Мировой автопром демонстрирует нам огромное многообразие различных машин, позволяющее выбрать каждому потребителю автомобиль, соответствующий его запросам и возможностям. Стоит отметить, что классификаций авто достаточно много и классы автомобилей достаточно обширные. Каждый производитель использует собственную уникальную иерархию. Также имеются и общие для всех легковых авто системы классификации, их несколько. В их основе, как правило, лежат несколько признаков:
- размеры;
- вместительность салона, то есть полезный объём;
- масса авто;
- рабочий объём двигателя или его мощность;
- место, занимаемое продуктом на потребительском рынке, а также некоторые другие.
Содержание
Единая классификация авто в СССР
В Советском Союзе для классификации автомобилей существовал отдельный нормативный документ, а именно Единая отраслевая норма ОН 025270-66, действующая с 1966 года. Основой деления машин на классы стали объём двигателя, а также сухая масса. К тому же использовалась единая номенклатура, согласно которой все автозаводы страны обозначали выпускаемые машины. В общем, она выглядела следующим образом:
(название автозавода)-abcd, где
a — класс автомобиля согласно классификации;
b — тип (легковой (1), автобус (2), грузовой (3), тягач (4), самосвал (5), цистерна (6), фургон (7), спец. автомобиль (9));
c, d — порядковый номер модели.
Иерархия выглядела так:
Цифра | Класс | Группа | Сухая масса, кг | Объём двигателя | Примеры |
1 | Особо малый | Первая | До 649 | До 849 | ВАЗ-1111 «Ока» |
Вторая | 650–799 | 850–1099 | ЗАЗ-1102 «Таврия» | ||
2 | Малый | Первая | 800–899 | 1100–1299 | ВАЗ-2101 |
Вторая | 900–1049 | 1300–1499 | ВАЗ-2103 | ||
Третья | 1050–1149 | 1500–1799 | ВАЗ-2106 | ||
3 | Средний | Первая | 1150–1299 | 1800–2499 | ГАЗ-М-20 «Победа» |
Вторая | 1300–1499 | 2500–3499 | ГАЗ-21 «Волга» | ||
4 | Большой | Первая | 1500–1899 | 3500–4999 | ГАЗ-М-12 ЗиМ |
Вторая | 1900 и более | 5000 и более | ГАЗ-13 «Чайка» | ||
5 | Высший | — | Не регламентируется | ЗИЛ-111, 114 |
Например, ГАЗ-31029-51 означает, что продукт произведён на Горьковском автозаводе (ГАЗ), относится к среднему классу (3), легковой (1), является 9-й модификацией 2-й модели; 51 — вариант комплектации.
Эта же система используется российским автопромом и в настоящее время. На её основании определяется тип автомобиля для целей налогообложения. В большинстве же других случаев современные отечественные машины выпускаются уже с буквенным обозначением, а эта классификация применяется всё больше для внутризаводского использования. Например, ВАЗ-2170 более известен как LADA Priora (седан).
Видео о классах автомобилей:
Европейская система разделения автомобилей на классы
Европейская экономическая комиссия в определении классов машин не ограничилась техническими характеристиками. По мнению комиссии, на разделение авто на классы должны влиять и такие факторы, как цена, набор опций и другие параметры. То есть такое деление отражает не только чисто технические параметры, но и имеет ориентацию на целевой рынок.
Стоит учесть, что технические характеристики конкретного авто не могут быть ограничены какими-либо требованиями сегментации, производитель вправе выпускать любой продукт, соответствующий запросам целевой аудитории. По этой причине машины не всегда входят в рамки конкретного класса. Для примера можно рассмотреть Nissan Almera. Платформа, использованная для производства, та же, что и у Renault Logan. Производитель отнёс Nissan Almera к категории B+, стоимость и набор опций машины также находятся в пределах этой группы. А вот по габаритам и массе его можно отнести к классу C+, хотя по уровню технической оснащённости автомобилям подобного класса он значительно уступает.
