Поворачиваемость автомобиля

Задолго до похода автосалон, потенциальный автовладелец начинает изучать в Интернете имеющееся предложения, оценивая дизайн различных моделей, их стоимостные параметры и технические характеристики. К моменту покупки он становится профессионалом в оценке авто, свободно разбираясь в таких вопросах, что характеризует мощность двигателя и преимущества полноприводных образцов от автомобилей с одним передним или задним приводом. Однако такие показатели, как избыточная или недостаточная поворачиваемость автомобиля обычно в технических характеристиках не указывается, в то же время эти значения в определенной мере характеризуют устойчивость и маневренность легкового авто.

Что такое поворачиваемость автомобиля?

Автолюбители, постоянно отслеживающие информацию о новинках автомобильной индустрии, часто при просмотре результатов тест-драйвов сталкиваются с таким понятием, как «поворачиваемость» транспортного средства, причем она может быть, как избыточная, так и недостаточная. Сам термин звучит несколько странно для слуха неискушенного автомобилиста, который считает, что автомобиль или может поворачиваться, или нет – в случае проблем с рулевым управлением. Однако этот термин носит несколько иной смысл, и рулевое управление относится к нему лишь опосредствованно.

Понятие «поворачиваемость» характеризует степень управляемости транспортного средства при уменьшении сцепляемости покрышек его колес с грунтом. Автолюбители, соблюдающие режим движения, избегающие интенсивных разгонов, торможений и крутых поворотов, вряд ли когда столкнутся с этой проблемой. Кроме того, современные автоматические системы стабилизации и средства безопасности, которыми оснащаются последние модели легковых автомобилей, предотвращают полную потерю сцепления автомобильных шин с дорогой. Однако ни один водитель не застрахован от заноса автомобиля и соответствующей этой ситуации потери управляемости. Поэтому любой автовладелец должен хотя бы теоретически знать, чем грозит ему и его транспортному средству изменение уровня управляемости.

Низкая поворачиваемость авто

Как правило, недостаточная поворачиваемость легковушки наступает при скольжении передних колес транспортного средства в момент преодоления крутого поворота на повышенной скорости. Аналогичный эффект возникает во время резкого торможения машины на поворотной части дорожного участка. Недостаточная поворачиваемость проявится в виде невозможности изменения траектории движения авто при повороте руля.

17694f4s-960Чтобы предотвратить занос необходимо прежде всего соблюдать режим движения, не превышая скорость на участках трассы, где она регламентирована предупреждающими знаками. Как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, обычно аварии, вызванные недостаточной управляемостью или ее потерей, обусловлены превышением скорости на участках дороги, где предусмотрены скоростные ограничения. Особое внимание скорости движения автомобиля следует уделять на мокрой трассе или в условиях ее обледенения (гололеда).

Если транспортное средство показывает ухудшение поворачиваемости, автомобиль стал терять управление из-за потери сцепления колес с грунтом, то водителю необходимо или постепенно отпустить педаль акселератора, или снизить интенсивность торможения. При повороте, если позволяет дорожная трасса, при вхождении на криволинейный участок трассы, желательно уменьшить угол поворота колес. Вероятно, это не всегда поможет решить проблему, однако любая попытка выхода из полуаварийной ситуации всегда лучше, чем бездействие. Следует помнить, что уменьшение скоростного режима или интенсивности торможения необходимо осуществлять плавно. При резких действиях эффект может быть обратным.

Избыточная поворачиваемость авто

Под термином избыточной поворачиваемости понимается еще одно проявление частичной или полной потери управляемости автомобиля, возникающее из-за снижения сцепляемости покрышек заднеприводных колес с трассой. Обычно с этой ситуацией сталкиваются автовладельцы заднеприводных легковушек, оснащенных высокомощным силовым агрегатом. У автомобилистов бытует шутка — «избыточная поворачиваемость вызывается желанием задних колес догнать передние». Кроме того, искусственно созданной избыточной поворачиваемостью пользуются профессиональные гонщики при преодолении крутых виражей на автотреке, а также каскадеры, желая продемонстрировать эффект дрифта.

sprinter-656Физика возникновения данного явления достаточно проста. При резком нажатии на педаль газа на валу двигателя скачкообразно возрастает вращающий момент, и колеса не способны с пользой погасить его при контакте с дорожным покрытием. Из-за низкой сцепляемости покрышек с грунтом колеса пробуксовывают, а энергия от их вращения поворачивает автомобиль в направлении, противоположном вектору поворота. Проще говоря, заднеприводный двигатель стремится развернуть авто в направлении, противоположном поворотному маневру.

Аналогичная ситуация возникает и во время экстренного торможения или при полном сбросе газа на повороте.

Особенности вождения заднеприводных авто

Современная автомобилестроительная промышленность выпускает преимущественно бюджетные модели с передним приводом, однако имеется достаточно много авто, производители которых не хотят отходить от традиционной схемы. Типичными представителями этой традиции являются германские концерны Daimler AG и Bayerische Motoren Werke AG, с конвейера которых сходит достаточно много легковушек с задним приводом, а также британский автобренд Jaguar, принадлежащий международному автомобилестроительному картелю Jaguar Land Rover.

24260_1249648171_2629x901284-750x500-90Поэтому автолюбителю, не имеющему опыта вождения на заднеприводном легковом транспортном средстве, для избегания ситуаций, связанных с избыточной поворачиваемостью, следует придерживаться следующих правил:

  • при движении на опасных, поворотных и аварийных участках трассы необходимо не превышать рекомендуемую скорость;
  • при получение водительских прав желательно войти в группу курсантов, практика вождения которой проводится на заднеприводной легковушке;
  • при небольшой практике вождения желательно не прибегать к отключению электронной системы стабилизации.

Несколько советов

Конечно ни один из водителей, даже профессионал с многолетним опытом вождения, не застрахован от возникновения избыточной или недостаточной управляемости автомобиля. Для того чтобы минимизировать ее последствия необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. При проскальзывании колес и заносе автомобиля следует всячески избегать панического состояния;
  2. При заносе и проскальзывании колес, при первом признаке потери управляемости, следует избегать:
    — резкого сброса газа;
    — нажатия «в пол» на педаль торможения;
    — крутого выворачивания руля.
  3. При заносе автомобиля рулевое колесо должно находиться в том же положении, что и в начале потери сцепления колес с грунтом.
  4. Обороты силового агрегата следует снижать медленно, плавно опуская педаль газа.
  5. Перед поездкой следует обратить внимание на погодные условия способные изменить дорожную обстановку в целом.

В пасмурную погоду и при намокшем асфальте вероятность заноса, вызванного избыточной или недостаточной поворачиваемостью, значительно возрастает. Это объясняется уменьшением коэффициента сцепления покрышек с поверхностью дорожного покрытия.

Если автомобиль начал проявлять учащающиеся признаки избыточной или недостаточной поворачиваемости, то необходимо проконтролировать развал-схождение колес, а также состояние и степень износа покрышек.

Выводы

Для того чтобы избежать аварийной ситуации на дороге, связанной с потерей поворачиваемости, необходимо соблюдать регламент дорожного движения, не экспериментировать с резким «газованием» и торможением, а также тщательно следить за состоянием ходовой части транспортного средства.