Подразделение грузовых автомобилей бренда из Штутгарта спрогнозировало, как профессиональный автомобильный транспорт будет выглядеть более чем через десять лет.
Автопроизводитель Mercedes-Benz и компания Schmitz-Cargobull провели интересный семинар на тему телематики и будущего присоединённых транспортных средств. Ниже подробное описание обсуждаемых вопросов, к которым, несомненно, имеется интерес читателя.
Содержание
Эффективность в целом
Название семинара Roadefficiency-2030 чётко ориентирует на самую большую потребность перевозчиков в максимальной эффективности перевозок, которая приносит им наибольшую прибыль. Но под термином эффективность нельзя понимать только самую низкую стоимость, но и максимальное использование транспортных средств и связанную с этим безопасность и минимизацию времени простоя из-за техобслуживания и дорожно-транспортных происшествий.
В пути
Для достижения вышеперечисленных целей, по мнению бренда из Штутгарта, маршрут должен прокладываться путём обмена информацией между автомобилем, диспетчером и изготовителем транспортного средства. Так называемая связь на цифровой основе сделала за последние двадцать лет такой огромный прыжок, что Mercedes-Benz в ней видит один из основных путей достижения максимальной эффективности транспортных средств.
Тогда как во время первой промышленной революции в XIX веке переломной точкой послужил телеграф, сто лет спустя в скорости и количестве передаваемой информации начал революцию телефон. За третьей промышленной революцией в настоящее время стоят мобильные сети, которые с огромной скоростью передают уже невообразимое количество информации.
Бренд из Штутгарта уже широкодоступный поток информации начинает всё больше и больше использовать для автоматической связи транспортного средства с диспетчером и сервисным центром Mercedes-Benz, так что автопроизводитель получает огромное количество очень систематизированных данных о том, какие компоненты транспортных средств, находящихся в эксплуатации, изношены.
Следовательно, на основе теории вероятностей возникают отдельные технические характеристики транспортных средств, сервисные формулы, которые с большой точностью могут заранее предсказать необходимость плановых и внеплановых мероприятий по техобслуживанию. Транспортное средство не доходит до критического состояния, неспособности дальнейшего движения и незапланированного сервисного вмешательства, которое всегда занимает больше времени, чем запланированное.
Автоматический сбор данных
Все эксплуатационные данные автомобиль передаёт со встроенного модуля через интернет на сервер Fleetboard, где они обрабатываются, анализируются и используются для максимально точной имитации сервисных осмотров, так чтобы они наступали после максимального времени и в то же время своевременно, чтобы избежать неисправностей и вынужденных остановок автомобиля. Данные из транспортного средства на основании договора доступны также диспетчеру автопарка, который заранее может планировать место и время плановых и внеплановых мероприятий по техобслуживанию с учётом загруженности транспортного средства и его запланированных маршрутов.
Автоматизация на практике
С развитием связи (информационное соединение транспортных средств с перевозчиком, производителем, а в последнее время также между транспортными средствами) открывается возможность автономного движения колонной, называемого также платунинг. Mercedes-Benz в качестве первого производителя грузовых автомобилей в Европе испытал и на закрытой трассе продемонстрировал автономный тягач, который без вмешательства водителя, в зависимости от движения других транспортных средств, замедляется, разгоняется и объезжает впереди стоящий автомобиль.
Необходимым условием для этих возможностей автомобиля являются электронные системы, которые известны больше или меньше времени. Первой стала в 1996 году шина CAN Bus для соединения внутренних электронных систем управления автомобиля. С 2002 года помогает автоматически поддерживать дистанцию от впереди движущегося транспортного средства радар, а в 2008 году на крупных тягачах Mercedes-Benz Actros стала стандартом автоматизированная коробка передач, освобождающая водителя от необходимости переключения передач. Шесть лет назад производитель из Штутгарта первым вышел с электрическим управлением, которое освободило водителя от рулевого колеса, и на практике была достигнута, в соответствии с классификацией SAE вторая (полуавтоматическая) ступень автономного управления автомобилем. В Европе она выпускается и означает автоматическое управление автомобилем с полным контролем и ответственностью водителя.
