Пыльник гранаты — это чехол, необходимый для защиты шаровой опоры (ШРУСа) от грязевых отложений, пыли и грязи. Где ШРУС — это шарикоподшипник, вращение которого осуществляется поперёк своей оси. В народе носит название «граната». Замена пыльника гранаты требуется при возникновении треска или стука, раздающегося при совершении поворота или во время старта транспортного средства. К поломке гранаты могут привести личные, не совсем правильные, особенности вождения.
Составные части ШРУСа:
- корпусная часть в совокупности с наружной обоймой;
- шарики;
- сепаратор;
- обойма внутренней части;
- вал приводной;
- пыльник (второе название — гофрированный чехол);
- кольцо стопорное.
Чтобы заменить гранату колеса, скорее всего, придётся обновить её пыльник. Очень часто этого хватает, для того чтобы полностью восстановить активность ходовой части автомобиля.
Процесс самой замены не особо затруднителен, но весьма скрупулёзен. Несоблюдение некоторых правил может привести к разгерметизации установленного пыльника, что неизбежно приведёт к скорой и окончательной порче ШРУСа, а деталь эта стоит немалых денег.
Если автомобилист сомневается в собственных навыках и способностях для проведения ремонтных работ, ему рекомендуется обратиться в автосервис. Так как допущенные ошибки могут повлечь за собой такое неприятное последствие, как выход из строя КПП.
Содержание
Внутренняя граната требует замены
Замена внутренней гранаты проводится в несколько основных этапов.
- Перед тем как приступить к выполнению работы, рекомендуется надёжно зафиксировать авто. Под колёса подкладываются специальные подставки. Не следует забывать про стояночный тормоз.
- Далее, нужно постепенно ослабить крепёжные болты колеса, рабочее колесо приподнять при помощи домкрата.
- Снять колесо, чтобы открыть доступ для дальнейших манипуляций.
- Нижнюю шаровую опору требуется аккуратно отвести в сторону. Крепёжные гайки придётся заранее открутить.
- Под коробкой передач расположить плотно прилегающую ёмкость, открутить сливную пробку и слить масло с КПП.
- Внутренняя граната отсоединяется от коробки передач. Для этого используется специальный съёмник.
- Из коробки изымается граната, амортизационная стойка при этом плавно отводится в сторону.
- Хомуты пыльника ШРУСа нужно удалить. Сам чехол сместить к колесу вдоль полуоси. В удалении большого хомута могут помочь отвёртка и плоскогубцы. Демонтаж хомута меньшего размера можно осуществить при помощи отвёртки и ножа.
- Только после этого можно приступить к снятию стопорного кольца. Процесс осуществляется при помощи специально разработанного для этих целей съёмника.
- Защитный чехол (пыльник) удаляется, вал полуоси очищается от остатков устаревшей смазки.
- Далее, следует надеть на полуось купленный в автомагазине новый пыльник (внутренняя граната зачастую продаётся в комплекте со стопорным кольцом, хомутами и смазкой).
- Следующий этап — наполнение защитного чехла новой смазкой.
- После этого новую гранату можно установить на строго определённое место. Её фиксация производится при помощи стопорного кольца.
- Последним этапом работы является вмонтирование полуоси в КПП. Для этого следует амортизационную стойку отвести в сторону и поместить полуось в коробку. При фиксации стопора возникает характерный щелчок.
- Сборка производится с полным соблюдением обратной последовательности.
- Все крепления затягиваются посредством использования динамометрического ключа. Сила затяжки корректируется заводскими нормами.
На видео — замена ШРУСа на ВАЗ:
Восстановительные работы по замене внешнего ШРУСа
Наружная граната отвечает за своевременную передачу крутящего момента на колесо. При возникновении неполадок в этом процессе требуется замена наружной гранаты.
Инструментарий для работы:
- торцовая головка на 30;
- гаечный ключ (17 мм);
- вороток достаточной мощности (не менее 10 мм в диаметре);
- трубка, исполняющая роль рычага;
- зубило;
- небольшой деревянный брусок;
- пассатижи;
- молоток.
Работа должна проводиться в гараже, оборудованном ямой. Процедура замены значительно облегчается, если есть напарник.
На видео — замена левого наружного ШРУСа:
Ход работы
- Первоочерёдный процесс — разжатие ступичной гайки. Её следует сорвать с места на машине, которая должна стоять на земле. Для проведения манипуляции понадобятся: торцовая головка на 30, ступичный вороток, долото, дрель, молоток.
