Уход без прощания: Opel и Chevrolet покидают Россию

22.03.2015 16:00

Даже 2014 год считался кризисным для автомобильной отрасли в России — в результате структурных изменений в экономике пострадала большая часть брендов, официально представленных на отечественном рынке. Однако, похоже, что 2015 будет ознаменован ещё большим провалом — это уже успели в полной мере ощутить на себе компании Opel и Chevrolet, принадлежащие глобальному концерну General Motors. Особенно ощутимо снизились продажи массовых моделей: в январе-феврале 2014 года было продано 6900 Chevrolet Cruze и 5850 Opel Astra, а за сопоставимый период 2015 года удалось продать только 650 и 620 автомобилей соответственно! Что означают эти цифры в масштабах страны? Для корпорации General Motors — отказ от российского рынка.

General Motors прекращает работу компаний Opel и Chevrolet в России

General Motors прекращает работу компаний Opel и Chevrolet в России

Судьба совместных проектов

Наибольшее количество автомобилей под маркой Chevrolet выпускалось в городе Калининграде на производственном объединении «Автотор». Однако там уже полным ходом идёт подготовка к постановке завода на консервацию — производственные площади компания General Motors пока что оставляет за собой. Рабочим не предлагают отправиться в бесплатный отпуск — все сотрудники, которые были заняты на сборке автомобилей Chevrolet и Opel, будут уволены. Причём им выплатят отступные в семикратном размере месячной заработной платы. Ранее сообщалось, что профсоюзы требуют выплаты зарплаты за 1,5 года, однако в итоге была согласована именно такая сумма компенсации за увольнение и прекращение трудового договора.

Пресс-секретарь компании «Автотор» сообщил, что изначально компания Chevrolet планировала перенести всё производство в Санкт-Петербург, где руководство российского подразделения General Motors планировало развернуть сборку всего модельного ряда в рамках имеющегося промышленного предприятия. Однако проблемы с ограниченными возможностями существующего завода, а также дальнейшее ухудшение положения брендов Opel и Chevrolet на российском рынке, побудили концерн принять решение о прекращении производства в России. Завод в Санкт-Петербурге также будет законсервирован, в результате чего рабочие места потеряют 1100 человек — процесс их увольнения в настоящее время согласовывается с государственной администрацией города. Президент холдинговой компании, являющейся собственником «Автотора», Валерий Драганов, указал, что решение об уходе Chevrolet и Opel из России носит сугубо экономический характер. По его словам, развёртывание производства широкого модельного ряда на одном заводе было бы невозможным без масштабных инвестиций, которые General Motors не готова вкладывать в кризисный российский рынок.

По словам Валерия Драганова причины ухода носят экономический характер

По словам Валерия Драганова причины ухода носят экономический характер

Сборка Opel и Chevrolet также велась на заводе ГАЗ — при этом на предприятии ещё осталось большое количество машинокомплектов, которые планируется отправить на конвейер в ближайшее время. Однако эту программу сотрудничества также планируется прекратить — сообщается, что новые сборочные комплекты на предприятие поставляться не будут, и последние автомобили марки Opel и Chevrolet выйдут из ворот ГАЗа в 2015 году. В этом случае потери рабочих мест не предвидится, однако пока неизвестно, как отреагирует руководство холдинга «Русские машины» на снижение объёмов производства.

Единственный совместный проект, который продолжит функционирование в России — выпуск автомобилей Chevrolet Niva. В компании General Motors говорят также о том, что сотрудничество с АвтоВАЗом оказалось плодотворным и прекращать его в ближайшем периоде не планируется. Однако завод по производству второго поколения Chevrolet Niva так и останется в планах — инвестиционные планы международного концерна предполагают только продление выпуска текущей генерации автомобиля.

Они обещали вернуться

Несмотря на столь шокирующие новости, представители компании General Motors нисколько не обеспокоены подобными шагами своего руководства. По их словам, производство автомобилей Opel и Chevrolet может быть вновь развёрнуто, как только сложится благоприятный инвестиционный климат в России. При необходимости все законсервированные мощности могут быть введены в эксплуатацию в течение минимального времени.

Opel и Chevrolet ушли не навсегда

Opel и Chevrolet ушли не навсегда

Это подтверждает и Валерий Драганов, который говорит о том, что «Автотор» не намерен полностью прекращать сотрудничество с Opel и Chevrolet. Он утверждает, что компания не отказывается от ранее поставленных планов по созданию масштабного автопромышленного кластера в Калининграде даже без участия General Motors. Однако при решении глобального концерна о продолжении сотрудничества «Автотор» создаст максимально благоприятные условия для возобновления производства в прежних объёмах.

Упадок дилерских центров

Если с производством уже всё ясно, то собственники дилерских центров пока что ожидают принятия окончательного решения. В официальном пресс-релизе General Motors говорится о некоей «реструктуризации» и «трансформации» сети предприятий, занимавшихся продажей транспортных средств под марками Opel и Chevrolet. Ещё не совсем ясно, чем обернётся этот процесс по факту, однако представители концерна говорят о том, что количество официальных дилерских центров сократится примерно вполовину — с нынешних 310 до 150–160.

Дилерский центр Opel и Chevrolet

Некоторые дилеры перейдут на продажу премиальных автомобилей — если Opel уходит с российского рынка полностью, то Chevrolet продолжит продажу таких своих моделей, как Corvette, Camaro и Tahoe. Кроме того, корпорация General Motors не намерена прекращать продажи автомобилей Cadillac в России. Остальным же предложат отступные в связи с прекращением действия контрактов — под эту цель было выделено 600 миллионов долларов.

Видео об уходе из России Opel и Chevrolet:

Уже известно, что программу сервиса Chevrolet и Opel в России сворачивать не будут — а, значит, большинство дилеров продолжит обслуживать эти автомобили, сохранив наиболее выгодную часть бизнеса. Кроме того, ряду организаций будет предложено работать с подержанными автомобилями Opel и Chevrolet, играя роль комиссионных магазинов. Остальные же «уйдут в свободное плавание», подписав контракты с другими брендами либо перепрофилировавшись под многобрендовый формат.

Автор: Александр Фоменко