Любой автомобилист должен знать, что представляют собой ремни ГРМ, поскольку они играют важную роль в жизнедеятельности любой машины. В инструкциях к автомобилям строго регламентируются все правила замены ремня ГРМ. Однако многие водители даже не знают, что это за деталь и где она располагается. Мы вам расскажем обо всём, что касается ремней ГРМ.
Для того чтобы найти цепь, необходимо открыть капот машины. Вы сразу увидите резиновый зубчатый ремень, охватывающий шкивы. В инструкции к любому автомобилю подробно расписывается и иллюстрируется, как найти элемент. По сути, ремень, или цепь, ГРМ — это связующее звено, обеспечивающее синхронизированную работу распределительного вала и коленвала. Технологически он цепляет ещё несколько важных вспомогательных агрегатов. Поэтому срок службы ремня невелик.
Содержание
Конструкция ремня ГРМ
Газораспределительная цепь представляет собой замкнутое кольцо, на внутренней стороне которого нанесены специальные насечки или метки ремня ГРМ. Современные ремни изготавливаются из резины, поэтому не издают шума и не подвержены коррозийным процессам. Они состоят из нескольких важных элементов:
- водяной помпы;
- натягивающего ролика;
- сальников.
Ролик обеспечивает дополнительную натяжку ремня. Износ этой детали ведёт к провисанию цепи и её быстрому износу. Для того чтобы избежать преждевременного обрыва, рекомендуем вам покупать оригинальные изделия. Приобретение неоригинальных изделий повышает риск их повреждения.
К чему ведёт обрыв ремня
Очень важно своевременно осуществлять замену элемента, поскольку при обрыве ремня ГРМ выходит из строя клапанная группа, а это вызывает серьёзные поломки других частей мотора. Это происходит вследствие того, что современные двигатели автомобилей обладают высоким крутящим моментом. Перед заменой цепи очень важно проводить осмотр всех её элементов.
Физика процесса
При разрыве ремня ГРМ распределительный вал останавливает свою работу, в то время как коленвал продолжает крутиться. Это не зависит от передачи и от оборотов, на которых работал двигатель. Из-за этого поршни очень сильно бьют клапаны мотора. Последние, естественно, повреждаются вследствие этого. Известны случаи, когда клапаны даже пробивали поршень.
На видео — опасности неправильной замены ремня ГРМ:
Причины обрыва цепи ГРМ
Обрыв газораспределительного ремня может произойти вследствие множества различных причин. Вот основные из них:
- износ из-за длительного срока эксплуатации или низкого качества;
- заклинило помпу (самая распространённая причина);
- заклинило ролики;
- плохо закручен натягивающий ролик;
- заклинило распределительный вал (к примеру, из-за поломки);
- заклинило коленвал.
Как избежать разрыва ремня
Рекомендуем вам, дабы не бороться с возникшей проблемой, просто избежать её. Для того чтобы ваш ремень ГРМ не обрывался, придерживайтесь определённых правил:
- своевременно его меняйте (каждые 50 тысяч километров пробега);
- следите за состоянием сальников — они не должны течь (обращайте внимание, остаются ли пятна масла на асфальте);
- постоянно следите за аварийной лампой давления масла (при минимальном подозрении сразу глушите мотор и пытайтесь выяснить причину);
- используйте только оригинальные детали при замене комплектующих привода ГРМ;
- контролируйте состояние ремня, а именно — его натяжение;
- следите за состоянием роликов и водяной помпы (даже при небольшом шуме из привода сразу же пытайтесь выяснить его причину).
Стандартный регламент замены ГРМ — 60–80 тысяч километров. Но специалисты всё-таки рекомендуют осуществлять замену каждые 50 тысяч километров пробега вне зависимости от внешнего вида элемента. Даже если машина используется нечасто, цепь ГРМ нужно менять каждые шесть лет. Осуществляя замену самого механизма, нужно менять и натяжной ролик. Через каждые 40–45 тысяч километров пробега советуем проверять состояние цепи. В случае обнаружения минимальных повреждений или признаков износа (обнажённые нити, замасливание) ремень нужно поменять. При появлении масляных следов необходимо выяснить причину этого.
На видео — когда нужно менять ремень ГРМ:
Проверка натяжения газораспределительного ремня
Для того чтобы проверить натяжение цепи, вам нужно будет изъять воздушный фильтр и открутить крышку ГРМ. Возможно, для этого также потребуется убрать декоративную крышку с двигателя. Натяжение можно проверить, перекручивая ремень вокруг оси. Делайте это двумя пальцами — он должен закручиваться на девяносто градусов вокруг собственной оси. Отметим, что точное натяжение можно измерить только при помощи специальных приборов.
