Нет нужды объяснять, насколько опасно возгорание автомобиля — его последствием может быть серьёзное повреждение транспортного средства, полное уничтожение дорогостоящего имущества либо даже летальный исход для человека. Именно поэтому Правила предписывают обязательную комплектацию каждой машины огнетушителем и другими средствами борьбы с пламенем. Кроме того, водитель должен иметь навыки пожарного, чтобы суметь справиться с опасностью при необходимости. Очень важно установить точную причину возгорания автомобиля, чтобы знать, какие именно меры предпринимать при угрозе воспламенения.
Технические неполадки
Номером один в рейтинге причин возгорания является утечка топлива — именно об этом свидетельствует международная статистика страховых организаций. Даже несколько капель бензина, попавших на горячий блок цилиндров либо на компоненты системы охлаждения, могут стать причиной появления пламени. Для уничтожения автомобиля потребуется лишь несколько минут — поэтому от водителя потребуется молниеносная реакция. Перед началом движения необходимо убедиться, что в автомобиле отсутствует запах бензина. При его наличии следует открыть капот, не заглушая мотора — это позволит увидеть невооружённым взглядом струю топлива и предотвратить возгорание.
Второе место традиционно занимает короткое замыкание электропроводки, которое вызывает возгорание автомобиля в каждом четвёртом случае. Повреждение изоляции ведёт к возникновению пробоев электрического заряда, которые сопровождаются нагревом провода. Если же проблему не устранить достаточно быстро, в месте надрыва образуется отверстие, что и становится причиной замыкания. Таким случаям возгорания обычно предшествуют сбои в электронике автомобиля либо случаи самопроизвольной разрядки аккумулятора.
Сама батарея также нередко становится причиной возгорания, поскольку в большинстве автомобилей она легко повреждается. Чтобы вызвать воспламенение, достаточно облить аккумулятор большим количеством жидкости, например, воды в глубоком броде либо охлаждающего состава, вылившегося из повреждённого патрубка. У гибридных транспортных средств и электрокаров причина возгорания может быть не столь тривиальной. Их аккумуляторы стараются разместить близко к днищу, чтобы улучшить манёвренность автомобиля. При наезде на крупный предмет либо попадании под колёса мусора с острыми гранями батарея нередко повреждается, что приводит к мгновенному возгоранию автомобиля.
Прохудившаяся прокладка также становится причиной воспламенения транспортного средства, приводящего к его полному уничтожению. Разрывы в уплотнителях приводят к вытеканию наружу горючих технических жидкостей — остаётся только дождаться нагрева двигателя либо появления искры. В бензиновых моторах утечка чаще всего находится в прокладке головки блока либо в уплотнителе впускного коллектора. Причиной возгорания может служить и лопнувший корпус топливного фильтра либо трещины в соединительных трубках.
Если автомобиль оснащён газовым оборудованием, опасность возникновения пожара существенно возрастает. Причиной возгорания обычно становится повреждение трубки, ведущей от бака к редуктору либо форсункам. Также опасность угрожает автомобилю при разрыве силиконовых трубок, мембраны испарителя или при чрезмерном износе фильтра. Не следует забывать и о плохой настройке газового оборудования — при неудачной установке параметров подачи топлива пропорции смеси могут быть не соблюдены, что приведёт к перегреву мотора и выхлопной системы.
Вина водителя
О невнимательности российских водителей уже успели сложить легенды, но на самом деле эта проблема является межнациональной, о чём свидетельствуют данные страховых организаций. Даже педантичные немцы, норвежцы и шведы забывают под капотом автомобиля разнообразные тряпки, пластиковые бутылки и даже флаконы с легко воспламеняющимися жидкостями. Температура мотора и охлаждающей системы очень велика, что становится причиной возгорания постороннего предмета, а затем — проводки, резинотехнических изделий и автомобильной краски. Некоторые водители разливают масло, бензин и прочие технические жидкости под капотом, думая, что они испарятся при прогреве двигателя. Отчасти это справедливо, поскольку любые углеводороды имеют высокую летучесть, но быстрый нагрев мотора способен стать причиной возгорания.
На гоночном треке нередко можно увидеть горящее авто, которое тушит целая команда пожарных — такая ситуация является причиной опасного перегрева мотора. Возгорание происходит по причине разлитого моторного масла, являющегося легковоспламеняющейся жидкостью. При повышении температуры смазочный материал теряет свою вязкость и начинает просачиваться сквозь уплотнители и разнообразные соединения. Попав на горячую поверхность блока цилиндров, масло становится причиной возгорания. Потушить его достаточно сложно, поскольку такая техническая жидкость быстро растекается под капотом, но практически не испаряется под действием нагрева.
Перегреваться может не только двигатель, но и выхлопная система. Даже в нормальном состоянии она нередко становится причиной возгорания пролитого масла либо бензина — температура выпускного коллектора достигает 600 градусов. При неполном сгорании смеси часть паров бензина может попадать в выхлопную трубу, где происходит её повторная детонация, сопровождающаяся перегревом каталитического нейтрализатора. Температура поднимается до 900–1200 градусов, что может привести к возгоранию лакокрасочного покрытия либо предметов облицовки автомобиля. Чтобы избежать случаев перегрева, нужно внимательно следить за оборотами двигателя, а также следить за техническим состоянием:
- Свечей зажигания;
- Электронного блока управления;
- Впускного и выпускного коллектора;
- Форсунок;
- Распределителя зажигания и катушек.
