Любая автомобильная дорога является очень опасным местом, где ежесекундно может произойти несчастный случай, приводящий к получению множеством людей значительных увечий или даже к смертельному исходу. Однако развитие современной инфраструктуры постоянно уменьшает вероятность подобных происшествий, что позволяет водителю расслабиться и чувствовать себя за рулём спокойно. Но существуют и дороги, которые ежесекундно держат в напряжении, заставляя переживать за свою жизнь и благодарить судьбу при окончании наиболее опасных участков. Самые опасные дороги мира ежегодно уносят даже не сотни, а тысячи жизней — вместе с тем большинство из них не имеет даже минимальной защиты от несчастных случаев, так как её монтаж потребует средств, непосильных для стран, являющихся обладателями подобных транспортных путей. Кроме того, проложить альтернативные маршруты также почти невозможно — этому препятствуют особенности рельефа местности либо иные причины.
Содержание
Дорога смерти
Именно такое наименование получил маршрут Норт—Юнгас—Роуд, который располагается в южноамериканском государстве Боливия. Дорога имеет огромное значение для жизни страны — она соединяет города Ла-Пас и Корико, а также открывает путь из первого, являющегося столицей, к поселениям, находящимся в джунглях Амазонии. Благодаря этому ежедневно по дороге проходят сотни легковых автомобилей и настоящие караваны грузовиков, перевозящих продовольствие, строительные материалы и другие важные товары.
«Дорога смерти», имеющая протяжённость 40 километров, названа так неспроста. Расположена она на краю 800-метровой пропасти, а общий перепад высот на этом участке составляет 1200 метров. Соответственно, водителям постоянно приходится балансировать на краю обрыва, проходя при этом огромные подъёмы и спуски, перепады высот, а также совершая иные рискованные манёвры. При этом не стоит думать, что дорога имеет современный вид с асфальтом, бетонными ограждениями и красивой разметкой — любые средства безопасности отсутствуют, а минимальная ширина гравийной полосы составляет всего 10 футов (3,048 метра). В некоторых местах существуют специальные расширения, которые позволяют свободно разъехаться двум грузовикам, движущимся во встречном направлении — но на большей части дороги такой манёвр будет смертельно опасным.
На видео поездка по «Дороге смерти» в Боливии:
В долине, располагающейся под дорогой Норт—Юнгас—Роуд, лежит множество разбитых автомобилей, которые напоминают водителям о подстерегающей их опасности, а в местах наибольших катастроф установлены кресты. Ежегодно маршрут становится причиной 300–400 смертей — шансов выжить при падении в автомобиле с 800 метров практически не существует. В 2006 году правительством Боливии и рядом международных фондов были собраны деньги, которые пошли на реконструкцию опасной дороги — она получила несколько новых мостов, ограждения в наиболее опасных местах и дренажные каналы. Однако на статистику несчастных случаев это повлияло очень слабо — как и многие другие опасные дороги, после ливней она подвергается воздействию оползней, смывающихся сразу несколько машин вместе с десятками людей.
Тоннель ужаса
Обычно «тоннелем ужаса» называют соответствующий аттракцион в парке развлечений. Однако у китайцев есть собственный взгляд на подобное определение. Таковым в их глазах является путь, проходящий через деревню Голиян, находящуюся высоко в горах Хунань. Большая часть опасной дороги пролегает через тоннель, вырубленный в толще горных пород прямо на краю обрыва. Трасса связывает центральную часть страны и горные районы, которые до 1972 года были практически изолированы от основной территории государства.
Конечно, дорога является относительно современной — большая её часть снабжена каменным ограждением, ширина полос соответствует международным стандартам, а в качестве покрытия применяется высокопрочный асфальт. Единственная проблема заключается в скоплении воды, попадающей в тоннель из специальных видовых окон, позволяющих водителям и пассажирам транспортных средств просматривать прекрасные пейзажи. Кроме того, во время сильных ливней вода просачивается на дорогу и сквозь каменные своды. Результатом этого становятся многочисленные аварии, которые приводят к 150–200 смертям ежегодно.
Как и в случае с Боливией, объехать тоннель, используя другую дорогу, не получится, поэтому ежедневно здесь проезжают сотни и тысячи машин. Однако дорожные службы Китая постоянно работают над повышением безопасности тоннеля — своды укрепляются специальным водонепроницаемым составом, а в поверхности асфальта создаются специальные дренажные отверстия. Тем не менее пока удалось достигнуть лишь незначительного снижения аварийности, что позволяет этой дороге оставаться на верхних позициях самых опасных маршрутов мира.
