Выбираем лучший вариант
Работа над созданием автомобиля берет свое начало в далеком 1952 году. Работы над дизайном автомобиля, в которых немаловажную роль сыграли разработки концерна «Форд», производили художники в двух независимых проектах параллельно:
- ГАЗ-21М — Волга, художник Лев Еремеев;
- ГАЗ-21М — Звезда, художник Джон Вильямс.
В 1953 году были изготовлены макеты двух автомобилей. Если второй макет выглядел более передовым, первый макет был признан идеально соответствующим требованиям того времени. Также в 1953 году к работе группы присоединился конструктор А. Невзоров, и в первом полугодии 1954 года первые прототипы были изготовлены. Приступили к предварительным испытаниям.
На протяжении всего года работы по доводке и усовершенствованию прототипов шли полным ходом, и 3 мая 1955 года из ворот Горьковского автозавода своим ходом направились на государственную приемку три автомобиля, один из них — с механической коробкой, два — с автоматическими коробками передач. Каждый автомобиль достойно выдержал испытания, в том числе длительный и сложный в то время автопробег по маршруту Москва–Крым–Москва.
Массовое производство
Получив одобрение, группа приступает к изготовлению промышленных чертежей и занимается подготовкой конвейерной сборки. 10 октября 1956 года три промышленных образца с 65-сильными нижнеклапанными «победовскими» двигателями объема 2,432 литра вышли в свет. В декабре 1956 года сборочный конвейер был запущен, и модель получила официальную дату рождения.
В 1957 году конвейерная Волга комплектуется как первым, так и новым 70-сильным двигателем с верхним расположением клапанов, с V – 2,445 литра. В соответствии с задачами, первоначально заводом серийно выпускаются автомобиль в двух модификациях:
- М-21Б — для общего использования;
- М-21Г — для такси. В них на заводе устанавливали счетчик и зеленый фонарь.
С появлением нового двигателя и установкой заднего моста с гипоидной передачей произошли изменения в индексах, и Волга получила следующие модификации:
- М-21А — такси;
- М-21В — общего использования;
- М-21Д — экспортный вариант с механической коробкой передач.
В 1958 году завод начал выпуск автомобилей с автоматической трансмиссией, и к ряду добавили экспортный вариант М-21Е с автоматической коробкой передач и форсированным 80-сильным двигателем.
Выпустив около 700 машин с автоматической коробкой передач, завод прекратил их производство из-за отсутствия сервисного обслуживания по стране.
Первые значительные внешние и внутренние изменения Волга претерпела в 1959 году. В этот период в автомобиле появились:
- стеклоомыватель;
- светоотражающий элемент в задних фонарях;
- новая облицовка радиатора, передний бампер, подфарники;
- задние брызговики;
- новая панель приборов;
- мягкие поручни на спинках передних сидений и пепельница для пассажиров заднего сиденья.
В соответствии с внесенными изменениями, появились новые модификации:
- М-21И — для общего использования;
- М-21К — экспортный вариант с форсированным двигателем и хромированным молдингом по нижнему краю остекления.
Следующие и последние внешние изменения были сделаны в 1962 году:
- изменение облицовки радиатора, бамперов;
- добавление подсветки заднего номера, изменение подфарников и задних фонарей;
- усовершенствование передней подвески;
- появление буксировочных крюков.
Начат выпуск модифицированной Волги со следующими индексами:
- М-21Л — для общего использования;
- М-21У — с улучшенной отделкой, названный народом «Люкс»;
- М-21Т — такси, с 1963 года выпускались с раздельными передними сидениями;
- М-21М — экспортный вариант с 80 и 85-сильными двигателями, хромированными окантовками стекол, накладками на крыльях и стилизованными надписями на передних крыльях. Выпускался также с правосторонним расположением руля.
Последняя модернизация была проведена в 1964 году, при этом во всех модификациях вместо буквы М появилась аббревиатура ГАЗ. В ходовой части были сделаны изменения и усиления передних лонжеронов, ступицы передних колес стали комплектоваться роликовыми подшипниками. Салон автомобиля получил мощный обогреватель, передние сиденья с регулируемым углом наклона спинки, модернизированные стеклоочистители.
Любители ГАЗ-21 получили возможность приобрести базовую модификацию с индексом Р, а модификация такси стала именоваться ГАЗ-21Т
Секрет успеха
Чем же так интересна модель ГАЗ-21 в наше время? Почему, завидев эту машину, так и тянет сделать несколько фото на ее фоне? Откуда популярная тенденция у молодоженов: в день свадьбы, воспользовавшись автомобилем клуба «Ретромобиль», прокатиться на раритетном автомобиле по городу с помпезностью и ветерком?
На видео — история автомобиля ГАЗ-21:
Ответ прост. В 50-е годы прошлого века конструкторам удалось сделать прорыв в создании идеальной формы автомобиля, которая притягивает взор и в наши дни. С 1956 по 1970 год заводом было выпущено 638 798 автомобилей отличного качества, простоты и надежности в эксплуатации. Не стоит говорить о том, что отлично известно, — о прочности кузова. Применяя при производстве стандартный металл, при помощи точных просчетов силовых элементов конструкторы добились такой прочности, что миф о «специальном толстом металле» жив и сейчас.