Renault в настоящее время может принимать решения по вопросам, связанным с компанией Nissan, тогда как японская фирма не может ничего решать во французской. Теперь японцы хотят это изменить.
Renault и Nissan являются стратегическими партнёрами ещё с 1999 года, но в последние месяцы вышли на поверхность разногласия между двумя брендами. Ниссан не нравится, что Renault может в значительной мере влиять на то, что происходит в их компании, тогда как японский автопроизводитель имеет минимальное влияние во французской фирме.
Nissan даже направил французскому представительству предложение о том, как можно скорректировать сотрудничество брендов. Напомним, что Рено имеет значительную долю акций в Ниссан. Конечно же, в первую очередь предлагает установить паритет в отношениях и уравновесить права партнёров. Японский автопроизводитель требует, чтобы вес решений был идентичным для обоих партнёров. Сегодня Renault держит в Ниссан более 43% голосующих акций, в то время как японский производитель не имеет никаких.
В соответствии с проектом Nissan необходимо изменить и распределение акций так, чтобы оно было сбалансированным. Японская корпорация сегодня владеет всего лишь 15% акций у своего партнёра. Автопроизводитель из Страны восходящего солнца предлагает, чтобы каждая из компаний имела от 25 до 35% доли в фирме друг друга.
На основании действующего японского и французского законодательства это будет означать, что Nissan должен иметь право голоса в Renault как крупнейший акционер, в то время как Рено потеряет право вето на заседаниях Nissan. И, хотя этот план имеет некоторую поддержку среди руководства Рено, в целом представители французского правительства с ним не согласны и утверждают, что это предложение является невыгодным с точки зрения баланса сил.
Предложение компании Ниссан является реакцией на неожиданную скупку акций Рено французским правительством в апреле этого года. Франция тогда подняла свою долю в автомобильной компании с 15% до 20%. Тем самым было не допущено, чтобы на ежегодном общем собрании был изменён принцип «одна акция – один голос». Следовательно, именно правительство потеряло часть влияния на Renault. Данный шаг правительства Франции удивил всех заинтересованных сторон, в том числе генерального директора альянса Renault-Nissan Карлоса Госна, поскольку о покупке доли стало известно только за несколько часов до того, как состоялась сама сделка.
Причины несбалансированной власти в альянсе нужно искать в первые дни его существования. Ниссан в конце девяностых годов был на грани банкротства и поэтому ему нужна была помощь Рено. Впрочем, восточный автопроизводитель приобрёл долю в своём партнёре после двух лет существования альянса, когда компания уже была финансово способна это сделать.