Если ремень перетянут — он будет очень быстро изнашиваться. Из-за этого будут также ломаться водяной насос и натяжной ролик. Если, наоборот, плохо натянут — он будет проскальзывать по зубцам, что нарушит фазы газораспределения.
На видео — натяжка ремня ГРМ:
Меняем цепь ГРМ
Многие водители задаются вопросом — как поменять ремень ГРМ. Эту процедуру можно осуществить, обратившись к специалистам автомобильного сервиса, но вполне можно произвести и самостоятельно. Мы подробно опишем вам последовательность действий при замене ремня ГРМ своими руками.
Демонтаж старого ремня
Перед тем как установить новый механизм ГРМ, вам необходимо убрать старый. Для начала нужно отключить клемму «минус» от аккумулятора и снять приводной ремень генератора. После этого следует установить поршень 1-го цилиндра в «верхнюю мёртвую точку» (ВМТ). Возьмите ключ на «15», чтобы открутить тот болт, которым закреплён ролик. Слегка поверните сам ролик, чтобы снизить натяжение цепи. Теперь снимите ГРМ со шкивов каждого из элементов.
Попросите кого-то зафиксировать коленчатый вал при помощи большой отвёртки. Пусть ваш помощник удерживает его, задев венец маховика. В этот момент вы сможете снять заглушку, фиксирующую картер сцепления. Примените ключ на «17», чтобы открутить болт шкива коленвала и извлечь его. После этого можно демонтировать шкив привода генератора. Осторожно уберите шайбу привода цепи ГРМ. Затем снимите сам механизм со шкива коленчатого вала.
Установка нового ремня ГРМ
Перед установкой новой цепи вы должны провести подготовительные работы. Они заключаются в очистке шкивов и натяжного ролика от масляных следов и грязи. В случае сильного загрязнения рекомендуем использовать уайт-спирит или кусок ткани, смоченной бензином.
Устанавливать новый ремень ГРМ следует в порядке, противоположном снятию. Производя процедуру, придерживайтесь некоторых правил:
- шкив привода генератора нужно установить в специальную выемку;
- при установке ремня обеспечьте оптимальное натяжение ведущей ветви;
- для натяжки ремня применяйте специальный ключ;
- ключ необходимо вставлять в пазы натяжного ролика и поворачивать последний против часовой стрелки. Крутите ролик, пока выемка на внешнем диске не совпадёт с прямоугольным выступом на его внутренней втулке;
- для затяжки болта, фиксирующего ролик, используйте ключ на «15»;
- если после процедуры установки вы услышите шум от привода распределительного вала — это свидетельствует о поломке подшипника натяжного ролика. Обнаружив это, вы должны срочно заменить деталь.
Как самостоятельно заменить натяжной ролик
Установить ролик своими руками несложно. Для этого вам нужно купить деталь в специализированном магазине и произвести её монтаж в порядке, противоположном установке ремня ГРМ. При осуществлении процедуры следите, чтобы отверстия под специальный ключ были расположены наружу.
На видео — замена ремня ГРМ и натяжного ролика:
Важные нюансы
Некоторые автолюбители, осуществляя замену цепи ГРМ, оставляют старые натяжные ролики, считая, что они легко смогут проработать ещё один цикл. Однако наш опыт показывает, что в подавляющем количестве случаев обрыв ремня вызывает именно заклинивание старых роликов. Так как ремонт двигателя обходится намного дороже, чем покупка этих элементов, рекомендуем вам регулярно менять все детали ремня.
Причём делать это нужно даже в том случае, если отсутствуют визуальные признаки износа деталей. Это касается не только натяжных роликов, но и сальников, и водяной помпы. Даже если сальники не подтекают — рекомендуем менять их вместе с ремнём. Это позволит вам сэкономить своё время и денежные средства.
При эксплуатации машины вы всегда должны знать, когда в последний раз осуществлялась замена элементов газораспределительного механизма. Также важна информация о величине так называемого межсервисного пробега автомобиля. Как правило, сведения о пробеге, при котором производилась последняя замена, записывается в сервисной книжке машины. При отсутствии такой книжки вы можете обратиться за информацией в центр техобслуживания. Если вы купили подержанное авто — выясните у прошлого владельца, когда он производил замену ремней и роликов ГРМ. А ещё лучше — не доверять словам бывшего хозяина автомобиля и сразу поменять все элементы механизма.
Определяя момент очередной замены системы ГРМ, учитывайте то, что межсервисный интервал зависит от того, устанавливались ли оригинальные детали. Если использовались неоригинальные запчасти (что само по себе нежелательно) — межсервисный интервал будет гораздо меньше.
Пожалуйста, оставьте свой комментарий к статье! Нам интересно ваше мнение!