Общая классификация выглядит следующим образом:
A | Mini cars (микроавтомобили) |
B | Small cars (малые автомобили) |
C | Medium cars (европейский «средний класс») |
D | Larger cars (большие семейные автомобили) |
E | Executive cars («бизнес-класс») |
F | Luxury cars (представительские автомобили) |
S | Sport coupes (спорткупе) |
M | Multi purpose cars (минивэны и УПВ) |
J | Sport utility (SUV, «паркетники», кроссоверы) |
Эта классификация достаточно обширная, но часто встречаются такие персонажи, которые занимают как бы промежуточные положения между классами, для их обозначения применяется дополнительный символ «+». Например, C+.
Для автомобилей A-класса характерны исключительно небольшие размеры, пассажиры здесь явно стеснены в пространстве салона. Их длина не превышает 3600 см, ширина — до 1520 см. Тип кузова — хэтчбек, обычно 3-дверный, но и 5-дверный тоже встречается, например Matiz. Малые размеры — самое главное достоинство этой группы, что в условиях городского ритма движения несомненный плюс, в остальном он весьма посредственен. Техническое обслуживание ничуть не дешевле, чем для автомобилей более высокого ранга, ходовые характеристики и динамика оставляют желать лучшего. Подходит для комфортного передвижения двух человек и небольшого багажа.
Автомобили категории В также имеют небольшие габариты, лишь немного превышающие машины класса A. Длина авто колеблется в диапазоне 3500–3900, ширина составляет от 1520 до 1630 см. В этой группе представлены как седаны, так и хэтчбеки, встречаются и универсалы. Скорость и динамика уже на достаточно неплохом уровне по сравнению с машинами на ступень ниже. Спокойно может быть использован для передвижения четырёх человек или двух с багажом. Все автомобили ВАЗ, кроме внедорожника «Нива», относятся к этой группе, а также Scoda Felicia, Peugeot-106, Toyota Yaris и другие модели.
Авто класса C обладают хорошими показателями скорости и динамичности, при этом достаточно вместительные. В этой категории представлены автомобили со всеми типами кузовов, от седана до универсала повышенной вместимости. Машины представлены как с передним, так и с задним приводом, есть даже и полноприводные. На европейском рынке такие автомобили забирают почти треть всех покупателей. Мощность авто этого класса колеблется около 75 л. с., а скорость может достигать 180 км/ч, расход при этом составляет 6–9 л. К ним непосредственно относятся Toyota Corolla, Scoda Octavia, Daewoo Nexia, Renault Logan. ВАЗовские модели в своё время также относили к классу C, однако, призадумавшись, отнести сюда можно только Приору.
Класс D включает в себя автомобили с наиболее оптимальным сочетанием ходовых характеристик, а также потребительских качеств. Авто представлены в различных типах кузовов, от седана до универсала повышенной вместимости. В этой категории, в зависимости от различного сочетания комплектаций и стоимости, применяется деление на обычную и элитную подгруппы, т. е. «люкс». Объём двигателя машин находится на отметке в 1,7 л, мощность достигает 190 л. с., а расход топлива колеблется в диапазоне от 8 до 12 литров. Сюда относятся Opel Vectra, Ford Mondeo, Nissan Primera, Toyota Avensis, Alfa Romeo 156.
В E-класс входят машины, относимые в Европе к высшему среднему классу. В России это ещё и представительские авто. В основном они высокого качества, в любом случае прослеживается сильная зависимость цены от марки, модификации и комплектации. Toyota Camri, Audi A6. Объём двигателя около 2,0 литра, мощность — в районе 140 л. с., а максимальная скорость достигает 200 км/ч, расход топлива при этом равен примерно 7–11 литров.
