиуретановая плёнка может выдерживать в течение длительного времени влияние следующих факторов:
- Механические повреждения;
- Нагрев и температурные колебания;
- Повышенная влажность;
- Попадание прямых солнечных лучей;
- Встречный поток воздуха;
- Попадание агрессивных химических веществ на поверхность.
Благодаря подобным свойствам производители предоставляют гарантию на плёнку, длительность которой может составлять 6–18 месяцев.
Как правило, бронирующая плёнка для авто выпускается в трёх модификациях: 100, 200 и 300 микрон толщины, хотя встречаются и альтернативные варианты, создаваемые отдельными производителями. Чем толще плёнка, тем большую степень защиты она предоставляет кузову автомобиля. Однако не следует гнаться за увеличением показателя — при его росте ухудшается эластичность материала, что делает его более сложным для правильного нанесения.
Во многом полиуретановая плёнка схожа с тонировочным материалом, однако в большинстве случаев она является прозрачной. Благодаря этому такое изделие можно клеить даже на стёкла и фары, не опасаясь справедливого наказания со стороны правоохранительных органов. Для бронированной плёнки нормальным является показатель пропускания света, равный 99%. Конечно, встречаются и варианты с нанесёнными на них рисунками, а также с однотонной окраской, однако их стоит отнести скорее не к бронирующим, а к декоративным средствам.
Принцип действия
Иногда в сети приходится читать о том, что бронированная плёнка на автомобиль обладает настолько высокой прочностью, что она способна выдерживать даже выстрел из пистолета или брошенный на капот кирпич. Эти рассказы относятся скорее к категории юмористических, поскольку люди, оставляющие подобные отзывы, либо являются рекламщиками, либо просто не понимают, как работает плёнка. На самом деле она достаточно легко повреждается при воздействии на неё высокой нагрузки, а основной заслугой материала является распределение силы удара по большой плоскости.
Например, если камень весом 100 граммов попадает на капот автомобиля при скорости 120 км/ч, и охватывает площадь примерно в 10 квадратных сантиметров, сила удара будет равна: F=(mV2)/2=(0,1*14400)/2=720 Ньютонов, или 72 Ньютона на каждый квадратный сантиметр. Если же поверхность капота покрыта бронированной плёнкой, сила распределится по большей площади, составляющей как минимум 50 квадратных сантиметров — это уменьшит нагрузку на один квадратный сантиметр до 14,4 Ньютона. Конечно, законы физики являются достаточно сложными, и в точке удара нагрузка всё равно будет выше, чем по её краям, однако вероятность возникновения вмятины всё равно уменьшится в несколько раз.
Видео о том, как работает защитная плёнка:
Кроме того, достаточно толстая плёнка сама по себе способна обезопасить поверхность кузова от царапин и прочих дефектов лакокрасочного покрытия благодаря отталкиванию пыли и крупных предметов. Даже если ваше транспортное средство подвергнется нападению вандала, и он решит прочертить линию при помощи гвоздя или другого острого предмета, для того, чтобы пробить плёнку ему придётся приложить немало усилий и затратить много времени, рискуя быть обнаруженным. Аналогичная ситуация складывается и с камнями, вылетающими из-под колёс едущего впереди автомобиля — они способны заставить вас красить транспортное средство только в том случае, когда бронирующее покрытие уже было неоднократно повреждено до настоящего момента.
Нанесение плёнки на стёкла автомобиля позволяет сделать их более безопасными в чрезвычайных ситуациях. Даже в том случае, когда в машине используется триплекс, использующий полимерные прослойки, при достаточно сильном ударе он может рассыпаться с образованием множества мелких осколков. Наличие на стекле плёнки позволит предотвратить возникновение такой опасной ситуации — она является особенно эффективной при поклейке с внутренней стороны. Стоит также вспомнить и о том, что в некоторых машинах триплекс не входит в стандартное оснащение. Конечно, плёнка не станет его полноценным заменителем, но уж наверняка обезопасит сидящих внутри людей от острых осколков.
Как наносить плёнку?
Ушли в прошлое времена, когда для нанесения защитных поверхностей пользовались специальными клеевыми составами — теперь большинство производителей выпускает автомобильную плёнку, обладающую самоклеящимся слоем. Поэтому выполнить работу по оклеиванию транспортного средства можно самостоятельно — если вы умеете работать аккуратно и хотя бы раз занимались оклейкой различных поверхностей в прошлом. Прежде всего, нужно обезжирить поверхность кузова, на которую будет наноситься материал — рекомендуется делать это Уайт-спиритом, хотя профессиональные автомобильные сервисы выполняют данную операцию при помощи специальной абразивной глины.
Далее существует два пути нанесения покрытия — новичкам рекомендуется использовать мыльную воду, которая облегчает процедуру, но сокращает срок службы плёнки на 20–30%. Для этого необходимо натереть поверхность кузова слабым мыльным раствором с образованием пены, а затем приложить плёнку и отрезать её излишки острым ножом. Материал прижимается шпателем, которым совершают вращательные движения, выдавливая воду из-под его поверхности к краям. Когда вода будет полностью удалена, края обрабатываются специальным праймером, а вся плёнка несколько раз прогревается феном и остужается для того, чтобы добиться максимальной прочности её связи с лакокрасочным покрытием.
Профессиональный способ отличается тем, что поверхность тщательно просушивается и никаких вспомогательных средств не используется. Конечно, плёнку в этом случае очень легко порвать или изломать, что приведёт к потере её прочности, но если выполнить всё правильно, материал послужит вам больше одного сезона. Бронированная плёнка на стёкла автомобиля и фары клеится аналогичным образом, однако следует уделять намного больше внимания попаданию под неё пыли и других загрязнителей, так как вы можете не только ухудшить вид поверхности, но и поцарапать основание.
Стандартная схема включает в себя наклейку защитной плёнки на:
Достойная защита вашего автомобиля
Конечно, бронированная плёнка не позволит вашему автомобилю стать настоящей бронированной боевой машиной, однако она защитит его от мелких повседневных неприятностей. При этом она не создаст проблем на мойке и не испортит облик транспортного средства. Вот только нанесение материала стоит доверить профессионалу — самостоятельное выполнение работ может привести к избыточному расходу дорогостоящего изделия. Приступать к оклейке машины стоит только в том случае, когда вы на сто процентов уверены в своих навыках и умениях.