Как известно, электроусилитель руля, или ЭУР (как называют это устройство коротко), значительно уменьшает усилие, оказываемое рулевым колесом на руки водителя. Это устройство является, по сути, незаменимым средством, которое уже более нескольких лет устанавливается на современных автомобилях. Раньше о таком устройстве и помыслить было невозможно, а инженеры, заботясь об удобстве водителя транспортного средства, могли лишь увеличить передаточное отношение привода и диаметр руля. В этой статье мы рассмотрим не только достоинства и преимущества ЭУР, но и то, как заменить такое устройство в случае его износа.
Чтобы отремонтировать ЭУР автомобиля, следует грамотно провести демонтаж этого устройства. Для начала нужно будет снять руль и всё соответствующее оборудование, которое мешает добраться до электроусилителя.
Содержание
Типы рулевых механизмов
Для начала узнаем о типах рулевого устройства, применяемых сегодня для установки на автомобили нынешнего поколения. Их насчитывается всего три. Первый вид рулевого механизма известен нам по рулевой конструкции классических советских автомобилей Жигули и Волга. Сам механизм носит незамысловатое название — «червячок» или «ролик». Действие этого механизма основано на том принципе, когда речь идёт об использовании червячной шестерёнчатой пары. Само по себе устройство этого типа довольно простое, и вся работа связана с глобоидальным червяком, который устанавливается на конец рулевого вала. Именно этот самый червячок и вращает рулевую сошку, которая, в свою очередь, тянет в разные стороны рулевые тяги. Вот так — ничего сложного.
На картинке выше представлена схема упрощённого рулевого механизма, называемого «червяком». Посмотрите: цифрой 2 отмечен сам червячок, а цифрой 1 — ролик.
Сегодня «червяк» уже не так популярен и можно с уверенностью сказать, что его вытеснил другой рулевой механизм, называемый «винтовым». Это уже более сложная конструкция, подразумевающая использование таких механизмов, как винт, гайка и рейка.
Принцип работы такого механизма можно представить себе следующим образом: на конце рулевого вала устанавливается винт, который выталкивает вдоль своей оси поршень-рейку. В свою очередь, рейка начинает вращать рулевое колесо. По сути, тот же самый принцип действия, как и у «червяка», но намного сложнее.
С ростом популярности переднеприводных автомобилей на сцену стало выходить другое гениальное изобретение инженерной мысли — реечный механизм руля. В последнее время этот механизм вытеснил, можно сказать, полностью два вышеописанных рулевых устройства, так как не только идеально подходит для переднеприводных автомобилей, но и обеспечивает неописуемую лёгкость и точность управления рулевого колеса.
Если быть точными, то сегодня подавляющее большинство механизмов на легковых автомобилях — реечные. Что же касается грузовых машин, внедорожников с полным приводом и других транспортных средств, то они по-прежнему довольствуются упрощёнными винто-гаечными механизмами.
ГУР — устройство, которое обеспечивает лёгкость управления в недостаточной степени
ГУР — это усилитель рулевого механизма, его ещё называют интегральным. Гидроусилители такого типа подразумевают использование рабочей жидкости, а если быть точными, трансмиссионного масла, заливаемого в КПП.
Принцип работы ГУР основан на отслеживании усилий на рулевом колесе и строгой дозировке поворачиваемости. В качестве следящего устройства в ГУР используется чаще всего торсион, который устанавливается в специальный разрез рулевого вала.
Когда автомобиль едет по ровной дороге, то практически никаких усилий на руле нет, но и торсион бывает не подключённым, а масло сливается обратно в бачок. Но стоит водителю повернуть руль, как колёса начинают оказывать сопротивление. Именно в этот момент и закручивается торсион тем сильнее, чем больше оказываются усилия. Масло начинает поступать в исполнительное устройство через специальные каналы, которые открывает золотник.
