Классификация автомобилей

Мировой автопром демонстрирует нам огромное многообразие различных машин, позволяющее выбрать каждому потребителю автомобиль, соответствующий его запросам и возможностям. Стоит отметить, что классификаций авто достаточно много и классы автомобилей достаточно обширные. Каждый производитель использует собственную уникальную иерархию. Также имеются и общие для всех легковых авто системы классификации, их несколько. В их основе, как правило, лежат несколько признаков:

  • размеры;
  • вместительность салона, то есть полезный объём;
  • масса авто;
  • рабочий объём двигателя или его мощность;
  • место, занимаемое продуктом на потребительском рынке, а также некоторые другие.
Один из видов классификации автомобилей

Один из видов классификации автомобилей

Единая классификация авто в СССР

В Советском Союзе для классификации автомобилей существовал отдельный нормативный документ, а именно Единая отраслевая норма ОН 025270-66, действующая с 1966 года. Основой деления машин на классы стали объём двигателя, а также сухая масса. К тому же использовалась единая номенклатура, согласно которой все автозаводы страны обозначали выпускаемые машины. В общем, она выглядела следующим образом:

(название автозавода)-abcd, где

a — класс автомобиля согласно классификации;

b — тип (легковой (1), автобус (2), грузовой (3), тягач (4), самосвал (5), цистерна (6), фургон (7), спец. автомобиль (9));

c, d — порядковый номер модели.

Иерархия выглядела так:

Цифра Класс Группа Сухая масса, кг Объём двигателя Примеры
1 Особо малый Первая До 649 До 849 ВАЗ-1111 «Ока»
Вторая 650–799 850–1099 ЗАЗ-1102 «Таврия»
2 Малый Первая 800–899 1100–1299 ВАЗ-2101
Вторая 900–1049 1300–1499 ВАЗ-2103
Третья 1050–1149 1500–1799 ВАЗ-2106
3 Средний Первая 1150–1299 1800–2499 ГАЗ-М-20 «Победа»
Вторая 1300–1499 2500–3499 ГАЗ-21 «Волга»
4 Большой Первая 1500–1899 3500–4999 ГАЗ-М-12 ЗиМ
Вторая 1900 и более 5000 и более ГАЗ-13 «Чайка»
5 Высший Не регламентируется ЗИЛ-111, 114

Например, ГАЗ-31029-51 означает, что продукт произведён на Горьковском автозаводе (ГАЗ), относится к среднему классу (3), легковой (1), является 9-й модификацией 2-й модели; 51 — вариант комплектации.

Эта же система используется российским автопромом и в настоящее время. На её основании определяется тип автомобиля для целей налогообложения. В большинстве же других случаев современные отечественные машины выпускаются уже с буквенным обозначением, а эта классификация применяется всё больше для внутризаводского использования. Например, ВАЗ-2170 более известен как LADA Priora (седан).

Видео о классах автомобилей:

Европейская система разделения автомобилей на классы

Европейская экономическая комиссия в определении классов машин не ограничилась техническими характеристиками. По мнению комиссии, на разделение авто на классы должны влиять и такие факторы, как цена, набор опций и другие параметры. То есть такое деление отражает не только чисто технические параметры, но и имеет ориентацию на целевой рынок.

Стоит учесть, что технические характеристики конкретного авто не могут быть ограничены какими-либо требованиями сегментации, производитель вправе выпускать любой продукт, соответствующий запросам целевой аудитории. По этой причине машины не всегда входят в рамки конкретного класса. Для примера можно рассмотреть Nissan Almera. Платформа, использованная для производства, та же, что и у Renault Logan. Производитель отнёс Nissan Almera к категории B+, стоимость и набор опций машины также находятся в пределах этой группы. А вот по габаритам и массе его можно отнести к классу C+, хотя по уровню технической оснащённости автомобилям подобного класса он значительно уступает.