- При помощи домкрата приподнять рабочую сторону автомобиля и снять колесо.
- Далее, следует открутить два болта шаровой (они должны располагаться в направлении «сверху вниз», то есть перпендикулярно земной поверхности). Проще всего это сделать, находясь в яме и применив гаечный ключ на 17.
- Стойку следует вытягивать вбок от транспортного средства, после чего плавно вытащить ШРУС.
- Изъятие пыльника для упрощения последующего процесса проведения замены внешнего ШРУСа.
- Следующее действие, которое потребуется от водителя — выбить гранату. Для прохождения этапа нужно находиться в яме. Выбивание осуществляется при помощи следующих инструментов: долото, трубка, молоток.
- Расположить пыльник на оси, после чего надеть новую гранату. Во избежание повреждения резьбы автомобилисту требуется оказывать силовое воздействие на неё через дощечку.
- На одетом пыльнике затягиваются хомуты, осуществляется обратный сбор механизма. Закручиваются болты шаровой, устанавливается шайба, закручивается гайка, ставится обратно колесо и профессиональная защита.
Всё о своевременной замене пыльника ШРУСа
Не следует дожидаться хруста, образующегося на поворотах или при резком вдавливании педали газа. Замена пыльника должна проводиться автомобилистом при обнаружении на нём разрывов и трещин. При игнорировании этих проблем возникает разгерметизация ШРУСа и его последующее загрязнение.
Главным признаком наличия механических повреждений на защитном чехле являются специфические жирные следы смазки, которые имеют свойство разлетаться во все доступные стороны.
Когда появляется настораживающее потрескивание, скорее всего, потребуется замена всей гранаты, а не только пыльника. А это, как уже видно из вышеописанных разделов, весьма затруднительно.
Чтобы поменять пыльник ШРУСа самостоятельно, также потребуется некоторая сноровка.
Ход работы
- При помощи ключа на 17 открутить сливную пробку и слить масло из коробки передач. Рекомендуется не забыть заранее подготовить пятилитровую ёмкость для временного хранения масла. Желательно, чтобы она закрывалась. В противном случае из-за невнимательности можно случайно её разлить.
- Наиболее сложным моментом может стать срывание болтов крепления колеса с их стационарных мест расположения.
- После этого нужно при помощи домкрата приподнять нужную область транспортного средства. Это необходимо сделать, для того чтобы облегчить откручивание болтов колеса и в последующем совсем их снять.
- Во избежание возможного несчастного случая и ненужного травматизма автомобилисту рекомендуется поставить под машину любой доступный упор. Им может стать плотная доска, пень или любой другой доступный прочный и устойчивый материал.
- После этого положение автомобиля следует подкорректировать при помощи домкрата. Он должен чётко опираться на подпорку.
- При выполнении следующего этапа без помощника не обойтись. В лучшем случае им станет человек, в худшем — брусок. Помощник необходим для осуществления нажатия на педаль тормоза. Также он может помочь в откручивании гайки ступицы. Для этого понадобится соответствующая головка на 30 и полуметровая труба, выполняющая роль удлинителя.
- Снятая гайка является одноразовой и требует замены после проведения каждого откручивания.
- Только после снятия шайбы и откручивания гайки можно приступить к освобождению шаровой опоры. Автомобилисту понадобится два болта, подходящих под ключ на 17.
- Отведя стойку в сторону, высвобождается наружный ШРУС.
- После этого последовательно снимается внутренний ШРУС (как проводится это мероприятие, описано выше).
- Новый пыльник одевается на вал только после тщательной промывки гранаты в керосине или бензине для удаления старой смазки. Перед непосредственным одеванием граната обрабатывается новой, заранее купленной, смазкой.
- Хомут насаженного на вал пыльника надо крепко затянуть.
- Чтобы избежать последующего быстрого износа защитного чехла, ШРУС должен находиться в положении, соответствующем середине его хода. Один край пыльника надо аккуратно отодвинуть отвёрткой и выпустить присутствующий в нём воздух.
- Второй хомут затягивается только после проведения этой процедуры.
- Далее, осуществляется полная сборка устройства при полном сохранении обратной последовательности.
На видео — замена пыльника ШРУСа:
При проведении подобных ремонтных работ затрагивается множество смежных механизмов и устройств. Поэтому проводить его рекомендуется только при полной уверенности в собственных силах. Если есть малейшие сомнения, то автомобилисту лучше перестраховаться и обратиться в автосервис. Процедура замены гранаты или пыльника обычно стоит не дороже, чем 1 000 рублей.