В погоне за золотом
Следующий маршрут не имеет дурной славы благодаря тому, что смертельные случаи являются на нём редкостью. Причиной тому служит отсутствие свободного доступа на такую дорогу для всех автомобилей. Чтобы попасть на «Дорогу Капитанов», расположенную в Новой Зеландии, нужно получить специальное разрешение, выдающееся водителям только после прохождения достаточно сложного экзамена. Сейчас она используется исключительно для туристических целей, тогда как в XIX веке по дороге вывозили золото из расположенного в каньоне рудника.
Покрытие опасной трассы представляет собой сочетание гравия, песка и крупных камней — при сильном дожде его размывает, что приводит к образованию ям и глубоких рытвин. Ширина её не превышает 5 метров, что даёт возможность двум транспортным средствам разъехаться только с минимальным зазором. Изредка на дороге происходят значительные камнепады, которые и становятся причиной несчастных случаев.
Достаточно примечательным является то, что страховые компании Новой Зеландии не выплачивают компенсации за ущерб, полученный на «Дороге Капитанов». По словам их представителей, подобный риск является практически самоубийственным и приравнивается к умышленному нанесению себе вреда. Невозможно получить возмещение от страховщиков и в том случае, если вы будете спускаться на плоту по реке, находящейся в каньоне ниже опасной дороги либо прыгать с верёвкой (банджи-джампинг).
Вслед за огромными стадами
Никаких природных опасностей, представленных обрывами, ущельями, глубокими каньонами и оползнями, Каннингская скотоперегонная дорога в Австралии не отличается. Возникла она ещё два столетия назад — фермеры использовали этот маршрут для того, чтобы отправлять свои стада к лучшим пастбищам, находящимся на побережье. Общая длина дороги составляет 1850 км, однако в силу низкой скорости движения на преодоление подобного пути требуется примерно 3 недели. Покрытие дороги грунтовое — оно испещрено множеством препятствий, возникающих во время сильных дождей.
Главной сложностью дороги является её уединённость — на протяжении всего времени движения вы сможете увидеть только две небольшие деревушки, населённые аборигенами в численности не более 100 человек. Решив пройти весь маршрут, вы должны иметь мощный автомобиль, обладающий отличной проходимостью, а также следующие вещи:
- Запас продовольствия на несколько дней в форме сухпайков.
- Несколько крупных канистр воды — температура воздуха в пустыне вокруг дороги достигает +50 оС.
- Запас топлива на неделю — именно столько времени уходит, чтобы добраться до ближайшей деревни, в которой можно обзавестись бензином.
Кроме того, стоит обладать навыками ремонта автомобиля — в противном случае вы рискуете умереть от голода, жажды или жары на опасной пустынной дороге, так и не дождавшись следующих путешественников, нечасто появляющихся в таких местах.
Вечная мерзлота и вечная грязь
Не обошлись самые опасные дороги и без России — в нашей стране подобное звание носит трасса, ведущая к Якутску. Асфальтовое покрытие на ней отсутствует, а основу пути составляет простой грунт, присыпанный сверху гравийной смесью. Именно таковым является 100-километровый участок федеральной дороги М56 «Лена».
Зимой она может поспорить по комфортабельности и безопасности с асфальтовыми путями, но после оттаивания снега дорога в Якутск превращается в настоящий кошмар. Ситуацию усугубляют дожди, которые окончательно размывают глину и создают рытвины, в которые полностью проваливаются даже крупные грузовики. Приобретать мощный внедорожник нет смысла — в некоторые годы трассу размывает настолько, что в ней застревают даже гусеничные тракторы. Чтобы хоть как-то справиться с подобной ситуацией, на трассу выпускают специальные грейдеры, которые расчищают грязевые завалы и обновляют каменное покрытие. Однако надолго это не помогает — спустя день дорога вновь становится непроходимой.
Иногда опасная дорога остаётся размытой не только всю весну, но и часть лета — в подобное время Якутску угрожает настоящая гуманитарная катастрофа. Продовольствие и другие товары первой необходимости доставляют в город исключительно силами авиации, которая не может полностью обеспечить ими 300-тысячное население. В настоящее время предпринимаются многочисленные действия, которые позволят лучше обустроить дорогу М56, однако протяжённость опасного участка снизилась лишь на несколько километров.
Выбираем маршрут
После тщательного изучения подобных дорог хочется дать совет путешественникам — заранее продумывайте путь, по которому будете двигаться, и как можно лучше изучите его особенности. Ездить по таким опасным дорогам без хорошего автомобиля, необходимых вещей и соответствующей подготовки — настоящее самоубийство. Если возможно избежать движения по подобным опасным участкам — выбирайте альтернативный путь, даже в случае, когда это приведёт к увеличению расходов или потере большого количества времени. В противном случае внимательно проверяйте техническое состояние машины перед выездом на опасную дорогу, а также прислушивайтесь к собственным ощущениям. Если вы чувствуете усталость либо излишнюю нервозность, лучше остановиться и отдохнуть перед опасной дорогой — во многих случаях этот совет спасает жизни людей.