И наконец, к автомобилям класса F относятся очень дорогие машины, представленные только в типе кузова седан. Высший уровень вместимости и комфорта однозначно соответствует представительским авто. В России такие автомобили в силу их высокой стоимости встречаются очень редко. Lexus LS430, Jaguar XJ8, Mercedes-Benz S, BMW 7, Audi A8. Объём двигателя — примерно 3,0 литра, мощность достигает 300 л. с., а средняя скорость — около 180–200 км/ч. До сотни разгоняются за 8–10 секунд, расход топлива владельцев таких авто обычно не интересует.
К отдельному классу автомобилей относятся минивэны и универсалы повышенной вместимости. Эти авто необычайно популярны в США, также их популярность растёт и в странах Европы, ну и, конечно же, в России. Автомобили будут незаменимы для больших семей, в трехрядном исполнении такие автомобили, как правило, вмещают до 9 (вместе с водителем) пассажиров. А при сложенных или демонтированных сиденьях задних рядов такие машины весьма вместительны для грузопассажирских перевозок.
Внедорожники — также отдельный класс автомобилей. Эти машины выбирают за повышенную проходимость и прочную подвеску. В рамках группы автомобили также разделяются в зависимости от габаритов, то есть автомобили подразделяются на внедорожники малого, среднего и большого класса. Сюда же и относятся так называемые паркетники, или кроссоверы, но назвать внедорожниками их можно с достаточной натяжкой. Здесь всё заключается в конструктивных особенностях. Мощные проходимые внедорожники имеют рамную конструкцию, в кроссоверах же реализуется несущий кузов, так что они предназначены для уверенной езды по хорошим трассам. Рабочий объём двигателя автомобилей этого класса превышает 2,0 литра, мощность достигает 100 л. с., а скорость при этом начинается с отметки в 150 км/ч. Минимальный расход топлива составит примерно 8 литров, а максимальный достигнет 17–18 литров.
Перейдём к автомобилям с кузовом купе. Как верно подмечают эксперты, купе — это всего лишь тип кузова и, с одной стороны, нецелесообразно выделять эти автомобили в отдельный класс, они могут относиться к любому из классов. Однако, учитывая характерную для них достаточно высокую стоимость, полный набор опций и резвость целого «стада лошадей», с другой, стоит всё же задуматься над тем, что эти автомобили по праву могут составить отдельный класс. Объём двигателя в 2,0 л, 180 л. с. мощности и 240 км/час скорости — впечатляющие данные.
Ещё один класс — кабриолеты — автомобили с откидным верхом, их называют ещё родстерами, или спайдерами. Кабриолеты строятся на базе обычных автомобилей из класса B, C, D или даже E. Разделяются на кабриолеты-седаны или кабриолеты-купе. Часто их исполняют по индивидуальному заказу. Для любителей прокатиться с ветерком приготовлены 260 км/ч максимальной скорости, 240 л. с. мощности и объём двигателя около 2,5 литра. Расход топлива зависит от того класса, который взят за основу для кабриолета, и может варьироваться от 6 до 17–18 литров.
Прочие системы
Во Франции и Испании классы автомобилей основывались на их мощности для целей налогообложения, а также в зависимости от экологического класса. В Соединённых Штатах основой классификации автомобилей сначала была длина колёсной базы, а в настоящее время основой стал рассматриваться полезный объём салона. Нельзя также не отметить, что долгое время автомобили в США не имели определённого класса в зависимости от своих технических характеристик, а разделялись на классы исходя из престижности и позиционирования соответствующих торговых марок. Так, японской фирме Toyota пришлось разработать и выпустить новый бренд Lexus, потому что автомобили под торговой маркой Toyota позиционировались в стране как класс недорогих автомобилей.
Заметим, что деление машин на классы имеет достаточно общие и усреднённые характеристики, тогда как каждый конкретный автомобиль и производитель индивидуальны. По этой причине отнесение некоторых машин к какому-либо классу происходит достаточно условно. Причём такие недочёты характерны для любой из существующих систем деления на классы.