Volkswagen Polo: сказано по-немецки, сделано по-русски

Было бы преувеличением сказать, что до России этот автомобиль добирался несколько десятков лет, но до недавнего времени любой обзор «Фольксваген Поло» рассказывал бы о машине, продающейся по всему миру. Сегодня седан пятого поколения собирается под Калугой, и, по словам представителей Volkswagen, максимально адаптирован для российских реалий. Судя по уровню продаж, ошибки, допущенные при попытке продать просроченный бразильский хэтчбек Volkswagen Golf российскому покупателю, учтены в полной мере. Перед нами действительно новый автомобиль с собственной историей и неплохим соотношением цены и качества.

Автомобиль Volkswagen Polo Sedan

Автомобиль Volkswagen Polo Sedan

Поводом для появления на российском рынке этого авто стала действительно высокая потребность отечественного покупателя в недорогом, но достаточно качественном автомобиле. VW Polo Sedan, созданный, по сути, путём приращения к хэтчбеку колёсной базы и увеличения дорожного просвета, метит на освобождённое российским автопромом место современного «народного» автомобиля. В отличие от предыдущих поколений ему это вполне удаётся.

Экскурс в историю

Будущие покупатели могли увидеть первый VW Polo на выставке 1975 года в немецком Ганновере. Уже тогда концерн Volkswagen делал ставку на доступность автомобиля и качественную сборку. Шутка ли, Polo первого поколения стоил в родной Германии 7500 марок — крайне соблазнительная по тем временам цена.

Volkswagen Polo первое поколение (1975–1981)

Volkswagen Polo первое поколение (1975–1981)

От основных конкурентов практичный и немного угловатый автомобиль отличала не только качественная немецкая сборка, но и узнаваемая внешность. Дизайн первого поколения VW Polo разработал знаменитый итальянский дизайнер Марчелло Гандини, известный своим участием в таких проектах, как Alfa Romeo и Lamborghini. Polo создан на базе Audi 50, потеснив ее в секторе доступных и надёжных автомобилей. 132 км/ч — максимальная скорость первого Polo — кажется неплохим результатом, учитывая мощность мотора в 40 л. с.

От Парижа до Калуги

Популярность первых поколений VW Polo объяснялась большим выбором силовых агрегатов: в гамме двигателей можно было найти бензиновые моторы, развивавшие до 200 км/ч (Coupe GT G40, 115 л. с.) и дизели с разнообразными характеристиками. Второе поколение смогло порадовать покупателей не только разнообразием двигателей, но и вариациями купе.

Второе поколение, производившееся с 1981 по 1994 год, пережило серьёзное обновление только в 1990, когда на Polo стали устанавливать миниатюрный двигатель объёмом в 1 литр (45 л. с.). Тогда же на авто появилась пятиступенчатая коробка передач. Модернизации двигателей и трансмиссии сопутствовало обновление внешности автомобиля.

Volkswagen Polo второго поколения (1981–1994)

Volkswagen Polo второго поколения (1981–1994)

Технические характеристики Фольксвагена Поло этого периода вряд ли соответствуют популярности авто, приведшей к тому, что за 13 лет было продано 2 млн автомобилей. Третье поколение было представлено на автошоу в Париже и в целом не поддержало уровень Polo II. VW экспериментировал с кузовом вплоть до 2001 года: автомобилю, выпускавшемуся изначально в двух вариантах хэтчбека (трех- и пятидверном), вернули кузов седана. Последняя модель продавалась под названием Polo Classic, и собирали её не в Германии, как все предыдущие автомобили, а на испанском заводе SEAT (модель Cordoba этой же фирмы поделилась с Polo Sedan платформой).

Лучшим авто третьего поколения признан Polo GTI с экономичным двигателем (1,6 литра, 125 л. с.) и отличной аэродинамикой (Сх = 0,32). Однако и он на рубеже тысячелетий не избежал глобальной модернизации VW Polo. Более половины внутренних деталей были заменены на соответствующие требованиям нового времени.

Polo IV заметно ближе к современной версии, хотя бы из-за возможности установки на авто автоматической КПП (ставилась только на двигатель в 75 л. с.). Хэтчбек построен на базе автомобиля Skoda Fabia. Внешний вид Polo XXI века строг и лаконичен, те же черты прослеживаются в интерьере авто. VW впервые применил лазерную резку для сборки бюджетных авто, что объясняет низкий уровень шума и долговечность автомобиля.