В последние годы растёт доля такой причины возгорания автомобиля, как изменение конструкции электрической цепи. Установка дополнительного оборудования большой мощности повышает нагрузку на провода, которые начинают перегреваться. Если же механик решит проложить проводку вне предусмотренного производителем места, причиной её возгорания может стать нагрев от двигателя, выхлопной либо охлаждающей системы. Применение некачественных проводов приводит к короткому замыканию, подробно описанному выше. Поэтому установку или ремонт любого электрического оборудования следует поручать только настоящему профессионалу — впоследствии это позволит избежать возгорания.
Другие факторы
Всегда остаётся вероятность банального поджога транспортного средства злоумышленниками — предотвратить такое намеренное воздействие можно только с хорошей охраной автомобиля. Если машина стоит на неохраняемой стоянке, ночью её можно накрывать специальным брезентовым чехлом, способным погасить возгорание. Под капот и в салон автомобилей, имеющих повышенную угрозу возгорания, нередко устанавливают малогабаритные аэрозольные генераторы (МАГ). Они способны испортить отделку и разрушить часть проводки, но уберегут автомобиль от возгорания при умышленном поджоге. Кроме того, существует универсальное средство, защищающее автолюбителя от ущерба при таких преступлениях — страховка КАСКО.
Понятно, что стать причиной возгорания может стоящий рядом автомобиль, короткое замыкание проводки в гараже или горящий мусорный бак, расположенный в паре метров от машины. Такую возможность следует учитывать всегда и тщательно проверять место, где вы собираетесь оставлять своё транспортное средство на длительное время. Кроме того, значительно увеличивает вероятность возгорания пятно бензина или масла, расположенное поблизости — достаточно будет одной искры, чтобы под автомобилем начался настоящий пожар. Поэтому в гараже и на парковке стоит периодически проводить уборку, засыпая пятна от технических жидкостей песком, а затем смывая их пенящимися жидкостями.
В произошедшем можно усмотреть и вину производителя — автомобиль вполне может иметь ряд конструктивных недостатков, в перспективе становящихся причиной возгорания. Относительно недавно объявлялись отзывные кампании концернами Ford и General Motors. В первом случае причиной стал дефект бензобака, который приводил к вытеканию топлива и мог стать причиной возгорания, во втором — неправильный выбор места прокладывания проводки. Стоит внимательно следить за объявлением отзывных кампаний и соглашаться на необходимые доработки, чтобы автомобиль не стал жертвой пожара. Если же произошло непоправимое, и вина производителя доказана — смело подавайте претензию официальному дилеру, который вряд ли станет скупиться на поддержании своей репутации.
Ваши действия
При обнаружении признаков возгорания — дыма, пламени, странных запахов и прочих следует немедленно остановить автомобиль и разомкнуть электрическую цепь. Затем все люди должны покинуть автомобиль, чтобы не подвергаться угрозе вреда здоровью и жизни. Задача пассажиров состоит в привлечении внимания окружающих водителей — они должны знать о начавшемся возгорании, чтобы успеть отвести свои транспортные средства и оказать посильную помощь в тушении пожара. Водителю же необходимо добраться до огнетушителя в автомобиле и начать гасить огонь.
Вначале необходимо обработать наружную поверхность машины, и только затем переходить к тушению внутреннего пространства. Возгорание в салоне является вторичным — вначале необходимо погасить огонь под капотом. Для этого откройте его замок и воспользуйтесь монтировкой, чтобы поддеть крышку. Браться голыми руками за капот при возгорании нежелательно — водитель может получить достаточно сильные ожоги. Погасив пламя под капотом, убедитесь, что из шлангов не течёт топливо, а провода не создают искру.
При возгорании салона основная часть заряда огнетушителя должна приходиться на его переднюю часть — вам нужно забить пеной или порошком вентиляционные отверстия, через которые огонь получает кислород. Наибольшее внимание уделяйте сидениям — в недорогих машинах они набиты пенополиуретаном, который отлично поддерживает горение. Если возгорание произошло на стоянке или крытом паркинге, не оставляйте автомобиль после погашения пламени, поскольку его повторное распространение будет угрожать окружающим машинам. После возгорания садиться в автомобиль крайне нежелательно — лучше всего вызвать технического эксперта и эвакуатор, который отбуксирует повреждённый транспорт к ближайшему СТО. Даже если воспламенение было несерьёзным, нельзя открывать подачу топлива и включать электрическую цепь, пока не будет установлена его настоящая причина.
Пожарная безопасность
Хотя возгорания случаются намного реже, чем ДТП или кражи автомобилей, эксперты страховых компаний не советуют скупиться на защиту от такого вида риска. Существует масса причин, по которым внутри машины может распространиться огонь — и они необязательно подразумевают вину водителя. Однако не стоит моментально покидать автомобиль при возгорании и ждать его полного уничтожения, рассчитывая на страховку. Вы можете предотвратить уничтожение своей дорогостоящей собственности, если выполните тушение по всем правилам. Кроме того, следует соблюдать правила профилактики, которые помогут избежать возгорания по любой из описанных выше причин.