В середине 90-х прошлого века Audi ворвалась в нижний средний класс. В облачении А3 дебютировала платформа Golf IV.
Audi до этого выпускал ещё меньший автомобиль, модель 50, из которой был получен более популярный Volkswagen Polo первого поколения. Но он был классом выше. А3 представляет собой первый в истории компактный хетчбэк марки. Это не было создание совершенно нового сегмента, как утверждалось тогда и как любят говорить важные персоны в автомобилестроении. Но от известного немецкого триумвирата компания вошла сюда первой, а затем в 2004 году присоединилась BMW, Mercedes-Benz же последовал сюда три года назад!
Первое поколение
Первый А3 типа 8L был изначально исключительно трёхдверным, и его производство началось 18 сентября 1995 года. За внешний дизайн был ответственен Дирк ван Брекель. Шасси PQ34 с короткой колёсной базой в 2513 мм общее, кроме Golf IV, и с Skoda Octavia, и все автомобили были подвергнуты критике из-за отсутствия пространства сзади, хотя в случае с A3 это беспокоило меньше всего. Даже первое поколение могло иметь привод на все колёса, Audi всегда основывалась на качестве. Машина дебютировала с рядным четырёхцилиндровым 1,6-литровым силовым агрегатом на 100 л. с., 1,8-литровым пятицилиндровым на 125 л. с., 1,8-литровым турбированным с выходом 150 л. с. и турбодизелем 1.9 TDI на 90 л. с., дополненным в сезоне 1997 года самым мощным вариантом на 110 л. с. Силовые установки размещались поперечно.
На спортивный вариант S3 со стандартным полным приводом Quattro и сцеплением Haldex клиентам пришлось ждать до 1999 года. Турбированный 1,8-литровый мотор имел мощность 210 л. с., наиболее мощные модели с буквой A получили меньшую мощность 180 л. с. Затем появился более практичный пятидверный вариант кузова. В июне 2000 года вышло довольно серьёзное обновление с изменёнными фарами и новым базовым 1,6-литровым агрегатом на 102 л. с. Более старые TDI постепенно заменяли агрегаты с электронно-управляемыми форсунками, хотя по-прежнему объёмом 1,9 л (100 и 130 л. с.). В 2001 году было начато производство в Венгрии, и S3 усилился до 225 л. с. благодаря регулированию фаз газораспределения. В бразильском Куритиба A3, кстати, производился до 2006 года.
Второе поколение
Второе поколение модели с Женевы-2003 с кодом 8P принесло новую, более длинную платформу PQ35 с колёсной базой 2578 мм и дизайном от Гэри Телаака, который можно назвать скорее эволюционным. Основу предложения по-прежнему составлял бензиновый двигатель 102 л. с. объёмом 1,6 л, но также появился и современный агрегат FSI (1,6-литровый мощностью 116 л. с. и 2,0-литровый — 150 л. с.). Вершину ряда представлял изначальный V-образный шестицилиндровый 3,2-литровый с 250 л. с. К дизелю 1.9 TDI на 105 л. с. добавился новый двухлитровый мотор с выходом 140 л. с. Вскоре появился и турбированный двигатель 2.0 TFSI с 200 л. с. Пятидверного Sportback оставалось ждать чуть более года до июня 2004 года.
S3 с августа 2006 года имел под капотом 2-литровый мотор TFSI с 265 л. с. Более слабые версии дождались турбодвигателя объёмом 1,4 л (92 кВт) и 1,8 л (118 кВт), дизельный ряд пополнился агрегатом 2.0 TDI (125 кВт). В 2008 году второе поколение A3 подверглось обновлению и технической модернизации: была пересмотрена передняя часть, добавлены дневные ходовые огни, семиступенчатая коробка переключения передач с двойным сцеплением и адаптивные амортизаторы. А также третий вариант кузова — кабриолет. Концерн Volkswagen в своём двухлитровом турбодизеле, наконец, перешёл на систему впрыска Common Rail. В июне 2009 года к нему добавился меньший 1,6-литровый мотор (90 и 105 л. с.).
Пять лет назад впервые был показан самый маленький двигатель 1.2 TFSI с выходной мощностью 105 л. с. Топ-версией двигателя стал в 2011 году пятицилиндровый RS3 2.5 TFSI мощностью 279 л. с. Второе поколение модели выпускалось в индонезийской Джакарте и бельгийском Брюсселе. Интересным был красно-белый трёхдверный концепт TDI Clubsport Quattro (2008) с огромными крыльями, практически гоночным интерьером, низким адаптивным шасси, карбоно-керамическими передними тормозами и шестилитровым потреблением дизельного топлива. Причём его двухлитровый TDI выдавал 227 л. с.
Третье поколение
Третье поколение модели 8V, которое увидели впервые в Женеве в 2012 году, заменило второе после девяти долгих лет. Благодаря спросу в США и Китае автомобиль производился как обычный трёхобъёмный седан, предложенный Маркус Глейтц, и в других версиях кузова от Дэни Геранда — но ничего революционного на этот раз не произошло. Использовалась модульная платформа MQB, стойки Макферсон впереди и многорычажная задняя ось. Трёхдверные хетчбэки и кабриолеты имеют меньшее расстояние между осями (2601 против 2636 мм). Нельзя не заметить множества современных помощников безопасности и мультимедийного интерфейса (MMI).
К этой машине имеется широкий выбор бензиновых и дизельных силовых агрегатов, теперь исключительно с турбонаддувом. Моторный ряд начинается с мотора 1.2 TFSI на 105 л. с., есть также 1,4-литровый двигатель с мощностью 122 и 140 л. с., 1,8-литровый агрегат на 180 л. с. и двухлитровый двигатель мощностью 223 л. с. Дизельное топливо потребляет двигатель 1.6 TDI на 105 л. с. и, соответственно, 2.0 TDI в версии с мощностью 150 и 184 л. с. S3 остался с прежним двухлитровым бензиновым четырёхцилиндровым двигателем, но более мощным (300 л. с.), пятицилиндровый мотор в новинке этого года RS3 уже может похвастаться 367 л. с.
Появились и экологические варианты e-tron и g-tron, оба с двигателем 1.4 TFSI. Sportback на газу особенно популярен среди итальянцев, где это альтернативное топливо, как правило, покупают. Гибридный e-tron в комплекте с электроприводом покупают, благодаря щедрым субсидиям, голландцы, с июля и по сегодня в Поднебесной, а в ближайшее время в этом году его дождутся американцы. Кстати, оба производятся в Ингольштадте на той же линии, что и обычные бензиновые и дизельные двигатели.
3,65 миллиона авто
Audi утверждает, что в течение двух десятилетий было создано 3 647 833 авто всех трёх поколений. Учитывая, что юбилей празднуется 18 сентября, теперь их будет ещё больше. Сегодня модель продаётся больше чем на сотню рынков в мире и составляет около одной пятой части или двадцать процентов от общего объёма автомобильных продаж. В Европе время от времени попадает в десятку самых популярных моделей новых автомобилей.
В 2014 году Audi произвела в Ингольштадте 188 465 автомобилей, в Рабе (Дьёр) ещё 117 578 трёхобъёмных машин и кабриолетов. В китайском Фошане (FAW) выпускаются седаны и пятидверные версии (больше 46 тысяч), десять тысяч классических моделей сошло с конвейера в индийском Аурангабаде, а также собирается в Бразилии.