Идеи, заложенные в конструкцию жёсткого на кручение и снабжённого продуманными стойками кузова, используются в Polo и по сей день. NCAP оценило безопасность водителя 4 звездами, но потенциал конструкции был использован только в 5-м поколении. Авто продавалось с системой ABS и гидравлическим усилителем руля в базовой комплектации. C 2005 года в стандартный комплект входит и система ESP. Большое внимание теперь уделяется антикоррозийной защите: все контактирующие с атмосферой элементы VW Polo проходят гальванизацию.

Новый Volkswagen Polo

Пятое, последнее поколение VW Polo было представлено публике на Женевском автосалоне 2009 года. Впервые авто спроектировано на собственной разработке Volkswagen — платформе PQ25. Правда, Polo в претензиях на этот комплект немного опередил автомобиль Ibiza, выпускаемый под дочерним брендом SEAT.

Пятое поколение VW Polo

Пятое поколение VW Polo

Под именем Polo Sedan автомобиль появился в России немного позднее, в июне 2010 года на выставке в Москве. Перед запуском российской версии Volkswagen провёл множество испытаний, в том числе касавшихся качества знаменитого российского топлива. Отечественная версия Polo не тестировалась на безопасность в Европе, где NACP оценило безопасность авто на пять звёзд (14,8 баллов). Тест «Авторевю» подтвердил оценку, хотя Polo калужской сборки не имеют пиротехнических преднатяжителей ремней безопасности.

Технические характеристики Volkswagen Polo Sedan
Марка автомобиля: Volkswagen Polo Sedan
Страна-производитель: Германия (сборка Россия, Калуга)
Тип кузова: Седан
Число мест: 5
Число дверей: 5
Объём двигателя, куб.см: 1598
Мощность, л. с./об. мин.: 105/5250
Максимальная скорость, км/ч: 187/190 (АКПП/МКПП)
Разгон до 100 км/ч, с: 12.1/8.1 (АКПП/МКПП)
Тип привода: передний
КПП: 5МКПП, 6АКПП
Тип топлива: бензин АИ-95
Расход на 100 км: город 11,2; трасса 8,5
Длина, мм: 4384
Ширина, мм: 1699
Высота, мм: 1465
Клиренс, мм: 170
Размер шин: 175/70 R14 (185/60 R15)
Снаряженная масса, кг: 1217/1159 (АКПП/МКПП)
Полная масса, кг: 1700/1660 (АКПП/МКПП)
Объём топливного бака: 55

Силовые агрегаты

VW Polo 2099 года выпуска имеет широкий ряд двигателей, начиная с небольшого по сегодняшним меркам бензинового «шестиклапанника» объёмом в 1,2 литра и заканчивая мотором на 132 КВт и 1,8 литра объёма. Самый маленький представитель этой линейки на максимуме оборотов (5200) выдаёт 60 л. с. На шесть клапанов приходится три цилиндра. Другая вариация этого двигателя на те же три цилиндра имеет 12 клапанов и демонстрирует 69 л. с. сил с максимумом оборотов в 5400. Ещё одна модификация двигателя имеет объём 1,39 литра (4 цилиндра на 12 клапанов): 86 л. с. достигается на 5000 оборотов.

Самая интересная новинка в ряду моторов VW Polo — миниатюрный 1,2 (1197 см³), снабжённый системами промежуточного охлаждения на водно-воздушной основе и непосредственного впрыска топлива. Конструкция этого восьмиклапанного «лилипута» целиком отлита из алюминия. На 8 клапанов приходится единственный распредвал.

Двигатель автомобиля Volkswagen Polo

Двигатель автомобиля Volkswagen Polo

Технические характеристики «Фольксваген Поло Седан» предусматривают только один двигатель: атмосферный 1,6 (1598 см³) выдаёт 107 л. с. на максимуме в 5250 об/мин (европейский собрат двигателя с системой TSI показывает до 140 л. с.). Степень сжатия двигателя Polo Sedan — 10,5 , крутящий момент — 153 Н·м (3750 об/мин). Если верить официальным данным, двигатель расходует 5,1 литра на положенную сотню километров трассы и 8,7 литра на ту же сотню по городу, однако отзывы о «Фольксваген Поло» российских владельцев не всегда соотносятся с этими показателями. Рекомендованное Volkswagen топливо — АИ-95. Стоит отметить и предлагаемый европейскому покупателю турбированный дизель объёмом 1,6 литра с фильтром от сажи.

Трансмиссия

Рядовому покупателю дилеры VW предлагают два варианта КПП: пятиступенчатая механика и автомат на 6 скоростей. За доплату возможна установка роботизированной коробки с семью скоростями. DSG переключает скорости без разрыва мощности и имеет 2 сцепления. Тест-драйв «Фольксваген Поло Седан» с механической КПП показывает неплохую динамику разгона, усилие распределяется равномерно, а двигатель неплохо показывает себя даже не невысоких оборотах, хотя основной прирост начинается с 3000 оборотов.

