На нынешнем этапе земная цивилизация не может обходиться без использования ископаемого топлива. Но вот беда, запасы его хоть и велики, но всё-таки конечны. А потребление всё растёт и растёт. Выходом может стать постепенный переход на возобновляемые ресурсы, например, биодизель.
Вообще, существует три основных вида биотоплива: этанол, метанол и биодизель. Для начала попробуем разобраться, что это за «зверь» такой — биотопливо. Определение можно сформулировать так. Биотопливо — это топливо, имеющее органическое происхождение, которое может быть использовано в качестве источника энергии в двигателе внутреннего сгорания. Самое главное преимущество этого альтернативного энергетического ресурса — его возобновляемость. Делается оно из сырья растительного (животного) происхождения. Другими достоинствами биотоплива являются:
- экологическая безопасность;
- стоимость, которая при развитом производстве ниже, чем у традиционных видов топлива;
- двигатель на нём работает дольше, так как не образуется нагар.
Но и без недостатков не обошлось:
- перед началом эксплуатации придётся промыть топливную систему;
- зимой придётся тратить больше времен на прогрев двигателя;
- больший расход горючего;
- в России не так много АЗС, где такое топливо можно купить.
Биодизель
Ну вот, с общей частью закончили. Теперь перейдём к рассказу о самом распространенном виде альтернативного горючего — биодизельном топливе. Может сложиться впечатление, что биодизель появился недавно. Но это не так. Первый дизель, работающий на растительном сырье (арахисовое масло), представил на Всемирной выставке в Париже ещё сам Рудольф Дизель. С тех пор технологии сделали большой шаг вперёд. Так какие преимущества получит автомобилист, если начнёт использовать это непривычное для многих горючее? Попробуем их перечислить:
- биодизель пригоден для использования в обычных ДВС, переделок не требуется;
- использовать его можно не только в чистом виде, но и в различных комбинациях с традиционной соляркой;
- в выхлопе автомобиля становится меньше диоксида углерода (сокращение на 80 процентов) и диоксида серы (сокращение на 100 процентов);
- раз в состав биодизеля не входит сера, то отсутствие нагара значительно увеличивает срок службы двигателя (также играет свою роль и хорошие смазывающие свойства этого вида горючего);
- это топливо безопасно транспортировать, так как оно обладает малой токсичностью и высокой температурой воспламенения;
- достаточно большой выбор сырья;
- отсутствие неприятного запаха выхлопных газов.
Производство биодизеля
Как уже говорилось выше, в качестве сырья для биодизеля можно использовать широкую номенклатуру растительных культур. Тут и соя, тут и кукуруза, тут и рапс. В последнее время используют даже морские водоросли. Причём по себестоимости это один из лучших вариантов. Ведь плодородная земля, которой и так не хватает, в этом случае остаётся свободной. Однако на этот конкретный момент самым распространённым сырьём является рапс.
Расскажем немного о технологии производства этого вида биотоплива. Итак, рапс выращен. Готовое сырье идёт на маслобойку. Кстати, помимо масла получается так называемый шрот, который пригоден для производства комбикорма. Практически безотходное производство получается.
Ну да мы немного отвлеклись. Произведённое из рапса масло как раз и используется для получения биодизеля. Для этого в нём должно быть не менее 96 процентов метиловых эфиров. Следующий этап — добавление метанола в пропорции 9 к 1. Для начала реакции потребуется катализатор, в этом качестве выступит небольшое количество щелочи. Сам метанол получить достаточно просто, его можно гнать даже из опилок. Ждём несколько часов. В это время в условиях повышенной температуры проходит реакция этерификации.
И вот получен готовый продукт. В ёмкости он будет сверху, снизу — глицерин. Глицерин сливаем и используем для других нужд. А биодизель осталось только очистить, и он готов к применению.
Производство альтернативного топлива дома
Как видите, производство биодизеля достаточно простой процесс. Для изготовления обычной солярки требует целый нефтеперерабатывающий завод, набитый сложнейшим оборудованием. А вот биотопливо вполне можно изготовить самому. Стоит ли игра свеч? Стоит. Традиционные виды горючего и не думают дешеветь. Наоборот, постоянное повышение цен серьёзно подрывает благосостояние каждого автовладельца. Своё производство биодизеля поможет разорвать этот порочный круг.
Встаёт вопрос сырья. Если ваши потребности ограничиваются собственными нуждами, то вполне можно обойтись отходами предприятий общественного питания. Ведь в тех же фритюрницах растительное масло нужно регулярно менять. А если у вас несколько автомобилей, или вы собираетесь производить топливо на продажу, то тут стоит задуматься о собственных посевах рапса или кукурузы.
Однако в производстве биодизеля своими руками есть и «подводные камни». Так выход готовой продукции будет ниже, чем на заводе. Ну тут понятно, на производстве и оборудование дороже и совершеннее, и технические условия соблюдаются гораздо жёстче. Плюс очень сложно обеспечить полноценную фильтрацию конечного продукта. Так что, если уж вы твёрдо решили делать биодизель в домашних условиях, придётся применять особые абсорбенты (или усложнять технологию).
http://www.youtube.com/watch?v=o0DTvPmsMKs
Несмотря на все минусы, производство своего биотоплива выглядит очень привлекательно. За одну только независимость от лишённых всякой логики колебаний цен на обычную солярку можно многое простить. Да и остальные преимущества биодизеля довольны значительны. Особенно для владельцев личных подсобных хозяйств. Уж им-то заняться обеспечением себя альтернативным видом топлива, как говорится, сам бог велел.