На видео — принцип работы ГУР:
Если взять, к примеру, механизм типа «винт-гайка», то в таком случае давление масла подаётся или за поршень, или до него, тем самым оказывая неоценимую помощь механизму, вращающемуся вдоль рулевого вала. Что касается реечного механизма, то здесь масло подаётся непосредственно в корпус рейки, подталкивая её в правую или в левую сторону. Когда же рулевое колесо поворачивается до упора, срабатывают предохранительные клапаны, которые возвращают давление масла на мести, тем самым сохраняя детали механизма от износа и повреждений.
Всё-таки ГУР, несмотря на значительное облегчение работы рук водителя, имеет и свои недостатки. В частности, многие автомобилисты жалуются на отсутствие реактивного усилия на баранке. Другими словами, ГУР слишком активно помогает водителю, тем самым оказывая медвежью услугу. Водитель уже не чувствует своего автомобиля и задача конструкторов в таком случае связана бывает с тем, чтобы настроить ходовую часть соответственно. Но это, оказывается, не так просто сделать.
Одним словом, инженерам нужно бывает добиться не только информативности рулевого колеса, но и одновременно не сделать руль слишком тугим. Для этого приходится работать с множеством факторов, таких как производительность насоса, параметры золотника, функция торсиона и т. д. Интересно, что даже жёсткость кузова в конкретном случае имеет значение. По такой причине безупречные с этой точки зрения автомобили, наделённые ГУР, сегодня встретить можно очень редко. Хотя многие автопроизводители специально жертвуют информативностью, лишь бы комфорт был на первом месте.
Ещё одной важной задачей, которая ставится перед инженерами, является обеспечить ГУР такими параметрами, что делали бы управление автомобилем на малой скорости лёгким, а вот на большом ходу вращение рулевого колеса становилось бы более упругим и информативным.
Чтобы хоть как-то обеспечить одновременное сочетание информативности руля и комфорта управления, инженеры придумали подключать ГУР не от коленвала, а непосредственно от электрического двигателя. Такими ГУР, к примеру, наделены автомобили Мерседес A-класса.
ЭУР — удачно найденное решение
Электроусилитель руля — это инновационное решение. Как известно, в этом механизме руля не остаётся никакой гидравлики. Специальный датчик установлен бывает на следящем устройстве, и, в зависимости от сигнала, электроника начинает подавать ток нужной полярности на электромотор. Что касается самого электромотора, то он связан с рулевым механизмом посредством червячной передачи.
На видео — принцип работы ЭУР:
Не стоит говорить о том, что электроусилитель имеет массу преимуществ, таких как:
- свобода работы ЭУР, не связанная никак с оборотами двигателя автомобиля;
- отличная информативность рулевого колеса;
- самонастраивающиеся параметры руля, в зависимости от скорости автомобиля;
- экономичность;
- независимость работы ЭУР от перепадов температур и многое другое.
Ремонт и установка
Как мы и обещали, в этой статье мы узнаем, как проводить ремонт электроусилителя руля, если вдруг тот выйдет из строя. Часто симптомом выхода из строя ЭУР становится характерное потрескивание.
На видео — установка электроусилителя руля:
Другой, не менее распространённый симптом — это загорание жёлтого цвета ошибки, представляющее собой картинку восклицательного знака на панели приборов.
Причинами неисправности руля могут выступать следующие параметры:
- выходит из строя датчик скорости;
- неисправность, которая скрывается в самом ЭУР (тем самым при включении зажигания никакого самоконтроля не происходит и устройство автоматически отключается, чтобы не мешать водителю управлять транспортным средством).
Чтобы снять ЭУР с автомобиля, надо будет вооружиться головками на 13 и 21, а также ключом на 8. Снимать этот механизм довольно просто. Для начала нужно демонтировать руль, используя специальный ключ-шестигранник. Им демонтируем кнопку сигнала, который на некоторых автомобилях бывает прикручен.
В рулевом колесе некоторых автомобилей, в частности старых моделей, по бокам имеются специальные отверстия. Кроме того, нужно будет разобраться с подушками безопасности. Разбираем рулевой механизм головкой на 13 и ключом на 27.