Механическая КПП не устанавливается на двигатели с системой TSI, а в остальном никаких ограничений не имеется. Оба варианта КПП Polo Sedan снабжаются ручным переключением. Комфорт от использования системы переключения «Tiptronic» отмечает каждый второй тест-драйв «Фольксваген Поло», однако некоторые отзывы упоминают о том, что автомобиль перестал быть таким же «неубиваемым», как его предшественники, и в первую очередь это связано с электроникой.

По сравнению с Polo IV ходовая часть авто не претерпела больших изменений: сопряжённые продольные рычаги поддерживают подвеску McPherson. Усовершенствования коснулись деталей: улучшены показатели демпфирования амортизаторов, переработаны поперечные стабилизаторы, опоры и пружины подвески. Поведение авто на высоких скоростях больше не таит неприятных сюрпризов, что также отмечают отзывы о Volkswagen Polo, хотя здесь же можно найти упоминания о недостаточном усилии на руле (электронный гидроусилитель и система «рейка-шестерня»). Большое количество таких жалоб привело к тому, что некоторое время VW принудительно менял на ТО наконечники рулевых тяг.

На передних колёсах — дисковые тормоза, но задние в базовой комплектации снабжаются только барабанными. Контурная тормозная система монтируется в топовой комплектации. Минимальная резина Polo Sedan — 175/70R14, максимум — 185/60R15. Доплатив, можно получить легкосплавные диски 17 дюймов в диаметре и шасси с покрышками 215/40R.

Габариты

Длина стандартного Polo V — 3970 мм, но Polo Sedan, продаваемый в России, длиннее хэтчбека на 40 см (4384 мм). Ширина седана немного больше (1682 против 1669 мм), а высота авто меньше (1485 против 1465 мм). Это самые большие показатели для класса B. Клиренс независимо от места реализации — 17 см.

На материалах VW не экономит: верхние лонжероны, основная перекладина бампера, усилители моторного щита и центрального тоннеля выполнены из высокопрочной стали. Все стойки кузова сделаны из цельного куска металла, прошедшего закалку путём разогревания до 950 °C и прессовки с охлаждением. На заводе VW под Калугой такие детали пока делать не научились, и все они импортируются из Германии.

Интерьер и комплектации

Внешний вид Polo дублирует старшие модели Volkswagen и ничем действительно интересным не запоминается. Тот же принцип прослеживается во внутренней отделке: выглядит салон отлично, но многие материалы являются дешёвыми аналогами дорогих моделей VW. Цена «Фольксваген Поло Седан» зависит от выбора одной из трёх комплектаций:

  • Trendline — 460 000 рублей (МКПП);
  • Comfortline — от 541 до 577 тыс. рублей (МКПП и АКПП);
  • Highline — от 601 до 648,5 тыс. рублей;

В базовой версии дилеры предлагают шины «Кама Euro». В стандартный набор включены две подушки безопасности, иммобилайзер, стеклоподъёмники на электрической тяге, бортовой компьютер и стальные диски на 14 дюймов. Кондиционер, противотуманные фары и mp3-аудиосистема становятся доступными только в варианте «Highline».

Интерьер автомобиля Volkswagen Polo

Интерьер автомобиля Volkswagen Polo

Достоинства и недостатки VW Polo

На видео — тест-драйв Volkswagen Polo:

Плюсы:

  • высокая безопасность;
  • невысокая цена при добротной сборке;
  • экономичный двигатель;
  • ABS в базовой комплектации.

Минусы:

  • слабое качество российской сборки;
  • проблемы с гидрокомпенсаторами Polo Sedan;
  • подвеска, не отрегулированная для работы с АКПП (тяжелее механики на 60 кг).

Заключение

Предоставленное производителем резюме выглядит для российского покупателя крайне соблазнительным. Однако заявленные достоинства Polo Sedan немного подпорчены отечественной сборкой: отзывы о «Фольксваген Поло» отмечают стучащие компенсаторы на руле и слабую адаптацию энергоёмкости подвески к российским дорогам. Расход топлива чуть больше, чем указан в каталоге VW (6,5 литра на трассе).

Видеоотзыв о Volkswagen Polo Sedan:

Все недостатки покрывает цена и неплохая базовая комплектация Polo Sedan. И пусть претензии на лавры «народного» автомобиля кажутся чересчур завышенными, в целом с традиционными российскими проблемами автомобиль справляется довольно уверено. Остаётся надеяться, что со временем немецкий концерн сумеет наладить качественное производство в Калуге, и шероховатости сборки станут не столь заметны на фоне достоинств автомобиля.