Общая классификация выглядит следующим образом:

A Mini cars (микроавтомобили)
B Small cars (малые автомобили)
C Medium cars (европейский «средний класс»)
D Larger cars (большие семейные автомобили)
E Executive cars («бизнес-класс»)
F Luxury cars (представительские автомобили)
S Sport coupes (спорткупе)
M Multi purpose cars (минивэны и УПВ)
J Sport utility (SUV, «паркетники», кроссоверы)

Эта классификация достаточно обширная, но часто встречаются такие персонажи, которые занимают как бы промежуточные положения между классами, для их обозначения применяется дополнительный символ «+». Например, C+.

Дэу Матиз — представитель авто A-класса

Дэу Матиз — представитель авто A-класса

Для автомобилей A-класса характерны исключительно небольшие размеры, пассажиры здесь явно стеснены в пространстве салона. Их длина не превышает 3600 см, ширина — до 1520 см. Тип кузова — хэтчбек, обычно 3-дверный, но и 5-дверный тоже встречается, например Matiz. Малые размеры — самое главное достоинство этой группы, что в условиях городского ритма движения несомненный плюс, в остальном он весьма посредственен. Техническое обслуживание ничуть не дешевле, чем для автомобилей более высокого ранга, ходовые характеристики и динамика оставляют желать лучшего. Подходит для комфортного передвижения двух человек и небольшого багажа.

Автомобили категории В также имеют небольшие габариты, лишь немного превышающие машины класса A. Длина авто колеблется в диапазоне 3500–3900, ширина составляет от 1520 до 1630 см. В этой группе представлены как седаны, так и хэтчбеки, встречаются и универсалы. Скорость и динамика уже на достаточно неплохом уровне по сравнению с машинами на ступень ниже. Спокойно может быть использован для передвижения четырёх человек или двух с багажом. Все автомобили ВАЗ, кроме внедорожника «Нива», относятся к этой группе, а также Scoda Felicia, Peugeot-106, Toyota Yaris и другие модели.

Scoda Felicia — представитель авто B-класса

Scoda Felicia — представитель авто B-класса

Авто класса C обладают хорошими показателями скорости и динамичности, при этом достаточно вместительные. В этой категории представлены автомобили со всеми типами кузовов, от седана до универсала повышенной вместимости. Машины представлены как с передним, так и с задним приводом, есть даже и полноприводные. На европейском рынке такие автомобили забирают почти треть всех покупателей. Мощность авто этого класса колеблется около 75 л. с., а скорость может достигать 180 км/ч, расход при этом составляет 6–9 л. К ним непосредственно относятся Toyota Corolla, Scoda Octavia, Daewoo Nexia, Renault Logan. ВАЗовские модели в своё время также относили к классу C, однако, призадумавшись, отнести сюда можно только Приору.

Daewoo Nexia — представитель авто C-класса

Daewoo Nexia — представитель авто C-класса

Класс D включает в себя автомобили с наиболее оптимальным сочетанием ходовых характеристик, а также потребительских качеств. Авто представлены в различных типах кузовов, от седана до универсала повышенной вместимости. В этой категории, в зависимости от различного сочетания комплектаций и стоимости, применяется деление на обычную и элитную подгруппы, т. е. «люкс». Объём двигателя машин находится на отметке в 1,7 л, мощность достигает 190 л. с., а расход топлива колеблется в диапазоне от 8 до 12 литров. Сюда относятся Opel Vectra, Ford Mondeo, Nissan Primera, Toyota Avensis, Alfa Romeo 156.

Toyota Avensis — представитель авто D-класса

Toyota Avensis — представитель авто D-класса

В E-класс входят машины, относимые в Европе к высшему среднему классу. В России это ещё и представительские авто. В основном они высокого качества, в любом случае прослеживается сильная зависимость цены от марки, модификации и комплектации. Toyota Camri, Audi A6. Объём двигателя около 2,0 литра, мощность — в районе 140 л. с., а максимальная скорость достигает 200 км/ч, расход топлива при этом равен примерно 7–11 литров.

Audi A6 — представитель авто E-класса

Audi A6 — представитель авто E-класса

И наконец, к автомобилям класса F относятся очень дорогие машины, представленные только в типе кузова седан. Высший уровень вместимости и комфорта однозначно соответствует представительским авто. В России такие автомобили в силу их высокой стоимости встречаются очень редко. Lexus LS430, Jaguar XJ8, Mercedes-Benz S, BMW 7, Audi A8. Объём двигателя — примерно 3,0 литра, мощность достигает 300 л. с., а средняя скорость — около 180–200 км/ч. До сотни разгоняются за 8–10 секунд, расход топлива владельцев таких авто обычно не интересует.

