Ремонт стальных и легкосплавных колёс

О такой операции, как прокатка колёсных дисков, слышал каждый водитель — она помогает устранить повреждения, полученные при наезде на крупную неровность либо ином сильном ударе. В объявлениях, размещаемых автосервисами на биллбордах и в интернете, также часто встречается и такая услуга, как прокатка литых дисков. Однако специалисты говорят, что ремонт легкосплавных колёс методом прокатки недопустим, поскольку диски при этом теряют свои свойства. Поэтому стоит очень внимательно уточнять, как именно будут выполняться восстановительные процедуры.

Диск с повреждениями

Стоит уточнить все формальности перед прокаткой дисков

Ремонт стальных колёс

При повреждении штампованного диска, произведённого из высокопрочной стали, восстановление будет осуществляться очень простым способом. Для придания металлу большей пластичности он предварительно прогревается, а потом подвергается обработке движущимися с высокой скоростью роликами. Этот процесс называется прокаткой — с его помощью можно выровнять диск полностью либо устранить небольшое повреждение в одной его части. Эксперты говорят, что прокатка позволяет достичь лучших результатов, чем при выравнивании стальных дисков молотком, поскольку после неё колесо не нужно подвергать сложной балансировке.

Прокатка недопустима только в единственном случае — когда обод колеса содержит очень крупные трещины и разрывы, а также при сильном его отрыве от ступицы. Также работники шиномонтажных мастерских часто отказываются выполнять ремонт штампованных дисков, если глубина полученной вмятины превышает 5 сантиметров. При прокатке такие колёса нередко лопаются, что расценивается некоторыми клиентами, как умышленное повреждение имущества.

Прокатка стального диска

Диски с небольшими повреждениями могут подвергаться холодной прокатке, которая считается щадящей. Если процедура, сопровождающаяся серьёзным нагревом, изменяет молекулярную структуру стали, то здесь этого не происходит. Однако ролики такого станка изнашиваются намного быстрее, что делает услугу более дорогой для водителя. После прокатки стальной диск желательно проверить на соответствие заданным производителем параметрам — в результате механической обработки он может немного деформироваться. В таком случае геометрические размеры автомобильного компонента восстанавливаются, после чего он подвергается повторной прокатке и балансировке.

Восстановление любых дисков лучше поручить специализированному колёсному центру. Если обычные СТО и шиномонтажные мастерские часто пользуются устаревшим подержанным оборудованием, то в этом случае собственники не скупятся на оснащении своего предприятия. Применение новейших станков с прецизионными допусками позволяет добиться идеальной балансировки колёс после первой прокатки, а также избежать их случайного повреждения при механическом воздействии. Кроме того, колёсные центры нередко приобретают лазерные измерительные комплексы, с помощью которых удаётся замерить основные параметры ремонтируемого изделия.

Восстановление легкосплавных дисков

Литые диски намного прочнее стальных, однако, их подводит жёсткость. После приложения большой силы к их поверхности сплав цветных металлов не прогибается, а попросту лопается. Конечно, вмятины также могут появляться на легкосплавных колёсах, однако такие случаи встречаются реже, чем при использовании штампованных дисков.

Прокатка литого диска

Жёсткость цветных металлов заставляет использовать нагрев до высокой температуры при ремонте колёс. Однако если сталь полностью теряет свои свойства после нескольких циклов нагревания, то для алюминия вполне достаточно одного. Поэтому ремонт колёсных дисков путём их горячей прокатки неизбежно приводит к существенному снижению прочности. Восстановить удаётся только первоначальный внешний вид изделия, чем пользуются многие мошенники. Однако при покупке распознать отремонтированные литые колёса будет очень просто — сильный нагрев оставляет пятна, устранить которые можно только путём их закрашивания.

Способ холодной прокатки при ремонте легкосплавных дисков практически не применяется, что связано с огромной трудоёмкостью такой работы. Вначале необходимо лёгким молоточком выровнять полученное повреждение, что отнимает огромное количество времени, и только затем укладывать колесо на станок. Хотя относительно недавно начали появляться специализированные центры по ремонту литых колёс, использующие безопасные методики — их услуги стоят недёшево, однако они дают гарантию прочности обработанного диска.

До и после прокатки

Лопнувшие легкосплавные диски обычно восстанавливают при помощи аргоновой сварки — при этом трещину заделывают специальной присадочной проволокой, состав которой подбирается для каждого изделия индивидуально. Но результативность такого ремонта очень сомнительна, поскольку большинство производителей литых колёс недвусмысленно указывают в сопроводительных документах, что применение сварки категорически запрещено. Нагревание металла приводит к серьёзному изменению его молекулярной структуры, за чем следует снижение прочности и долговечности. Специалисты указывают, что все процедуры, связанные с повышением температуры легкосплавного диска, позволяют получить только временный результат. После такого ремонта допускается пробег автомобиля не более 1–2 тысяч километров, в течение которого нужно позаботиться о смене колёс.

Некоторые сервисные центры, занимающиеся продажей и восстановлением колёс, предлагают также услугу их покраски. Следует помнить, что для окрашивания дисков используется только порошковый метод с созданием высокопрочного напыления, поскольку обычная краска быстро отслаивается от поверхности быстро вращающегося колеса. После покраски нужно обязательно выполнять балансировки, поскольку добиться её равномерного нанесения практически невозможно. Обязательно нужно выполнять регулярную окраску стальных дисков, чтобы защитить их от коррозии, а также изделий с высоким содержанием магния, поскольку они могут повреждаться при контакте с водой.

Возможные опасности

Обращаясь к предприятию, занимающемуся восстановлением дисков, обязательно уточните, какой станок для прокатки будет использоваться при выполнении ремонтных процедур. Сильный нагрев очень вреден даже для штампованных стальных колёс, тогда как легкосплавные диски он способен полностью разрушить. Конечно, внешне колёса будут казаться целыми, однако при наезде на небольшое препятствие они могут сильно деформироваться и даже лопнуть. Это приведёт к очень серьёзным последствиям, вплоть до возникновения ДТП и получения травм людьми. Поэтому при появлении небольшой вмятины в легкосплавном диске стоит использовать для его ремонта метод холодной прокатки. Если же повреждение можно назвать серьёзным, лучше сразу приобрести новое колесо.