Как известно, сегодня многие автовладельцы «переходят на газ». Другими словами, ввиду дорогого бензина приходится переоборудовать топливную систему, установив газобаллонное оборудование. В нашей статье мы не будем описывать преимущества или недостатки этого типа топлива. Мы лишь узнаем, как подготовить газовое оборудование на авто к зиме, которая уже на носу.
Как готовить машину к холодам знает каждый опытный водитель. Но это касается «бензинового» автомобиля, а вот установив газ, некоторые даже самые опытные владельцы автомобилей «тушуются» и не знают, что делать. Одно дело, следить за бензиновой системой, другое – за газовой.
Содержание
Особенности ГБО
Газобаллонное оборудование или ГБО, как мы будем называть его в нашей статье, отличается своими особенностями. Оно потребует особого ухода, специфического. С другой стороны, ничего сложного в уходе за ГБО нет, и достаточно будет просто ознакомиться с основными понятиями.
Современные ГБО отлично продуманы. Они сверхнадежны, иначе и не подразумевается, ведь некачественное оборудование грозит огромными рисками, связанными с безопасностью водителя, его пассажиров и окружающих вокруг людей.
В современных ГБО хорошо продумана и так называемая «защита от дурака», подразумевающая автоматический запуск двигателя на бензине и заполнение баллона на станции с ограничением. Даже если не проследить, заполнить газовый баллон более чем на 85 процентов никак не удастся. Такое ограничение придумано не просто так. Баллон газа, заполненный больше этой нормы, способен взрываться.
Интересно, что ограничение охватывает и эксплуатацию автомобилей с ГБО. Так, по закону въезд на территорию подземных парковок таким транспортным средствам запрещен ввиду опасности взрыва.
ГБО накануне зимы
Итак, перейдем к главной теме нашей статьи. Что нужно делать с ГБО накануне зимы? Понятно, что никто не знает точно, какой будет самое суровое время года. Будет ли зима морозной или не очень, в принципе, никакого значения не имеет. Оборудование все равно придется подготавливать.
Существует определенный свод правил, хотя и не такой большой. Он приведен ниже и всем владельцам автомобилей с ГБО рекомендуется их соблюдать.
Пропан или бутан
Заправляться нужно только на проверенных станциях. Это сегодня актуально. Следует знать, что сжиженный газ, как и дизельное топливо, бывает летним и зимним. Определяет вид газа соотношение в нем бутана и пропана. Так, в «зимнем» газе бывает больше пропана, в «летнем» ― меньше. Почему же так должно быть?
Оказывается, такое вещество, как бутан начинает испаряться при высоких плюсовых температурах, а пропан – наоборот, испаряется при низких. Таким образом, чтобы повысить качество газа зимой или летом, надо скорректировать его состав.
Диагностика ГБО – важная процедура
Поздней осенью, когда уже ощущается приход зимы, нужно ехать на автосервис. Здесь работники станции обязаны слить содержимое из редуктора, а также заменить все фильтры, связанные с ГБО. Кроме того, должна быть проверена герметичность системы.
В некоторых случаях во время проверки выявляется необходимость промывки редуктора либо смесителя. Одним словом, проводить своеобразное техобслуживание ГБО – такая же периодическая процедура, как и диагностика автомобиля. Выполнять ТО лучше в специализированных центрах, где сотрудники делают свою работу качественно. Обычно такая процедура диагностики не занимает больше часа времени.
Борьба с конденсатом
Как правило, конденсат – это основной враг ГБО. Дело в том, что он в любом случае появляется, но минимизировать его количество нужно. Так, чтобы сделать это, необходимо не опустошать баллон полностью. Специальная шкала помогает определять количество газа в баллоне. Сегодня на каждом километре дорог имеются станции, где можно заправить автомобиль газом.
К чему приводит накопление большого количества конденсата, наверное, говорить не нужно. Вредные вещества способны вывести из строя топливный насос или другую аппаратуру, повлиять на работу двигателя и т. д.
Конденсат способен скапливаться не только в самом баллоне. Топливную рейку необходимо для профилактики оснастить дополнительной составляющей – подогревом. Это поможет минимизировать скапливание конденсата здесь.
Бензин вместо газа
Зима в России – это нечто особенное. Это знают все. И порой бывает настолько холодно, что температура опускается ниже 30 градусов по Цельсию. Такое изменение температуры способно «ощущать» и ГБО, которому может просто не хватить необходимого давления. И тогда на помощь газу «спешит» бензин, если, конечно, он имеется в топливном баке вашего автомобиля. Двигатель даже может потреблять бензин не только в процессе запуска, но и после прогрева.
Переход на бензин осуществляется системой автоматически. Нередко система переходит на газ только после прогрева всего салона. Наблюдается такое явление чаще в тех автомобилях, где ГБО установлено в багажнике. Кроме того, если автомобиль ночью оставляется под открытым небом, ездить некоторое время придется только на бензине.
Проверка двигателя
Некоторые водители, по непонятной причине, установив ГБО, забывают проводить обычные профилактические процедуры, связанные с работой двигателя. А это обязательно. Нужно не забывать своевременно проверять состояние высоковольтных проводов и свечей зажигания.
Часто, если на свечах появляется черный нагар, одной их заменой не ограничиваются. В этом случае каждый опытный водитель скажет вам, что нужно искать причину глубже. Может быть, в цилиндры начинает попадать масло или поршневые кольца уже износились. В любом случае надо провести тщательную диагностику, дабы не сломаться зимой на дороге.
В некоторых случаях ГБО устанавливают таким образом, что подразумевается ручное, а не автоматическое переключение газ/бензин. Часто это делается на отечественных марках авто, особенно старого выпуска. Водителям таких машин важно помнить: заводить зимой автомобиль нужно только на бензине! Если этого не делать, то высока вероятность залива свечей, что приведет ко всем вытекающим из этого последствиям.
Что касается переключения обратно на газ, то его проводят лишь после тщательного прогрева мотора. Можно посмотреть на шкалу прогрева ОЖ и если температура поднимется до 40 градусов, переходить спокойно на газ.
В заключение
Оборудовав свой автомобиль ГБО, нужно не забывать, что диагностикой придется заниматься более тщательно. С одной стороны, езда автомобиля на газе даст возможность неплохо сэкономить на топливе, учитывая сегодняшние бешеные цены на бензин. С другой стороны, газ плохо влияет на работу клапанов и других компонентов двигателя. Срок эксплуатации автомобиля резко снижается, как только тот оборудуется газом.
Зимой эксплуатация автомобиля с ГБО имеет кроме плюсов экономии топлива еще и множество минусов. Автомобиль уже не тот, двигатель не имеет былой мощности. Особенно это заметно на подъемах, когда двигатель значительно теряет в тяге.
В любом случае сегодня многие перешли на ГБО. Если и ваш автомобиль оборудован этой системой, не забывайте вовремя проводить диагностику, особенно перед наступлением зимы.