Будущее и преимущества для перевозчика
Германия, однако, благодаря развитию бренда Mercedes-Benz, очень близка к третьей и четвёртой ступени автономного вождения (автомобиль с частичным контролем водителя и без контроля водителя — с обязательным его присутствием в автомобиле).
Автономное управление со связью между транспортными средствами может привести к значительному увеличению эффективности грузоперевозок, заключающейся в уменьшении расстояния между грузовиками от обычных пятидесяти до всего лишь пятнадцати метров. Кроме более высокой загрузки дорог, уменьшение расстояния между транспортными средствами приведёт к уменьшению аэродинамическому сопротивлению и расходу топлива.
Платунинг без водителей
Следующим испытанием Mercedes-Benz, показывающим будущее автономного вождения группы транспортных средств, стала уборка снега с шоссе в октябре прошлого года.
Четыре пескоразбрасывателя Arocs со снежным плугом ездили, точно перекрывая все полотно дороги, в то время как только в первом сидел водитель. Остальные три на основе обмена данными между транспортными средствами и местонахождения с использованием GPS с заранее установленной продольной и поперечной дистанцией следовали за первым автомобилем с водителем. Испытание происходило на закрытом участке, потому что законодательство не позволяет использовать такой метод автономного управления на дорогах. Применение тем не менее в любое время может осуществляться за пределами дорог общего пользования, например на взлётно-посадочных полосах аэропортов или в шахтах. Mercedes-Benz эту технологию под названием RTI (Remote Truck Interface) разработала для четырнадцати автомобилей, из которых только первый управляется водителем, а другие едут автоматически.
Навстречу электрификации
Электрические транспортные средства составляют наиболее эффективную альтернативу, как облегчить состояние воздуха в густонаселённых районах. Тем не менее не нужно забывать, что электричество где-то нужно произвести, с большими потерями передать к устройствам быстрой зарядки, с потерей электроэнергии накопить в аккумуляторах и опять же с её потерей из аккумуляторов потратить на электродвигатели. Современные возможности аккумуляторов сохранять энергию на килограмм веса примерно в пятьдесят раз хуже, чем у дизельного топлива, а срок службы электрического транспортного средства колеблется примерно на половине от дизеля.
Следовательно, с точки зрения общей экологической нагрузки электротранспортные средства против дизеля не дают никакого выигрыша. Энергоёмкое производство аккумуляторов и их утилизация осуществляется по большей части в Китае, который не заботится загрязнением воздуха. Но в рамках экологических расчётов не следует упускать из виду, что весь земной шар образует под воздействием ветров, круговорота воды и других факторов очень взаимосвязанную и чрезвычайно зависимую экосистему. Человек не просто потребитель богатств Земли и независимый животный вид. Человеческое существование зависит от жизни других организмов, от огромных китов до морского планктона, который создаёт на Земле три четверти кислорода.
Поэтому электромобили очень чувствительная тема, которая имеет в очень густонаселённых районах своё обоснование. Поэтому Mercedes-Benz менее чем два года назад показал концепт электрического трёхосного грузовика с аккумуляторами ёмкостью 212 кВт·ч и запасом хода 200 километров. Более половины общего веса составляет эксплуатационный. В этом году запускается первая серия. Производитель из Штутгарта планирует начать серийное производство через три года. Можно предположить, что до того времени учёные смогут найти более эффективный способ накопления электроэнергии, чем в современных аккумуляторах, и параметры транспортных средств (вес и запас хода) можно было бы усовершенствовать к ещё лучшим значениям.
Автономная логистика
Свой прогноз будущего показал автопроизводитель из Штутгарта также в области логистики. В настоящее время существует связь между требованиями доставки, её объёмом, местом и временем на основе человеческого решения. Но всё ближе автоматизация связи. Тем не менее по прогнозу до 2030 года благодаря автономному подключению транспортных средств между собой и надзирающим диспетчером дойдёт до полностью автоматической эксплуатации транспортных средств. Идеальное состояние максимального использования транспортных мощностей (объём и вес) автотранспортных средств в таком случае произойдёт, если максимальная эффективность перевозок будет единственным критерием в конкурентной среде транспортных компаний.