Дорогая страховка — подорожание ОСАГО, как антикризисная мера

25.03.2015 22:17

Ещё в конце 2014 года стало понятно, что система ОСАГО находится на грани развала — предельные выплаты не могли обеспечить достаточное количество средств для ремонта транспортного средства, а страховщики начали нести убытки в результате существенных изменений на валютном рынке. По поручению Президента основные показатели страхового рынка были пересмотрены — в частности, базовая стоимость ОСАГО увеличилась от 23 до 30% в зависимости от региона. Кроме того, согласно постановлению от октября 2014 года, предельный допустимый размер выплат также возрос — нанесение вреда здоровью оценивалось теперь максимум в 500 тысяч против прежних 160 тысяч рублей, а имуществу — в 400 тысяч против 120 тысяч рублей. Заранее было объявлено, что в 2015 году автомобилистов ждёт повышение тарифов на 30% — однако в феврале Президент дал распоряжение пересмотреть этот показатель, для чего были привлечены специалисты по актуарным расчётам МГУ. По итогам вычислений они представили вниманию общественности следующие цифры, которые вошли в публикацию Центробанка.

О повышении стоимости ОСАГО было известно с начала года

О повышении стоимости ОСАГО было известно с начала года

Новое распоряжение

Постановление Центробанка вступает в силу от 12 апреля 2015 года — поэтому страховку можно будет купить по прежней стоимости до истечения указанного периода. Главным новшество является повышение основы тарифа ОСАГО — базовой ставки, которая повысится сразу на 40%. Кроме того, чтобы обеспечить функционирование более эффективного механизма ценообразования, делающего этот рынок конкурентным, с 5% до 20% расширен ценовой коридор для страховщиков. На практике это означает повышение цен с прежних 2440–2574 рублей в год до новых показателей 3432–4118 рублей.

Кроме того, по итогам анализа эффективности страхования в отдельных регионах России были пересмотрены и местные коэффициенты, чтобы уменьшить уровень убыточности для регионов с высокой аварийностью и снизить ценовую нагрузку на водителей в регионах с малым количеством ДТП. Существенно снижены (уменьшение до 41%) коэффициенты для следующих территорий:

  • Дагестан;
  • Чечня;
  • Ингушетия;
  • Тува;
  • Забайкальский край;
  • Байконур;
  • Чукотский автономный округ;
  • Еврейская автономная область;
  • Якутия (республика Саха);
  • Ленинградская область.
Изменение тарифов по-разному скажется на различных регионах России 

Изменение тарифов по-разному скажется на различных регионах России

Однако планируется и существенное повышение коэффициентов для тех территорий, которые показали себя убыточными для страховщиков (рост до 25%):

  • Камчатский край;
  • Мордовия;
  • Чувашия;
  • Курганская область;
  • Воронежская область.

Что же касается Москвы и Московской области, коэффициенты ОСАГО для них останутся неизменными.

Почему не больше?

Несмотря на столь существенное для населения подорожание ОСАГО, многие представители рынка признаются, что ждали большего роста тарифов. Большинство из них убеждено, что такие показатели не позволят сохранить страховой рынок в неизменном виде, так как часть компаний будет вынуждена закрыть свой бизнес в связи с убыточностью. При проведении опроса один из наибольших показателей роста назвала компания «Ингосстрах», которая предложила рост базовой ставки ОСАГО более чем на 50%.

Компания «Ингосстрах»

Однако Центробанк считает такое увеличение показателей неприемлемым. Его сотрудники указывают на то, что страхование ОСАГО фактически является социальным продуктом, с необходимостью приобретения которого сталкиваются даже наименее обеспеченные материально автомобилисты. По мнению специалистов регулирующего органа, предельным показателем роста с учётом региональных коэффициентов должна стать цифра в 100%, что и было заложено в новые тарифы ОСАГО.

Видео о подорожании страхования ОСАГО:

Тем не менее по оценкам страховщиков, и по расчётам актуарных специалистов даже такое повышение не способно полностью ликвидировать дефицит тарифов ОСАГО по всем видам транспорта. В частности, наибольшее отставание фактических показателей от требуемых наблюдается по троллейбусам, для которых дефицит тарифов составляет до 400%. Поэтому в будущем планируется вновь пересматривать базовую ставку — примерно раз в полгода, что позволит постепенно достичь необходимых показателей. При этом Центробанк обещает, что повышение тарифов будет небольшим — конечно, при отсутствии влияния внешних факторов, подобных колебанию на валютном рынке. В течение нескольких недель после введения новых тарифов планируется провести масштабную инспекцию страховщиков — при выявлении определённых нарушений к ним будут применяться жёсткие административные меры, что позволит довести качество предоставляемых услуг до уровня, соответствующего увеличенным тарифам.

Необходимое повышение

Центробанк указывает на то, что такие меры являются необходимыми в сложной ситуации, сложившейся на страховом рынке и в экономике страны в целом. По словам его представителей, если бы тарифы не были повышены, это могло бы привести к множеству негативных последствий. Во-первых, существенно уменьшилось бы количество страховщиков, предлагающих ОСАГО, что негативно повлияло бы на доступность полиса. Во-вторых, оставшиеся участники рынка начали бы предлагать ОСАГО в пакете с другими услугами, что привело бы к существенному удорожанию тарифа, причём на больший показатель, чем определён нынешним постановлением. Однако стоимость ОСАГО, которая будет взиматься с автомобилистов после 12 апреля, не решает полностью все проблемы, которые существуют в автомобильном страховании — поэтому необходимо ждать её дальнейшего пересмотра.

Автор: Александр Фоменко