В этом году глобальная корпорация Toyota опубликовала отчёт, по данным которого она сохранила своё мировое лидерство, немного опередив по продажам автомобилей ближайших конкурентов — концерны Volkswagen и General Motors. Но специалисты, занимающиеся рыночными исследованиями, сомневаются в достоверности предоставленных сведений — по их приближённым оценкам, Toyota удалось реализовать не более 9,9 миллиона транспортных средств, что соответствует третьему месту в глобальном рейтинге.
Мировая статистика
Известное автомобильное издание Automotive News Europe, регулярно составляющее рейтинги наиболее успешных производителей, недавно опубликовало очередное сопоставление глобальных лидеров, в котором привело цифры, полученные из официальных отчётов корпораций. Так, по данным медиа-агентства, Toyota продала 10,23 миллиона единиц своей продукции, обеспечив, таким образом, прирост в 3% по сравнению с 2013 годом. Вопреки прежним прогнозам, Volkswagen и General Motors остались далеко позади.
Так, немецкий концерн вышел на второе место, хотя ранее специалисты приписывали ему первую строку в рейтинге. Его результат составил 10,14 миллиона проданных машин — как и в случае с Toyota, переход через 10-миллионный рубеж был ожидаемым. А вот американская корпорация General Motors показала объёмы реализации хуже прогнозируемых и остановилась на значении 9,92 миллиона автомобилей, что соответствует темпам прироста, составляющим 2%.
Вместе с тем мировая автомобильная общественность уже успела обвинить концерн Toyota в намеренном завышении данных с целью приобретения положительного имиджа. Так, эксперты были весьма удивлены, когда их собственные данные, ранее всегда совпадавшие с публикуемыми отчётами, показали очень большую разницу в основных цифрах. Ведущие консалтинговые группы приводят показатель в 9,9 миллиона единиц вместо 10,23 — это означает, что абсолютный прирост Toyota относительно 2013 года составил только 100 тыс. штук.
Однако независимые специалисты сходятся с топ-менеджерами ведущих производителей в одном — переход через рубеж в 10 миллионов автомобилей в расчёте на одну компанию означает дальнейшее ужесточение конкуренции в глобальных масштабах. Ожидается, что полем сражения станут не развивающиеся, а наиболее сильные рынки мира. В частности, за счёт представления новых гибридных Toyota Prius, седанов бизнес-класса Toyota Camry и обновлённого модельного ряда престижной марки Lexus объём реализации компании прирос в Бразилии на 10%, США — на 6%, а в Китае — сразу на 13%.
Отечественный рынок
Под влиянием множества факторов автомобильный рынок России серьёзно ослаб в 2014 году, но на компании Toyota это почти не отразилось — её итоговые продажи были равны 161 954 единицам автомобилей, что превысило на 5% прошлогодний показатель. По сведениям рейтингового подразделения агентства АЕБ («Ассоциация Европейского Бизнеса»), это значение позволило Toyota занять пятое место по количеству проданных транспортных средств. Наиболее популярной моделью стал кроссовер Toyota RAV4, суммарный объём реализации которого был равен 38919 единиц.
Немецкая группа компаний Volkswagen находится в рейтинге недалеко — с показателем в 128 071 штук она занимает седьмое место. Однако на самом деле положение корпорации не очень хорошее — продажи просели по сравнению с предыдущим периодом на 18%, а наиболее продаваемой моделью стали бюджетные хэтчбеки и седаны Polo в суммарном объёме 58 953 автомобилей. Не один из брендов General Motors не показал положительной динамики в 2014 году в России — даже наиболее успешная марка Chevrolet отличилась результатом в 123 175 машин, что соответствует отрицательному приросту в 29%.
Прогнозы Toyota
Вместе с тем ведущий производитель мира не считает, что ему и в дальнейшем будет сопутствовать аналогичный успех — в частности, план на 2015 год предусматривает снижение количества проданных транспортных средств на 1%, что в количественном выражении составит 10,15 миллиона штук. При этом наибольшее падение прогнозируется именно на отечественном японском рынке — оно должно достигнуть 9%. В отношении остальных крупнейших стран Toyota предполагает рост, хотя и не спешит устанавливать высокие планки. В частности, специалисты фирмы прогнозируют прирост зарубежных продаж на 2%, что позволит достигнуть значения в 8,06 миллиона. Напомним, в настоящее время из общего количества проданных автомобилей Toyota 7,9 миллиона были реализованы за пределами Японии.
Топ-менеджмент компании уже не столь уверенно заявляет о светлом будущем и сохранении лидерства в ближайшее десятилетие — этому поспособствовал ряд неудач, пережитых Toyota в предыдущие годы. В частности, 2009 год ознаменовался скандалом в США, связанным с обнаружением серьёзных неисправностей транспортных средств. В результате на Toyota был наложен серьёзный штраф, а представительства корпорации заставили провести отзыв множества автомобилей с целью устранения существующих дефектов. В 2011 году причиной недовыполнения планов стали природные факторы, проявившиеся в форме цунами, землетрясений и техногенных катастроф, произошедших на территории Японии и Таиланда. А 2012 год стал существенным испытанием для Toyota — в результате конфликта Японии и Китая произошло серьёзное падение продаж японских автомобилей на крупнейшем мировом рынке.
Однако, несмотря на все препятствия, уже в 2012 году фирма впервые объявила о своём безоговорочном лидерстве. При этом маркетологи Toyota пытаются вывести компанию на принципиально иной уровень. По их мнению, репутация производителя надёжных транспортных средств с доступными ценами уже не может обеспечивать большие темпы роста. После успеха гибридных автомобилей Prius, Toyota стремится дальше развивать направление безопасных для глобальной экологии автомобилей.
В частности, теперь приоритетом является разработка транспорта, привод которого основан на применении водородных топливных элементов. Седан Toyota Mirai, созданный с применением подобных технологий, уже был подарен премьер-министру Японии Синдзо Абэ. Высокопоставленный чиновник по достоинству оценил комфортабельность машины и порекомендовал представителям всех министерств приобрести аналогичные автомобили. Несмотря на относительно высокую цену Toyota Mirai, за месяц компания собрала уже 1,5 тысячи заказов на производство для внутреннего рынка — теперь очередь за выходом на мировой рынок.