Если речь идёт преимущественно о советских моделях авто, на которых часто проводится установка электроусилителя руля, то разбирать механизм нужно следующим образом:
- отворачиваются четыре болта М4;
- выворачивается один саморез;
- снимается кожух руля;
- далее, нужно будет отсоединить три разъёма подрулевого переключателя;
- находим соединение проводов и протягиваем его вниз;
- снимаем подрулевой переключатель;
- теперь нужно будет отсоединить провода, идущие на замок зажигания. Примечание. Рекомендуется, прежде чем отсоединять провода, записать или зарисовать их расположение, а можно и сфотографировать;
- теперь находим два болта, фиксирующие замок зажигания, и отворачиваем их;
- ключ вставляем в замок зажигания и переводим положение на нейтральное;
- вытаскиваем замок, поднажав тоненьким металлическим стержнем на стопор;
- внизу находим болт, фиксирующий рулевой вал;
- отворачиваем его;
- снимаем рулевую колонку, опуская её вниз с вала;
- теперь нужно будет отвернуть две гайки, фиксирующие блок предохранителей;
- снимаем их;
- теперь нужно перейти на сторону моторного отсека и снять резиновую заглушку (вот она — на фото внизу);
- теперь нужно протянуть жгут проводов от ЭУР, если речь идёт об установке;
- провода подсоединяем к ЭУР (внизу на фото видим разъёмы, куда и нужно соединить провода);
- восьмиклеммную колодку нужно будет подсоединить к двум серым проводам;
- что касается белой колодки, то отсюда снимаем красный провод и вместо него подсоединяем оранжевый провод электроусилителя;
- затем нужно подсоединить провод массы;
- пластину крепления электроусилителя устанавливаем таким образом, чтобы удалось продеть в отверстие жгут проводов;
- пластину нужно будет крепко затянуть в шести точках;
- теперь нужно надеть на шлицы электроусилителя вал с карданчиками, а затем подсоединить провод массы. Примечание. Нужно помнить, что у вилок карданчиков имеются разные по шагу шлицы и именно поэтому вал невозможно бывает устанавливать в разных положениях;
- состыковываем второй конец вала вместе с электроусилителем — с валом рулевого редуктора;
- устанавливаем вал (делаем это так, как будет удобно в конкретном случае);
- затягиваем болты и крепления ЭУР;
- теперь нужно будет подсоединить клеммные колодки;
- устанавливаем переключатель, желательно трёхрычажный;
- собираем рулевое колесо и настраиваем переключатель;
- снимаем руль;
- устанавливаем замок зажигания;
- собираем всё в обратной последовательности.
Подгонка
Это очень важный этап работы, проводимый в конце. Нужно будет, как это получится, максимально улучшить внешний вид салона, чтобы не осталось никаких следов после установки ЭУР.
В частности, следует выровнять рулевое колесо и убрать по возможности все щели и зазоры. Рекомендуется установить светодиод, который будет отвечать за диагностику ЭМУРУ. Кроме того, полезно будет полностью заменить нижний кожух руля, от которого вырезалось столько пластика.
Часто в процессе установки ЭУР начинает скрипеть руль. Чтобы устранить этот ляп, рекомендуется хорошо отрегулировать положение переключателей, размещённых непосредственно под самим рулём.
Блок ЭУР
Если владельцы автомобилей, наделённых ЭУР, не так уж и страшатся выхода из строя этого устройства, ведь управлять рулём можно и без него, то, если выйдет из строя блок электроусилителя руля, это уже проблема.
Чтобы снять блок с автомобиля, понадобится всего-навсего полчаса времени и фигурная отвёртка. Конечно же, нужно освободить рулевое колесо от пластикового кожуха и открутить три болта крепления пластиковой накладки. После проведённой операции перед нами предстанет блок ЭУР:
Отсоединяем все штекеры с проводами, которые извлекаются очень легко. Перед этим делом настоятельно рекомендуется обесточить аккумуляторную батарею.
Всё — теперь откручиваем болты, фиксирующие блок, и снимаем его. В зависимости от осмотра, его либо заменяем, либо ремонтируем.
Надеемся, что эта статья оказалась полезной. ЭУР — это современная система, которая помогает значительно снижать усилие, оказываемое колёсами на руль.