Jaguar XJ8 — представитель авто F-класса

Jaguar XJ8 — представитель авто F-класса

К отдельному классу автомобилей относятся минивэны и универсалы повышенной вместимости. Эти авто необычайно популярны в США, также их популярность растёт и в странах Европы, ну и, конечно же, в России. Автомобили будут незаменимы для больших семей, в трехрядном исполнении такие автомобили, как правило, вмещают до 9 (вместе с водителем) пассажиров. А при сложенных или демонтированных сиденьях задних рядов такие машины весьма вместительны для грузопассажирских перевозок.

TLC 200 — типичный представитель внедорожников

TLC 200 — типичный представитель внедорожников

Внедорожники — также отдельный класс автомобилей. Эти машины выбирают за повышенную проходимость и прочную подвеску. В рамках группы автомобили также разделяются в зависимости от габаритов, то есть автомобили подразделяются на внедорожники малого, среднего и большого класса. Сюда же и относятся так называемые паркетники, или кроссоверы, но назвать внедорожниками их можно с достаточной натяжкой. Здесь всё заключается в конструктивных особенностях. Мощные проходимые внедорожники имеют рамную конструкцию, в кроссоверах же реализуется несущий кузов, так что они предназначены для уверенной езды по хорошим трассам. Рабочий объём двигателя автомобилей этого класса превышает 2,0 литра, мощность достигает 100 л. с., а скорость при этом начинается с отметки в 150 км/ч. Минимальный расход топлива составит примерно 8 литров, а максимальный достигнет 17–18 литров.

Перейдём к автомобилям с кузовом купе. Как верно подмечают эксперты, купе — это всего лишь тип кузова и, с одной стороны, нецелесообразно выделять эти автомобили в отдельный класс, они могут относиться к любому из классов. Однако, учитывая характерную для них достаточно высокую стоимость, полный набор опций и резвость целого «стада лошадей», с другой, стоит всё же задуматься над тем, что эти автомобили по праву могут составить отдельный класс. Объём двигателя в 2,0 л, 180 л. с. мощности и 240 км/час скорости — впечатляющие данные.

Mercedes S-класса в кузове купе

Mercedes S-класса в кузове купе

Ещё один класс — кабриолеты — автомобили с откидным верхом, их называют ещё родстерами, или спайдерами. Кабриолеты строятся на базе обычных автомобилей из класса B, C, D или даже E. Разделяются на кабриолеты-седаны или кабриолеты-купе. Часто их исполняют по индивидуальному заказу. Для любителей прокатиться с ветерком приготовлены 260 км/ч максимальной скорости, 240 л. с. мощности и объём двигателя около 2,5 литра. Расход топлива зависит от того класса, который взят за основу для кабриолета, и может варьироваться от 6 до 17–18 литров.

Кабриолет Ауди

Кабриолет Ауди

Прочие системы

Во Франции и Испании классы автомобилей основывались на их мощности для целей налогообложения, а также в зависимости от экологического класса. В Соединённых Штатах основой классификации автомобилей сначала была длина колёсной базы, а в настоящее время основой стал рассматриваться полезный объём салона. Нельзя также не отметить, что долгое время автомобили в США не имели определённого класса в зависимости от своих технических характеристик, а разделялись на классы исходя из престижности и позиционирования соответствующих торговых марок. Так, японской фирме Toyota пришлось разработать и выпустить новый бренд Lexus, потому что автомобили под торговой маркой Toyota позиционировались в стране как класс недорогих автомобилей.

Заметим, что деление машин на классы имеет достаточно общие и усреднённые характеристики, тогда как каждый конкретный автомобиль и производитель индивидуальны. По этой причине отнесение некоторых машин к какому-либо классу происходит достаточно условно. Причём такие недочёты характерны для любой из существующих систем деления на классы.